В Украине заработал сайт, где можно онлайн заказать справки или выписки из разных ведомств. Правда, портал пока «сырой», но его создатели обещают: в ближайшее время заработает «по полной». А тем временем украинские города начинают предоставлять услуги он-лайн на своих сайтах. Кременчуг не исключение – вскоре у центра админуслуг появится свой интернет-ресурс.
iGov.org.ua – портал государственных услуг, который в тестовом режиме заработал в Украине с середины июня. Его создатели анонсировали, что с помощью интернет-ресурса украинцы смогут получать даже справки о несудимости или регистрировать авто в МРЭО онлайн. И это, по убеждению авторов проекта – украинских IT-волонтеров, поможет побороть коррупцию в чиновничьих кабинетах, где за «бумажки» приходится выкладывать круглые суммы. Что сейчас есть на сайте, как им воспользоваться и чем он может быть полезен для кременчужан?
Пока что ресурсу похвастать особо нечем. А для кременчужан, прямо скажем, он практически бесполезен. Создатели заявили, что уже сейчас можно получить 36 услуг (они обозначены на сайте зелеными кружочками), еще 55 запустят скоро, остальные 394 – в глубокой разработке. Но, во-первых, мало кому из горожан интересны услуги по типу «Поиск исследований в каталоге фонда геологических материалов». Да и сами действующие услуги распространяются далеко не на все города. Например, заказать справку об отсутствии судимости он-лайн могут только жители Днепропетровска (причем явиться за ней нужно лично). Получить публичную информацию от облгосадминистрации – только в Херсонской области. Запросить копии решений мэрии могут жители Житомира и Днепропетровска. Дело в том, что iGov.org.ua просто систематизировал различные госпорталы, предоставляющие ту или иную услугу онлайн, разместив у себя ссылки на эти ресурсы. И если госорганы не открыли свои реестры, то никакие волонтеры за них это сделать не смогут.
Впрочем, создатели сайта смотрят оптимистично, отмечая, что в ближайшие месяцы почти ежедневно на портале будут запускаться новые услуги:
– Вместе с Администрацией Президента, Агентством электронного правительства и Министерством экономики мы объявляем о запуске портала iGov.org.ua. Напомню, наше волонтерское движение iGov ставит перед собой цель перевести в электронную форму более 20% процентов услуг до конца 2015 года, – пишет на свой странице в Фейсбук один из вдохновителей проекта, руководитель ІТ-отдела «Приватбанка» Дмитрий Дубилет.
А в будущем на портале можно будет переводить любой документ в электронную форму.
Что реально работает
Пожалуй, самые полезные услуги, которые можно получить через сайт – выдача выписок и справок из реестров физлиц предпринимателей и юрлиц, реестра имущественных прав на недвижимость. Впрочем, гораздо больше из этой области вы найдете, посетив сайт Минюста– minjust.gov.ua. Тут вам и электронные торги и многое другое. Подробнее об этом мы писали в «Телеграфе» №20 от 7 мая. Сейчас на minjust.gov.ua добавилась еще одна интересная услуга, которая, увы, пока что недоступна кременчужанам. Заявление на регистрацию брака можно подать онлайн. А кроме того, изменить имя или фамилию, подать документы при рождении ребенка, записаться на консультацию к специалисту. Доступно такое онлайн-счастье пока только жителям Киевской, Одесской и Днепропетровской областей.
Как пользоваться iGov.org.ua
Чтобы получить услугу, нужно идентифицировать свою персону. Сделать это можно двумя способами. Самый удобный – так называемый BankID, который авторизует по вашей банковской карте. Из указанного списка банков выбираете свой. Дальше попадаете на страницу банка (например, Приват 24). Вводите номер телефона, пароль для входа в банковскую систему. На мобильный приходит смс. Указываете эти цифры и вас опять перекидывает на сайт iGov.org.ua, но уже как зарегистрированного пользователя.
Цифровая подпись
Второй способ идентификации на сайте подходит только тем, у кого есть цифровая подпись. Но она не пользуется особой популярностью и есть только у юрлиц. А, не имея этой самой подписи, по законодательству нельзя получить львиную долю он-лайн услуг. Чтобы стать обладателем цифровой подписи, нужно с сайта cskidd.gov.ua (Центр сертификации ключей) скачать регистрационную карточку, заполнить ее и вместе с копией паспорта и кода отнести в налоговую инспекцию, где вам запишут на флешку сертификат и ключи. Центр входит в структуру Госфискальной службы, а подпись предоставляется бесплатно.
Медленный прогресс
Согласно программе деятельности Кабмина, система электронного правительства должна быть внедрена до 2017 года. Занимается этим Госагентство по вопросам электронного управления. Одна из его задач – перевод в электронный вид самых востребованных административных услуг, таких как выписка из государственного земельного кадастра. Но особого прогресса нет. Как говорит Александр Рыженко, председатель Госагентства по вопросам электронного управления, учреждения не готовы принимать документы в электронном виде. А кроме того, не настроены техпроцессы. В волонтерском же проекте iGov.org.ua финансово государство участия не принимало.
Пока же каждая область и город предоставлены сами себе. Так, Львов стал первым в Украине городом, в котором заработал BankID – система проверки личности через интернет-банк. Через «личный кабинет львовянина» пока доступно 4 услуги. А в Киеве поддержали проект программы «Электронная столица»: предусмотрены электронные земельные аукционы, управление электронными парковками, список всех учебных заведений столицы, преподавателей и многое другое. А в Луцке на портале админуслуг можно заказать 10 видов различных выписок и справок.
И в Кременчуге справки и выписки можно будет получить онлайн
Кременчугский Центр предоставления административных услуг также обзаведется собственным интернет-ресурсом. Как сообщала его руководитель Татьяна Печерица, сейчас ведется работа в этом направлении. Кременчужане смогут записаться на прием к специалистам ЦНАПа по интернету, а также подавать заявки и получать справки, выписки онлайн.
– Мы хотим перевести выписки, справки в электронный вид. А также ввести услугу «паспорт 16». Чтобы школьник мог дома посредством интернет-ресурса заполнить заявку на получение паспорта и записаться на прием к специалисту. Когда он придет, администратор просто проверит правильность заполнения. Это сэкономит время. Но отмечу, что есть и услуги, которые мы не сможем оказывать через интернет, потому что они требуют предъявления оригиналов документов.
Назвать сроки, когда заработает ресурс, специалисты пока не могут. Как отмечает руководитель КП «Міськоформлення» Владимир Крыгин, курирующий разработку портала, существует много организационных вопросов.
– Мы должны защититься от возможных DDoS-атак со стороны мальчишек-хулиганов. Чтобы не получилось так, что школьник заберет всю очередь на прием к специалистам на 5 лет. Например, сайт Николаевского горсовета, на котором ввели электронную услугу, «лег» полностью. Также сроки внедрения электронных услуг будут зависеть от нормативной базы государства.
iGov.org.ua: что работает
Для обывателей
Милиция и ГАИ
Органы местного самоуправления
Строительство, недвижимость, земля
для Бизнеса
Регистрационные данные
Строительство, недвижимость, земля
Торговля
Что полезного скоро обещают запустить
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.