У них беспилотники уже патрулируют улицы города, на улучшение жизни велосипедистов выделяют десятки миллионов евро, жителей в городе становится все больше. Но живет большинство от «получки до получки», а в французской семье стараются заводить как можно больше детей – просто так ты можешь платить меньше налогов…
Ранее мы сделали несколько публикаций о зарплатах и стоимости коммуналки в странах-европейках. Для этого выбрали восемь стран – как из Западной, так и из Восточной Европы. И каждой из них искали город, чем-то напоминающий Кременчуг. И по местным сайтам посмотрели, что у них с зарплатами и тарифами. А сейчас через призму этих городов посмотрим на жизнь европейских стран. Следующий из этой серии публикаций – Бордо.
Это крупный порт, расположенный на реке Гаронна, которая впадает в Атлантический океан. Промышленный город, в котором делают автомобили Ford, выпускают шины Michelin. На окраинах города собирают самолеты Falcon, кабины для Airbus A380, стартовые ускорители ракет и прочее. Есть судостроительные верфи, предприятия химической и фармацевтической отраслей. Бордо – большой город, вокруг которого расположены маленькие города-сателлиты. Люди живут за городом, а работают в Бордо. Поэтому объединение занимается решением общих вопросов, зачастую касающихся транспорта. Ну и главное: Бордо – столица виноделия.
Кременчуг: Днепр, левый берег и Крюков. Их связывает Крюковский мост. Возраст – 60 лет.
Бордо: Левый и правый берег реки Гаронна в Бордо связывает Каменный мост. Это первый мост через эту реку, объединивший старые городские кварталы с новыми современными строениями. Возведение его по личному приказу императора Наполеона продолжалось сравнительно недолго: с 1819 по 1822 года.
У нас: щука з Кременчука
Бордо: Большая колокольня. Она стала основным достоянием города еще с 15 века. Хотя нам он знаком больше по вину Бордо.
Кременчуг: максимум жителей – в 95-м году, 248 тыс. Сейчас – 221,6 тыс. Хотя неофициально называют 270 тыс.
Бордо: людей становится все больше и больше. Если в 80-х населения в городе было меньше чем у нас – около 200 тыс человек, то на 2014 год – 246,5 тыс чел. Но это только город – он стал почти неразрывной метрополией, куда вошли небольшие города рядом.
Мы: за однокомнатку зимой платим в среднем 60 евро (1800 грн) 1 куб/м воды – 7, 33 грн.
Бордо: холодная вода, куб/м: 1,55€ (45 грн). Водоотведение на семью из 4-х человек в метрополии Бордо составит около 35 евро в месяц. Заложенная норма – 10 кубов на семью, также в этом абонементе учитывается плата за используемые сети. Газ (отопление, вода, плита) 1400 €/год (40, 6 тыс грн), электроэнергия (150 кВт): 27 €/ мес (783,84 грн). Собственников жилья не так уж и много. Аренда маленькой квартиры-студии в 17–18 квадратов обойдется в 500 евро, плюс коммуналка сверху – это 50–70 евро.
У нас: минимальная зарплата – 106 евро.
У них: первый попавшийся сайт выдал около 5,5 тыс вакансий. Большинство работодателей предлагали оплату около 20–25 тыс евро в год. Это 1,5–2 тыс евро ежемесячно. Вакансий, где бы обещали платить 25–35 тыс евро в год, было меньше – около 2,5 тысячи. И только 300 счастливчиков могут рассчитывать на оплату более 40 тыс евро – то есть больше 3 тыс евро в месяц. Работодатели указывают годовые оклады, но для большего удобства мы пересчитали, сколько это в месяц. Так, менеджер на производстве – €4,1 тыс (116 тыс грн), генеральный директор – €5–6,6 тыс (142–187,5 тыс грн), каменщик – €1,7–1,9 тыс (48–54 тыс грн), сантехник – €15,4 час.
У нас: 43,563 млн евро. Мы – город-донор. У нас сейчас 42 депутата, раньше было 60. Выбираем каждые 5 лет.
Бордо: 454,8 млн евро. У них нет доноров, у которых бы отбирали большую часть в госбюджет, нет и бедных городов, которые нуждаются в дотации. Городов – около 50 тысяч, зачастую они совсем небольшие, но это не мешает им быть самодостаточными в вопросах финансов. Городской совет состоит из 61 депутата. Выборы каждые шесть лет.
У нас: еще не началась. С июля мы должны были начать выбирать себе семейных врачей. Ходим к врачам бесплатно.
У них: есть госсистема страхования, которая частично компенсирует затраты, понесенные пациентом. Чтобы воспользоваться такой госпомощью, необходимо задекларировать своего врача-терапевта. А он уже, в случае необходимости, направит вас к другим специалистам. Консультация у врача стоит 23 евро. В зависимости от проблемы, с которой обращаетесь, вам компенсируют определенный процент. Например, за вас заплатят 8 евро. Оставшуюся сумму позволяет «гасить» система общего страхования. Ею пользуется большинство французов – за относительно небольшие деньги можно застраховать всю семью. Система здравоохранения построена так, что позволяет получать бесплатно лекарства, прописанные врачом, даже если это капли в нос или таблетки от горла.
У нас: инфраструктуры для велосипедистов нет, но их становится все больше. Проходят велопарады.
У них: поездки общественным транспортом дорогие, даже для французов. В Париже билет в один конец обойдется в 2 евро (автобус), в Бордо – 1,2 евро. А вот велосипедистов – навалом. Власти посчитали, что их Каменный мост в день переезжает 7 тысяч велосипедистов. Использование велосипедов быстро растет: прирост на 11% в 2016 году Город оценили 8-м по удобству езды на велосипеде. Инвестиции в развитие инфраструктуры для велосипедистов к 2020 году – 70 млн евро. 500 тыс евро каждый год – для парковки велосипедов. Кстати, у них есть даже профессия велокурьера: зарабатывают около 3 тыс евро в месяц.
