В этом году вместо улучшения тестовых заданий для выпускников школ или введения тестирования способностей Министерство выбрало другой вариант – принимать по оценкам аттестата, а со следующего года – через экзамены, которые будут проводить сами ВУЗы.
Позволит ли это детям из небогатых семей поступить на бюджетной основе в университет им. Т.Шевченко или в КГУ, ведь в прошлом году это удалось всем, кто набрал максимальные баллы на тестах? Или систему меняют, чтобы вернуть тотальное взяточничество при поступлении?
– Дожились. Нормальная оценка в аттестат стоит две-две с половиной тысячи гривен. И это в сельской школе Черкасской области, – говорит депутат Верховной Рады Леся Оробец.
– Удивительнее всего было наткнуться на взяточничество в одном из самых престижных лицеев Киева, – добавляет член парламентского комитета по образованию от «Нашей Украины-Народной Самообороны». Только сумма уже измерялась в долларах.
– Презенты за отличные оценки оседают у директора. Где этого нет – счастливое исключение, – делится Оксана Владимировна, преподаватель одной из киевских школ. Говорит, что по распоряжению директора вынуждена была ставить «скорректированные» оценки.
Елена Игоревна преподает английский в маленьком городке: «Меня вызвал директор и дал список учеников, которым надо ставить «отлично». Никакого журнала переписывать не нужно было, прсто «лепишь» им пятерку – и все. Почти все они получили медали».
Такая информация от педагогов пошла после изменения правил поступления в вузы. Два года подряд они принимали абитуриентов только по результатам тестов. В этом году новый министр образования Дмитрий Табачник приказал учитывать и средний балл школьного аттестата. Каждому абитуриенту 600 баллов могут принести тесты и еще 200 – аттестат.
– Старшеклассникам стало неинтересно заниматься всеми предметами в школе, появилось хамское отношение к большинству учителей, а королем всего стал репетитор, – объясняет министр образования Дмитрий Табачник причину отказа от поступления только через тесты.
Лилия Гриневич, запускавшая систему тестирования, предупреждала: настолько большой вес школьного аттестата может возродить практику их покупки.
Торговля возрождается?
Мы запросили данные с начала года у Министерства внутренних дел. Там есть Управление по борьбе с экономической преступностью. Среди его обязанностей – отлавливать взяточников в школах и университетах.
Валентин Зорба, оперуполномоченный УБЭП ответил «Свідомо» так:
«Не о чем говорить. За это время мы обнаружили не более пяти случаев. Громких нет».
Снимает ли это подозрения? Чтобы УБЭП занялся конкретным случаем, нужен «сигнал» – заявление от свидетеля или потерпевшего. Если ни «свидетели», ни «потерпевший» обращаться с жалобами не спешат, «сигналы» УБЭП не получает.
Тогда мы занялись поиском данных о медалистах. По совету общественной организации «Опора», вот уже несколько лет следящей за честностью поступления. «Опора» считает, что тесты серьезно подорвали коррупцию и количество абитуриентов, которых волосатые руки за уши втянули в ВУЗы, уменьшилось.
Вот какие цифры мы нашли. В первый год поступления только по результатам тестов (в 2008-ом), «озолотилось» 20 220 11-классников. (Повторимся: кроме гордости родителей, эти медали ничего не давали). И уже на следующий – 2009 год – медалистов стало втрое (!) меньше – 7 040.
При этом, как утверждает глава Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук, на тестах многие из них не подтвердили своего золота. Так, во Львове тестирование в школах провалили аж 70% медалистов – самых умных и сильных, казалось бы, учеников.
Что в этом году?
Президент Национального Олимпийского Комитета Сергей Бубка должен задуматься над тем, чтобы на олимпиады отправлять не спортсменов, а 11-классников. В отличие от украинских олимпийцев, получившим в этом году ноль целых ноль десятых медалей в Ванкувере, украинские выпускники серьезно улучшили свой прошлогодний результат:
10 855 золотых медалей – на треть больше, чем в прошлом году.
– По предварительным оценкам у нас будет 141 медалист. Но к концу года их будет еще меньше, – так говорил начальник управления образования и науки Тернополя Александр Остапчук в марте, еще до утверждения новых правил поступления. А в конце мая медали получили не меньше, а больше – 151 выпускник.
Как их могло стать больше? Медаль получает тот, кто имеет все пятерки за последние два года обучения. Отдел образования имеет данные о лучших учащихся города – тех, у кого все пятерки были за десятый класс и все отлично в 11-ом. Кто из них не выдерживает дистанцию и получает четверку – остается без медали. Поэтому медалистов может быть только меньше, чем ожидалось. Но никак не больше.
В Харькове золотые медали получили 339 выпускников. В прошлом году их было в полтора раза меньше – 197. Черновцы в этом году гордятся 158 золотыми медалистами. В прошлом их было почти вдвое меньше – 82. Львов – 284 против 150. Волынь – 709 против 679.
