В январе в городской художественной галерее Кременчуга проходила масштабная юбилейная выставка работ известного художника Николая Анисимова. Он не только мастер этюдов, но и автор многих монументальных решений. Например, барельеф на дворце культуры «Нефтехимик» в Кременчуге выполнен по его проекту и его же руками
«Анисимов – живая легенда нашего города, - с ходу определил Андрей Родин, директор Кременчугской детской художественной школы. – Стоишь рядом с ним и понимаешь: глыба. И для наших детей важно знать, что мы живём не на пустом месте. У нас есть история, традиции. И есть у кого учиться и чему учиться».
Творчество Николая Анисимова – действительно что-то фундаментальное и глобальное, особенно в рамках нашего города. Его монументальные работы – это история. Его живопись – целый театр жизни.
Два зала галереи смогли вместить только 182 работы Николая Тихоновича. И ещё столько же, а может, и больше сюда не вошло. Ещё бы: человеку 7 января исполнилось 80 лет, и со школьной скамьи он рисует. Огромный опыт и богатство. И мы можем к этому прикоснуться.
Впрочем, жители района «Молодёжный» каждый день видят творение его рук. Это барельеф на фасаде дворца культуры «Нефтехимик».
Когда Николай Тихонович вместе с помощниками работал над этим проектом, то и ночевал тогда во дворце.
- Нужно было до восхода солнца, когда смесь, залитая с вечера, уже подзастыла, снять опалубку, наложить картоны и продавить рисунок, - вспоминает автор. – И так продолжалось около недели. Ведь там около 250 квадратных метров. Вообще это вентиляционные шахты, на которых и сделали такие барельефы под названием «Наша песня».
Как оказалось, мало было сделать проект. Его нужно было продвигать, причём с немалым усилием, - для воплощения в жизнь. Например, эскиз барельефа утверждали в Киеве на художественном совете. Кстати, после заседания художник Валентин Задорожный обронил фразу: «Ну всё. В Кременчуге теперь мне делать нечего». Это он о творчестве Анисимова так иносказательно выразился. Ведь до приезда Николая Тихоновича в город в 1975 году подобные работы выполнял именно он. Например, Задорожный – автор мозаики на Дворце культуры завода «Дормаш», витражей в городском Дворце культуры.
Монументальных работ Николая Анисимова в Кременчуге (и не только) довольно много. С некоторыми такими проектами, эскизами можно познакомиться на выставке. Он расписывал интерьер столовой завода «КрАЗ», делал витражи для детской музыкальной школы №1, для детских садиков. Витраж в вестибюле политехнического университета им. Остроградского – его рук дело. Витраж «Мальвы» в столовой завода БВК. Также роспись «Лето» в училище №7, роспись «Полёт» в вестибюле вертолётного училища... Всё не перечесть. Кстати, роспись «Чай» в интерьере кондфабрики с самоваром, чаем и баранками, как признался сам автор, ему навеяла в 1987 году антиалкогольная компания.
Но не все проекты удалось продвинуть в жизнь. Некоторые так и остались на бумаге. Например, на выставке можно увидеть эскиз декоративной композиции «Кременчуг на Днепре» для торца здания возле кафе «Старая башня». Там сейчас композиция другого автора, к исполнению которой Николай Тихонович тоже приложил руку.
На выставке есть и эскизный проект въездного знака в Кременчуг.
- В 1975 году был объявлен конкурс на проект въездного знака в город, - рассказывает Николай Анисимов. – Приняли тот, что сейчас и стоит при въезде. А мой вариант отклонили. Да, он был более дорогостоящим и его сложнее осуществить, но по сути, я считаю, мой образ к Кременчугу ближе. Хотелось мне всё это делать, но не всё мне давали делать.
Да, въездной знак – это вам не что-нибудь, а, можно сказать, в некотором роде лицо города. И оно, оказывается, могло быть другим.
Из живописи Николаю Тихоновичу больше по душе этюды. Их на выставке – великое множество.
-Этюды более искренние, в них больше непосредственности, больше чистоты. Это всегда чувствуется, - говорит автор. – Вот в Чикаловке у меня друг живёт, с которым мы знакомы с института. Приезжаю к нему, беру этюдники и пишу. Там и ходить далеко не надо. Только успевай поворачиваться да кистью шевелить. В целом, вроде всё как везде. А начинаешь писать, что-то компоновать, и выходит вроде ещё и ничего. Состояние присутствует, какой-то эпизод разыгрывается – как в театре. Даже если это с натуры, ты не пишешь всё, что там есть. По-своему обобщаешь, определяешь колорит… В общем, если чуть-чуть соображаешь, то оно и получается. Бывает, так точно попадёшь, что и трогать потом этот этюд опасно. Можешь замучить – и хоть выбрасывай. Если написал этюд, и он меня удовлятворяет, сидеть и мусолить картину я уже не буду.
Вообще, к своему творчеству Николай Тихонович - как человек с юмором - относится с лёгкой долей иронии. Когда ему задали вопрос об общем числе его работ, он сказал, что не считал.
- Храню картины в мастерской. Да и дома полно всякого мусора, - констатировал он.
Считает себя художником-реалистом, а значит немодным художником.
- Да, я немодный художник, будем так говорить. Но что такое мода? Что сегодня было модно, завтра уже может быть немодно. За этим не угнаться. А вот когда остаёшься самим собой, искренним и честным, то что-нибудь обязательно да получится, - с лёгкой усмешкой говорит он.
Но своим главным твореним Николай Тихонович считает трёх дочерей: Елену, Анну и Марию.
Николай Анисимов работал главным художником Кременчуга, возглавлял художественный совет, с 1997 года работал директором художественных производственных мастерских Кременчугской организации Национального союза художников Украины. Но своим главным твореним считает своих трёх дочерей.
Николай Анисимов «Жаркий день на Днепре » (етюд), 2014 г., холст, картон, масло.
0501
Роспись «Чай» в интерьере столовой кондфабрики в Кременчуге, 1987 г., масло.
0492, 0493
Эти портреты мужа и жены, Сиволапа Якова Андреевича и Сиволап Галины Николаевны, Николай Анисимов написал ещё в 1974 году, когда ездил в Глобинский совхоз. Она – Герой социалистического труда, он – заслуженный работник сельского хозяйства. Яков Андреевич прокатил художника по полям на своём мотоцикле, а он написал его портрет, да ещё во весь рост. Заодно и несколько глобинских этюдов сделал. Алину Николаевну писал на ферме. Быстро сделал этюд – долго ему позировать никто не собирался, а надо было успеть схватить главное.
- У нас были творческие командировки на заводы по Кременчугу, в колхозы и совхозы. Например, горком партии обращается с просьбой написать какого-нибудь передовика. Но мы относились к этому честно и вдохновенно, - рассказывает Николай Анисимов. - Большой размер полотен никто не заказывал. Это мне хотелось написать человека во весь рост или хотя бы приблизительно.
Газета "Для дому і сім'ї"
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.