У нас: кременчугский музей реконструируют долгие годы. В нем пора создавать музей ремонта музея. Работы по сути не ведутся с 2009 года.
У них: бюджет культуры в этом году – €75 млн евро. Например, ремонт музея, который откроют весной 2018 года –17 млн евро.
У нас: в конце прошлого года Кременчуг поехал в Киев через Знаменку. Потом была еще одна оптимизация – до Киева едем ночью сидя.
У них: высокоскоростная линия из Парижа – главное событие Бордо в 2017 году. Добраться до столицы поездом можно за 2 часа 4 минуты вместо трех.
А стоимость проезда на скоростном поезде, который проедет 500–600 км часа за три, достигает 200 евро. Если очень повезет, можно попасть на скидки.
в тему
– На престижные специальности, такие как адвокатская школа, количество участников конкурса может достигнуть 20 тысяч человек! И из них будут отобраны 100–200, – рассказала нам кременчужанка Екатерина, живущая в Бордо.
Францию можно назвать страной конкурсов – они повсюду. Например, национальный конкурс проводят на должность преподавателя – сперва записываются все желающие, потом проводится отбор. Со взятками в сфере образования французам удалось покончить – преподаватели в них просто не заинтересованы, потому что их зарплата в 2 раза выше средней:
– Взятки – это вообще невозможно. У преподавателей очень высокие зарплаты – 3 тысячи евро. Тогда как средняя зарплата – 1,5–2 тыс, – рассказывает Екатерина – Во Франции система школьного образования значительно отличается от привычной для нас.
Дети учатся четыре дня в неделю – каждую среду у них выходной. Кроме того, у них много каникул в середине года. День знаний приходится на 20 сентября, а обучение заканчивают в июне.
– По сравнению с нашими, французские школьники совершенно не нагружены. Они только начинают учиться – и сразу же каникулы полтора месяца. Но это дает возможность заниматься в разных кружках, специализированных школах. Из школы они выпускаются позже, и уже лучше сориентированы для выбора специальности.
– В Украине получить ответ на запрос или услугу намного проще. Там на каждую бумажку нужно получить свою бумажку и обойти миллион служб. Это замкнутый круг. Французы сами очень недовольны бюрократией, но она так прочно пустила корни, что систему сложно поменять. Например, чтобы получить документы на машину, мне пришлось ждать 4 месяца. Тяжело задекларировать даже смену своего места жительства. «Ускорить» решение своего вопроса за отдельное вознаграждение не получится – мелкие чиновники взяток не берут. Хотя и заработные платы у них совсем небольшие – порядка 1500 евро, – рассказывает кременчужанка.
Дети могут находиться на обеспечении родителей до 26 лет. Когда же они начинают самостоятельную жизнь, на родителей сваливается целая куча налогов. Треть, а то и половину от средней зарплаты съедает оплата жилья. В основном его снимают – собственников не так и много.
– У нас складывается впечатление, что французы богато живут. Это абсолютно не так – они живут довольно скромно. В конце месяца у них остается очень немного, можно сказать, что основная часть живет от получки до получки. Могут позволить себе раз в год съездить за границу, но чаще всего недалеко – Испания, Италия, Португалия. Для нуждающихся создана Национальная касса помощи, туда можно обратиться, если нет возможности оплачивать аренду. Ежемесячно будут давать помощь, она может составить 100–150 евро. Однако правила ее получения довольно сложные. Тем не менее, многие пользуются подобными субсидиями, особенно это касается приезжих из африканских стран. Они основные потребители госпомощи – рожают по 5–6 детей и не платят налоги, получают помощь на аренду жилья, пользуются практически бесплатной системой здравоохранения, могут даже получать питание из благотворительных организаций.
Налоги в этой стране высокие. И взимаются не только ежемесячно. Есть категория налогов, которые нужно оплатить раз в год, их начисляют в зависимости от дохода, полученного ранее. И это могут быть значительные суммы:
– Моей знакомой, которая работает в межкоммунальном объединении Бордо, за 2013-й год насчитали налогов на полторы ее зарплаты. Это кроме того, что она платила ежемесячно. Меньше налогов платят те, у кого есть дети. Поэтому три ребенка в семье – это нормальная ситуация для французов.
Над французскими дорогами начали кружить беспилотники – так правоохранители усилили свое присутствие на дорогах. Снимки, сделанные с помощью беспилотного летательного аппарата, направляются в правоохранительные органы – чтобы автомобилисты были внимательнее.
Во Франции есть выплаты, полагающиеся на рождение ребенка. Но вот долго в декрете с ним не посидишь – уже через три месяца малышей стараются отдать в ясли.
– Получить там место просто нереально. В первую очередь туда устраивают детей из малообеспеченных семей. Большинство людей вынуждены искать частных нянь. Чаще всего это женщины, которые тоже недавно родили ребенка, но не хотят выходить из декрета и берутся присматривать еще за одним-двумя малышами.
Хочешь-не хочешь, а правила дорожного движения придется соблюдать. Штрафы за их нарушение высокие, а договориться с инспектором не выйдет – все фиксируют специальные датчики. Ограничением скорости 30–40 км в центре города никого не удивишь, за её небольшое превышение впаяют штраф в 120 евро – об этом известят через месяц, прислав чек и фото-, видеоподтверждение. Кроме того, действует балльная система – за каждое нарушение снимаются определенные баллы: если выходишь «в ноль», права заберут. Их вернут по прошествии определенного времени или же после пересдачи.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.