Утро выходного дня. Муж в отъезде, дети у бабушки, целый день в моем распоряжении, практически нереальная ситуация. Я твердо решила выспаться и, наконец, отдохнуть. Красота!...
Рука потянулась за первой попавшейся книгой. «Зарубіжна література 19 століття, хрестоматія для 10-го класу» (старшая дочь как раз в 10-м). Думаю, хорошая идея почитать классику, в наше сумасшедшее время это почти экзотика! Ну кто бы мог подумать, что так легко можно получить шок? Первое, что мне попалось на глаза (не сочтите за ругательство, это не я, а Бодлер в украинском переводе) – «Падло»:
«Пригадайте, кохана, той ранок погожий,
І те літо чудове, ясне,
Як при стежці крутій на гранітному ложі
Ми побачили падло страшне.
Розчепіривши ноги в повітрі, недбало,
Наче жінка цинічна, ласна,
Воно черево жовте своє оголяло,
Й парувала відтіль трутина»…
Когда я пришла в себя, я попиталась посмотреть на все это с другой точки зрения. Думаю, может, это я уже деградирую, не понимаю глубокого идейного смысла, все-таки годы... Решила почитать критику. Лучше бы я этого не делала… Читаю: «Поэт, прогуливающийся с любимой по кладбищу, увидел труп, и это побудило порассуждать его о бренности бытия…» Какая бренность бытия в 15 лет, да еще в такой форме??? Это как же можно привить детям любовь к поэзии и литературе?
Но не все так плохо. Потому что учителя, как и все работники, в принципе, бывают двух видов: любящие свою работу и типа ее выполняющие. Первые – фанаты своего дела и прекрасно понимают, что в педагогике тоже действует принцип «не навреди» и свято его чтут, поэтому не акцентируют внимание на подобного рода выходках Министерства образования. А со вторыми вообще все просто: они не в состоянии побудить детей к чему-либо, а дети у нас по собственной воле ничего не читают.
Эта мысль вывела меня из комы, но реанимация все-таки нужна была, поэтому я позвонила подруге Маринке и прочитала это произведение… Сначала она спросила, хорошо ли я себя чувствую, потом попросила измерить температуру и даже посоветовала своего личного психоаналитика. Я ей говорю: «Возьми у своего Генки «Зарубежную литературу», прочитай (он у нее тоже в 10-м классе), перезвоню через 15 минут». Через час все еще не могла дозвониться, постоянно занято. Дозвонилась Генке, спросила, что с матерью. А он: «Все отлично, она с психоаналитиком разговаривает… Тетя Таня, мой вам респект, я теперь ваш должник. У нас же одни скандалы были, мать вечно орала: «Ладно по алгебре, по физике тройки, не всем дано, но как могут быть тройки по литературе? Это только у дурака! Теперь полчаса за «дурака» прощения просила. Сейчас комплекс вины по телефону снимает, гармонию налаживает. Гармония так гармония, чё так переживать?».
И мне тоже захотелось чего-то хорошего, приготовила фаршированную форель. Вечером пришел муж, сел ужинать. Я смотрю на него и думаю, как же хорошо, что он у меня обыкновенный: работа, рыбалка, футбол, пиво с друзьями. Да ну ее, эту романтику и «высокую» поэзию, а то признавался бы в любви типа:
Так, моя королево, вам прийдеться гнити
Після таїнств останніх, страшних,
Під травою, під цвітом рясним пліснявіти
Між кісток спопелілих, бридких.
Так скажіть же, красо, хробакам, що в жадобі
Поцілунками тіло пожруть,
Я зберіг од кохання, що тліє у гробі,
Божественну і форму, і суть.
Татьяна Ильина
(письмо печатается языком оригинала, с сокращениями)
А что думаете по поводу школьных учебников вы? Пишите нам и оставляйте комментарии под этим материалом.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.