11 лет назад «ТелеграфЪ» сообщал об ужасном случае: в Малой Кохновке и Кременчуге неизвестные подожгли три дома, где жили ромы. В одном из домов облили бензином всех, включая детей – двое взрослых и трое детей погибли в страшных муках. Семья обвинила в зверстве работника милиции. Украинские органы следствия и суд отвергли это. Европейский суд по правам людей признал, что наши правоохранители недостаточно расследовали дело, и присудил пострадавшим компенсацию – 20 тысяч евро.
Утро 28 октября 2001 года навсегда останется в памяти жителей Малой Кохновки: черный дом, обгоревшие трупы, большое количество милиции и еще больше ромов (родственники, друзья и знакомые погибших). Глава семьи Юрий Федорченко рассказал, что в дом ворвались трое человек, облили всех бензином и подожгли. У мужчины загорелась спина – он побежал к пруду, где смог спастись. Его 25-летний сын и 6-летний внук погибли сразу, 21-летняя дочь жены, 6-летняя внучка и 3-летний внук скончались в больнице.
Юрий Федорченко во всем обвинил правоохранителей – заявил, что поджогом руководил майор отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Причина – дочь не оплатила ежемесячный взнос за «крышу» – 200 грн. В прокуратуре эта версия не подтвердилась, в поджоге обвинили его исполнителя – наркозависимого, который при поджоге также получил ожоги. Сообщников не нашли. Судебная тяжба продолжалась вплоть до 2005 года, пока не умер главный обвиняемый. Против милиционера, как не настаивал потерпевший, уголовное дело не возбудили – следствие не нашло доказательств его вины.
Дело было направлено в Европейский суд по правам человека. Заявителями выступили родственники погибших Юрий Федорченко (отец) и Зоя Лозенко (мать). Последняя требовала взыскать с украинского правительства компенсацию – 100 тысяч евро. Интересы потерпевших представлял Европейский центр по правам цыган.
Европейский суд решил, что украинские органы следствия провели недостаточную работу в расследовании этого чудовищного преступления. Не было сделано достаточно действий для того, чтобы доказать (или опровергнуть), что преступление было совершено на расистской почве, а также для того, чтобы разобраться – причастен ли к нему майор милиции.
Суд постановил: Украина должна оплатить заявительнице 20 тысяч евро компенсации морального ущерба, а также 8 тысяч евро – Европейскому центру по правам цыган за представительство в суде.
При подготовке материала использованы: статья из газеты «Кременчугский ТелеграфЪ» (№ 44 от 1.11.2001), текст Постановления Европейского суда по правам человека от 20 сентября 2012 года по заявлению № 387/03.