Донор – это тот, кто готов отдать, пожертвовать для других…
В Кременчуге ежегодно около 5 тысяч человек сдают кровь – таковы данные станции переливания крови. Кременчугский донор это, чаще всего, мужчина (их 60% в базе данных станции). Есть ли люди и постарше – сейчас нет возрастных ограничений, но при этом донор должен быть здоров.
Накануне Всемирного Дня донора, который отмечают сегодня, на станции вспоминали и тех, кто сдавал кровь, чтобы спасти других людей, а потом отдал и жизнь… Трое кременчужан, погибших в АТО, были донорами. И это неудивительно, ведь ими становятся те, кто готов жертвовать частицей себя для других.
Дмитрий Шевченко
Дмитрий Андрусенко
Желающих стать донорами - намного больше, чем раньше
Накануне Дня донора «ТелеграфЪ» побеседовал с главврачом станции переливания крови Светланой Каплатой.
- Светлана Константиновна, был период времени, когда люди жаловались в редакцию «Телеграфа» на то, что не могут сдать кровь. Как обстоят дела сейчас?
- Действительно, в этом году, из-за того, что мы не имели в достаточном количестве контейнеров для заготовки крови и тест-систем для ее обследования, вынуждены были ограничивать прием доноров: рассчитывали, сколько сможем принять каждый день. В этом году нам дали контейнеров только на 2 месяца работы. Не хватало 500 тыс грн, и если бы нам не помогли, у нас был бы очень большой дефицит.
Сейчас ситуация изменилась. Нам помогают благотворительные фонды: общественное объединение «Гвардия», фонд «Пульс Надії», «Dolce Vita». И наш департамент выделил средства. Сейчас мы имеем возможность работать в своем обычном режиме и приветствуем приход каждого донора. Невзирая на ситуацию, которая есть в городе: и сокращения на крупных предприятиях, и то, что часть молодых мужчин ушла в зону АТО, все равно есть достаточное количество желающих сдать кровь.
- Получается даже то, что в стране идет война, и кровь нужна не только здесь, на месте, но и для спасения бойцов, никак не повлияло на политику в отношении станции переливания крови?
- Не мы одни оказались в такой ситуации. Многие другие станции тоже. Все обеспокоены тем, что сейчас не объявлены торги, и мы не можем сказать, через какое время будут идти централизованные поставки. И это немного сбивает нашу работу. За 5 месяцев этого года мы приняли на 600 доноров меньше по сравнению с прошлым годом (это где-то на 6 доноров в день) из-за ограничений, которые сложились. Но сегодня двери открыты для всех, в среднем к нам приходило 19 доноров, сейчас идет до 30.
- В связи с ситуацией в стране сейчас стало больше желающих сдать кровь?
- Желающих очень много. К нам обращаются и организации, говорят – приезжайте, возьмите. Мы выезжаем (у нас есть бригада), проводим беседы с людьми, готовим их к донорству, потому что сейчас, как никогда, нам жаль (и это недопустимо) переводить гемоконы (контейнеры для крови), которые есть. Если человек не подготовился к донорству – поел жирных сортов мяса, рыбы, орешки, бананы, молоко, мороженое – эта кровь не будет годиться. Для нас это брак, и мы выбросим и сами компоненты, и контейнер для заготовки.
- Недавно мы писали о проекте «Кров, що рятує життя» - о первуй мобильной станции переливания крови, которая работает в зоне АТО, можно сказать, благодаря кременчугским донорам. Что сделано по сотрудничеству с этим проектом и что делается сейчас?
- Ростислав Валентинович Зауральский – инициатор проекта, он делает все, чтобы найти транспорт и в правильных условиях доставлять компоненты. Старается найти спонсоров, которые могут компенсировать контейнеры для донорской крови, тест-системы. Вот и недавно спонсор (предприниматель, очень скромный человек, спасибо ему) передал нам 250 гемоконов. Это больше, чем на полмесяца нашей работы. А мы обеспечиваем доноров. Мы уже передали кровь (не будем говорить об объемах). И будем передавать снова.
- Какой крови чаще всего не хватает?
- Дефицит резус-отрицательных групп. Когда делаем резервы, вызываем донора определенной группы и заготавливаем эритроциты. Они имеют срок годности. И через 42 дня, если компоненты не перелиты, значит, они подлежат утилизации. И снова нужно вызвать донора. И потому резус-отрицательные доноры оказываются более истощенными.
- У вас есть база доноров, а новых привлекаете?
- Обязательно! Мы проводим беседы с потенциальным донорами (даже со старшеклассниками), экскурсии. Это и студенты летного колледжа, и медицинского колледжа: проводим беседы, рассказываем о безвредности донорства. И многие желают уже в этом юном возрасте сдавать кровь, но у нас донором можно стать с 18 лет, хотя в США - с 14.
Знаете, когда произошли события на Майдане, к нам приходили даже беременные женщины и очень обижались, что мы у них не взяли кровь. И бабушка 70 лет приходила, настаивала «внукам надо сдать!» Патриотизм наших людей – на высшем уровне. Ежегодно снижается количество платных доноров, это тоже показатель. Если мы обращаемся и просим сдать кровь, как правило, никто не отказывает.
- Какие требования предъявляются к донорам?
- Донор должен быть здоровым человеком: не иметь язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, не состоять на диспансерном учете по поводу какого-либо заболевания, не принимать лекарственных препаратов. Донор не должен контактировать с инфекционными больными, и ему самому в течение полугода не должна переливаться кровь. Операции, при которых удаляется орган (кроме аппендикса) и татуировки (свежие, если не прошло полгода) тоже являются противопоказанием для донорства. Ограничений по возрасту нет, но с возрастом появляются заболевания, которые являются противопоказанием. Часто задают вопрос: не вредно ли донорство? Я привожу пример: Александр Запорожец: в свои 47 лет более 100 раз сдал кровь, и прекрасно себя чувствует. Мы подали его кандидатуру на Почетного донора. Есть еще один такой донор – Леонид Братухин.
Донором может стать каждый здоровый человек. Возможно, ваша кровь спасет жизнь другого человека.
Станция переливания крови находится на ул. Бутырина и принимает доноров с 8.00 до 13.00 каждый день, кроме субботы, воскресенья и праздников.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.