Бесконечно работать себе в убыток управитель не будет: не исключено, что управляющая компания "Добробыт" инициирует повышение оплаты за содержание дома. Ведь это бизнес, признает ее директор Татьяна Урбаник. "ТелеграфЪ" спросил более детально об обещаниях "ничего не менять", которыми "Добробыт" привлекают людей, не желающих создавать ОСМД.
В Кременчуге управляющая компания «Добробыт» взялась за проведение собраний жильцов домов, которые в данное время обслуживает. Представители компании «пошли в народ» не случайно: они не хотят потерять бизнес и не хотят нового конкурса на управление домами.
Согласно Закону «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», люди должны до 1 июля определиться, как управлять своим жильем. Есть три способа:
- обслуживать его самим без создания ОСМД (специалисты говорят, что такой вариант наиболее приемлем в домах, где всего несколько квартир);
- создать ОСМД (его можно обслуживать самим либо выбрать управителя и заключить с ним договор).
- выбрать управителя без создания ОСМД (в этом случае оформляется протокол собрания).
Если люди не определятся сами, управляющую компанию в доме на год назначит исполком на конкурсной основе.
Как мы уже сообщали, компания «Добробыт» развесила на домах объявления, которые выглядят как антиагитация против ОСМД – именно так расценил их «ТелеграфЪ» и многие жильцы. Но Татьяна Урбаник, директор управляющей компании «Добробыт», уверяет, что компания лишь агитирует за себя.
- Люди не имеют информации, они обращаются к нам за разъяснениями - просят проинформировать о том, что изменится с 1 июля, - рассказала Татьяна Урбаник. - Мы проводили собрания, но нашими силами провести собрания в полном объеме мы не можем, потому приняли решение развесить объявления так же, как развешиваем отчеты о проведенной работе. Мы говорим людям: «Вы имеете право сделать выбор». Разъясняем, что им не обязательно создавать ОСМД – закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» к этому не обязывает. Они должны принять решение, как управлять своим жильем. И когда ко мне приходят люди и рассказывают, что их агитируют создать ОСМД, то я им говорю, что они должны понимать всю ответственность и последствия. Это их выбор — и мы его уважаем. И мы можем обслуживать дом как в качестве ОСМД, так и без создания ОСМД. Но когда люди говорят, что не хотят создавать ОСМД, то мы объясняем, что они и не обязаны. На данный момент у нас в Кременчуге, если исполком не примет никакого решения, есть действующий договор с управляющей компанией «Добробыт» до 2018 года. Это официальный документ. Мы и далее будем обслуживать жилье.
- Вы вводите людей в заблуждение. Да, договор есть, но появился новый закон, который четко определяет, что исполнительные органы должны принимать новое решение, если в доме не создано ОСМД. То есть проводить конкурс на управителей.
- Я повторюсь: если исполком не примет решение что-то изменить, у нас есть действующий договор. Мы действуем в правовом поле.
- Но исполком уже заявлял о своем намерении проводить конкурс — этому была посвящена пресс-конференция. Поэтому я и говорю, что вы дезинформируете людей.
- Если исполком примет решение, будет объявлен конкурс, и тогда можно говорить о том, что будут изменения. Должны быть объявлены условия конкурса. Пока этого не сделано и никакой другой информации тоже нет. Пока этого нет, люди волнуются. Мы им говорим: вы можете провести собрание совладельцев. И есть такие дома, где эти собрания проведены. Инициативные люди подписали протоколы: один — о выборе уполномоченного лица, второй — о выборе управляющей компании. Есть такие дома, даже если будет проведен конкурс, «выпадают» из этого конкурса, согласно Закону. Есть дома, которые эту процедуру прошли.
- Возьмем ваше объявление, которое мы тоже расценили как антиагитацию против ОСМД. В частности, в них написано, что люди не смогут самостоятельно обслуживать свой дом. Жильцы задают закономерные вопросы: зачем компании такие невыгодные дома? Вы что, занимаетесь благотворительностью?
- В частности, по тому дому, о котором шла речь (Правобережная, 31), мы информируем людей о задолженности – сейчас это 16 тысяч. Люди должны понимать, что есть опасения, есть риски. И люди должны понимать, что только они будут нести ответственность за свой дом. Ведь к ним приходят и говорят, что согласны работать при том тарифе, который есть.
- Подождите, в любом случае решение о тарифе (точнее расходах на управление и содержание дома) принимает общее собрание жильцов дома, так предусматривает закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме».
- Пока дом остается с тем же тарифом, у нас договор пока не меняется. Он установлен исполкомом в 2008 году. Если люди захотят изменить условия договора, тогда будет разработан новый договор, учитывая инициативу людей. Этот договор будет заключен на год. В течение года люди посмотрят расходы — уполномоченное лицо может в любой момент проходить и смотреть, как и любой жилец.
- Но вы не ответили на вопрос – зачем вам убыточные дома? Вы пишете в объявлениях, что будете и дальше обслуживать их, на тех же условиях. За счет каких средств?
- У нас не один дом. Будем обслуживать за счет оборотных средств предприятия.
- Но если каждый дом должен, откуда тогда оборотные средства?
- Не каждый дом должен большие суммы, есть дома, которые абсолютно нормально платят. У нас есть оборотные средства, которыми мы можем временно воспользоваться.
- В Кременчуге действует подомовой тариф. Из того, что вы сказали, я делаю вывод, что он не реализовывается: деньги с одного дома перетягиваются на другой.