– Все уже было решено родителями с классным руководителем и директором. Чувствуешь себя в дерьме по уши, – рассказывает на условиях анонимности учительница.
Она незаслуженно тянула 11-классников к медалям, выставляя по приказу директора отличные оценки по своему предмету. Чтобы сфальсифицировать аттестат с минимальным риском, нужно переписать школьный журнал. Тогда не придется объяснять, почему ученик, учившийся так себе, стал золотым медалистом. Чтобы переписать школьный журнал, его надо купить.
Мы решили узнать, выросли ли продажи этих школьных атрибутов после изменений правил поступления. По данным Министерства образования и науки, печатью классных журналов для 5-12 классов занимаются 11 компаний. Когда мы обзвонили, оказалось, что семь прекратили этим заниматься, а еще две вообще исчезли. Фактически печатают журналы харьковское издательство «Ранок» и Керченская городская типография. Большинство школ покупают журналы «Ранка» с его разветвленной сетью магазинов.
– Меня интересует статистика продаж классных журналов за этот и прошлый годы. – Можете предоставить эти данные? – обращаюсь к коммерческому отделу «Ранка».
– А с чего это я, собственно, должна давать такую информацию? – неприветливо отвечает менеджер на том конце провода.
– А Вам что-то мешает?
– Это коммерческая тайна.
– Хорошо, я не буду называть название Вашей фирмы. Мне важно знать, действительно ли Вы в этом году продали журналов больше, чем в прошлом.
– Секунду. Несколько минут слышу в трубке переговоры с кем-то, а затем – категорический отказ:
– Вы знаете, нам строго запретили распространять эту информацию. Извините. И еще одно: Вам эту информацию не предоставит ни замдиректора, ни директор. Так что, не старайтесь, – отвечает трубка.
Информацию мы все же получили. Она нашлась в переписке ООО «Веста» (эта фирма владеет «Ранком») с другим издательством.
Как выяснилось, за два месяца перед выпуском школьников, продажи журналов выросли почти на четверть. Заметьте – сравниваются такие же месяцы перед выпуском в прошлом году. Когда выпускников школ вообще-то было больше. –
МОН не увеличивало заказ классных журналов, – ответил на вопрос «Свідомо» министр Дмитрий Табачник. – Количество журналов полностью отвечает потребности каждой школы. Лишних никто не заказывал.
На самом деле журнал может купить любой человек. Даже заказать на сайте того же издательства «Ранок». Цена – 23 гривны 50 копеек. Министр исключил возможность взяточничества вообще: «Просто физически невозможно переписать школьные журналы за несколько лет для повышения среднего балла аттестата. И даже если возникнут подозрения, то можно провести выборочные проверки этих учебных заведений. Я за свою жизнь ни разу не столкнулся с ситуацией, когда школьный учитель просил взятку за оценку. Для этого надо, чтобы в сговор вступили сразу 30 учителей, директор и представители районных отделов образования. Перемены ради взяток? Два последних года выпускники, их родители и преподаватели заявляли: коррупция при поступлении в ВУЗы снижается.
Так утверждал Киевский международный институт социологии, опрашивая 11-классников, первокурсников, родителей и учителей школ. Это было именно в те годы, когда в ВУЗ можно было вступить только по результатам тестов. Тесты не были совершенными. Две недели назад сотни абитуриентов обступили Минобразования с требованием проверить задания по английскому языку. Их не смогли решить не только 11-классники, но и преподаватели, и носители языка.
Но вместо улучшения тестовых заданий или введения тестирования способностей Министерство выбрало другой вариант – принимать по оценкам аттестата, а со следующего года – через экзамены, которые будут проводить сами ВУЗы. Позволит ли это детям из небогатых семей поступить за счет бюджета в Киевский университет им. Т.Шевченко или в КПУ? В прошлом году это удалось всем, кто набрал максимальные баллы на тестах.
Например, парню из обычной школы в Шостке, поступившему на экономическую кибернетику в университет Шевченко, или школьнице из городка Ромны, которую приняли на юрфак этого же ВУЗа. Или систему меняют, чтобы вернуть тотальное взяточничество при поступлении?
В Одесской юридической академии, возглавляемой Сергеем Киваловым, мы нашли странную инновацию. Ее приемная комиссия академии советует ознакомиться с программой по основам правоведения. «В рамках профориентационных мероприятий», – написано на сайте.
– Для чего? Вы собираетесь экзамен проводить вступительный? – спрашиваю в приемной.
– Если Вы просто вступаете в нашу академию, то нет. Если по направлению, скажем с места работы, то Вам нужно будет сдать вступительный тест по правоведению, плюс психологический тест.
– Подождите, а это разве написано в условиях поступления, утвержденных Министерством?
– У нас все законно. До свидания, всего наилучшего.
Максим Опанасенко, Бюро журналистских расследований «Свідомо», для «Кременчугского Телеграфа»
СПЕЦПРОЕКТ «Телеграфа» и бюро журналистских расследований «Свiдомо»
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.