- Нет, неправильно, тариф подомовой и учет подомовой.
- Но фактически деньги одного дома используются на другой?
- Да, нам это не запрещает нормативная база и решение исполкома.
- То есть вы фактически обещаете жильцам решать их проблемы за счет других жильцов, которые платят?
- Это оборотные средства. И если в доме, например, аварийно потекла крыша, мы можем временно воспользоваться оборотными средствами и закрыть проблему. Так было всегда – все 8 лет до этого. Это преимущество, которое у нас есть как управителя большого количество домов. И за счет этого обслуживаются дома, долги не так остро видно. Но люди должны понимать, что они обязаны погасить долги точно так же, как мы должны выполнить свои обязательства. В периоде на дом будет потрачено столько, сколько положено. Но, например, в этом месяце крышу сделают в одном доме, позаимствовав оборотные средства еще у четырех, а в следующий месяц один из тех у кого брали деньги на крышу, получит новые трубы. Это я утрированно, но суть такая. Как в семейном бюджете – у вас отложены деньги на летний отпуск, но в этом месяце вы взяли определенную сумму и пошли в стоматологию полечить зуб, потому что сейчас это важнее. Так и в ОСМД – мы поясняем, что с одной стороны вы сами себе хозяева и берете ответственность на себя, но с другой – вы будете ограничены ровно теми деньгами, которые смогли собрать и «перекрыться» в критический момент будет не из чего. Это риски, и люди должны понимать их. Закон был принят год назад, но со стороны государства качественной разъяснительной работы не было. Если вы предложили всем управлять своим жильем, то научите это делать. Я считаю, что должны были быть тренинги, семинары, работа с людьми, чтобы жители были готовы и делали сознательный выбор.
- Еще один житель Правобережной, 44 говорит о многолетней проблеме подвала и замечает: если компания хочет удержать за собой дома, пусть скажет, когда же будут качественные услуги?
- Мы на пути к этому. С октября сделали много шагов на улучшение качества. Заявки принимаются в полном объеме. Все звонки, которые поступают в аварийную службу, фиксируются в полном объеме. Такой ситуации, когда в аварийной службе не берут трубку, практически нет. Даже если звонок пропущен, диспетчер перезванивает. Запустили третью бригаду аварийной службы.
- Когда вы наладите работу должным образом, чтобы у людей было меньше претензий, можете назвать временные рамки?
- Мы сейчас налаживаем работу. Временные рамки назвать не могу, потому что в рамках этого тарифа больших изменений не будет: тариф утвержден в 2008 году. Возьмите данные Госстата и посмотрите – как с того времени выросли цены на электроэнергию, газ, материалы, как изменились зарплаты. С пятиэтажного дома на 4 подъезда собирается квартплаты менее 5 тысяч гривен. 8 лет назад за эти деньги можно было сделать гораздо больше, сейчас же почти половина уходит только на оплату освещения в подъездах.
- Да, мы это слышим много лет. Я удивилась, что собственник компании сказал другое: что тариф повышаться не будет.
- Мы не можем в одностороннем порядке повысить тариф. Это не наша прерогатива.
- А инициировать будете?
- Возможно, будем инициировать, но это не значит, что будет так, как мы хотим. По отдельным домам, где люди понимают, что в большем объеме невозможно делать услуги, они приходят и говорят: мы готовы работать при другом тарифе и просят обосновать, какие услуги и при каком тарифе мы готовы предоставлять.
- Какую прибыль получила компания в 2015 году?
- У нас нет прибыли. Все деньги, которые пришли, вложены в жилфонд. Мы неприбыльное предприятие.
- А убытки есть?
- Есть.
- Так зачем вам работать себе в убыток?
- Процитирую собственника: незачем. Мы бизнес, а не благотворительная организация и хотим зарабатывать. Но есть экономическая ситуация в компании, она приобреталась с багажом проблем и было четкое понимание, что понадобится время и инвестиции, чтобы их решить. Поэтому пока что собственник тратит, а не получает. Мы не можем по-другому. Есть штат работников, которые получают зарплату. И за всех этих работников я несу ответственность. И когда обращаются жильцы и говорят, что течет кровля, что я скажу: у вашего дома закончились деньги? Я даю подрядчику гарантии, что оплачу. Подрядная организация решает проблему, а я рассчитываюсь в следующем месяце, когда появляются оборотные средства. И по концу года у нас убытки. Но поскольку мы пришли работать не на месяц и не на год, у компании есть стратегия на несколько лет и есть понимание как за счет оптимизации, правильного контроля, изменения качества услуг мы будем развиваться.
О чем молчат управители и почему они не смогут по закону работать по «старым» договорам и со «старым» тарифом, читайте здесь:
Эксперт рассказала то, о чем молчат кременчугские управители жилья.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.Усі жителі багатоповерхівок тепер, згідно із законом, є їх співвласниками. До 1 липня 2016 року кременчужани мали визначити, як управляти своїм житлом.
Найбільш перевірений і відповідальний з цих способів управління, при якому жителі, дійсно, можуть впливати на стан будинку – створити ОСББ. Діяльність його регулюється Законом «Про об'єднання співвласників багатоквартирного будинку».
Як створити ОСББ, читайте тут.
Про практику роботи ОСББ ми розповімо в цьому сюжеті. Якщо у вас виникли питання, ми підготуємо відповіді, пишіть t.donchenko88@gmail.com