Война и мир в фотографиях

31.10.2015, 08:30 Переглядів: 4 243

Война и мир в фотографиях

Кременчугский фотограф Александр Максименко заснял множество кадров в разных уголках Европы. Российско-украинская война и события на Майдане, современное искусство в Италии и демонстранты в Турции. Постоянно путешествующий фотограф попадал в зоне АТО под обстрелы и видел, что в реальности там происходит

Александр Максименко операторскому мастерству обучался в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. А в прошлом году стал преподавать в этом вузе – в течение года читал курс «Фотография и операторское мастерство». В прошлом году фотографии с Майдана, сделанные кременчужанином, попали на выставку в Лондоне, посвященную событиям в Украине. Кадры были сняты во время противостояния на Грушевского. Его снимки появлялись и в сюжетах телеканала BBC. А телеканал Discovery посвятил небольшой сюжет снимкам, сделанным Александром Максименко о революционных событиях в Украине. Фотографии Александра можно увидеть в его профилях в соцсетях, а также в Интернет-дневнике diarytruetolife.com.

 

«Вот почему многие считают понедельник тяжелым днем)? Я, например, редко когда помню, что сегодня Пн или Вт и т.д. У меня нет понятия выходной в классическом его понимании, типа суббота или воскресенье. Я иногда не понимаю, когда меня куда-то приглашают на выходной: сразу спрашиваю число. Ну, вот сегодня отличный день я провел с молодоженами) Понедельник – хороший день, потому что я так захотел)))». Эту запись мы нашли на стене кременчугского фотографа, видеооператора Александра Максименко. Саша – фотограф-путешественник, работы которого попадали на выставку в Лондоне, их использовали такие телеканалы, как Discovery и BBC. «Поймать» его в нашем городе сложно – о том, где сейчас кременчугский фотограф, узнаешь из его постов в соцсетях. Это самые разные кадры: вот амстердамские велосипедисты, итальянская выставка, счастливые молодожены и турецкие демонстранты. А тут тебе пылающий Майдан и украинские военные в зоне АТО. Наконец-то нам удалось поговорить с Сашей – «сеанс связи» был по скайпу с Киевом – находясь в Украине, кременчужанин чаще всего «оседает» в столице.

 

– В Кременчуге в последнее время бываю раз в месяц, – говорит он. – Но в этом году я довольно долго уже в Украине – где-то с июня. А до этого года полтора я был в постоянных разъездах – в Украине провел, может, месяцев шесть.

 

– Такой образ жизни, когда ты постоянно путешествуешь, ты выбрал осознанно или просто так сложилось?

 

– Так сложилось. Но главное – искреннее желание. А у меня как раз была такая мечта – путешествовать. Мне сложно усидеть на одном месте. Нравится разнообразие. Хочется видеть, снимать что-то новое.

 

– Как отличается работа фотографа за границей?

 

– Их фотографы какие-то очень расслабленные, работы часто примитивные. Свадебная фотография в России и Украине шагнула вперед по сравнению с Европой. Поэтому там любят наших фотографов. А оплата за работу там в разы выше. То, что тут стоит 200 евро, там – минимум 1,5 тыс евро.

 

– Работу ты находишь по интернету, в основном, по части свадебной съемки?

 

– Раньше так и было, но сейчас я занимаюсь не только свадьбами. Часто это какие-то проекты, предложенные знакомыми. Например, недавно ездил в Данию, в Копенгаген, со съемочной группой. Там мы снимали видеовставки для спектакля с актерами «95-го квартала» Братьями Шумахерами. Это будет спектакль про Андерсена, поэтому понадобились кадры из Копенгагена. Съемки были сложными: 4-5 дней подряд мы работали с 7 утра до 12 часов ночи. Только один день остался на отдых и прогулку по городу. 

 

– Ты бывал во многих европейских странах – где довелось чаще всего?

 

– Почему-то в Италии. Так сложилось, что там я побывал почти в 10 городах. Много раз был в Голландии.

 

– И что тебя там удивило?

 

– Все страны разные. В Литве, например, в Вильнюсе, ты вроде бы как в Европе. Но их центр очень похож на Львов. А люди очень такие советские. Пенсионеры одеты как и наши – вроде бы ты и в ЕС, а кажется, что никуда из Украины не уезжал. А когда попадаешь в ту же Францию – совершенно другой мир. И ты идешь по улице – люди тебе улыбаются. Прохожие могут спросить, как у тебя дела – отношение к жизни совсем другое. А у нас попробуй улыбнуться незнакомцу… Когда смотришь, как они живут, понемногу перенимаешь какие-то их ценности, привычки. У нас все завязано на системе – утром идешь на работу, неделю вкалываешь. У них как-то по-другому: больше времени отдают на отдых. Больше путешествуют – для этого есть возможности, много лоукостов. Например, можно улететь из Польши куда-то за сто гривень.

 

– Какими привычками там «заразился»?

 

– Больше улыбаюсь. Путешествия помогают развивать более позитивное, глобальное мышление. Я не зацикливаюсь на прошлых проблемах – хочется идти вперед. Например, мне хочется съездить в США – думаю, скоро подам документы на визу. Уже есть мысли, куда там поехать и что снять. А в декабре отправлюсь на съемки в Грузию, в Кутаиси. Буду заниматься проектом для телеведущего Романа Медного. Новый год проведу в Грузии.

 

«La Biennale Di Venecia – крупнейший международный форум современного искусства. В этом году 89 стран и более 300 художников приняли участие в форуме. Главная тема биеннале «All the World`s Future» сосредоточена на проблемах генезиса знаний в современном обществе.    Если честно, я как-то не увидел чего-то, что напоминало бы будущее. Очень много историй и произведений, сделанных в прошлом веке (особенно в национальных павильонах)»

 

Война и мир в фотографиях 

«Ровно год назад я впервые побывал в зоне АТО. Тогда это еще не называлось АТО, и все было немного по-другому. Помню, что подумал в тот момент: а вот побывать бы на той стороне и посмотреть, откуда стреляют сепары по нам. И вот через месяц примерно я был в поселке Семеновка, который полностью разрушен, и смотрел, как Тарута ходит и умничает, что сюда привезут какие-то быстро сборные дома и всех поселят. Видел бабушек, живущих в руинах. Прошел год, и я очень сомневаюсь, что там что-то изменилось. А вот сейчас и поверить сложно, что фраза «попал под танковый обстрел» будет звучать как ну, например, «дождь пошел». Поскорее бы все это закончилось».

 

Война и мир в фотографиях

 

Война и мир в фотографиях

 

Война и мир в фотографиях

 

Война и мир в фотографиях

 

Война и мир в фотографиях 

 

Мирная Украина и зона АТО: два параллельных мира

 

– Сколько раз доводилось быть в зоне АТО?

 

– В этом году всего пару раз. А в прошлом – 15-20. Недавно мне предлагали поехать в сам Донецк с миссией ОБСЕ, но пока что не сложилось.

 

– Какие впечатления от этих поездок?

 

– Ощущение параллельного мира. То мы были в Киеве – душ, метро. И тут копаем себе ямку, чтобы спать в окопе, а над нами всю ночь летают «грады»… А мы лежим и смеемся. Потому что такой резкий контраст – еще вчера в Киеве душ принимали, а тут 4 дня не моемся и не вспоминаем. Думаем, как бы поспать втроем в двухспальном мешке. Два параллельных мира. Ведь 4-5 часов езды – и ты на войне. В последний раз были в районе донецкого аэропорта, где-то в километре от него – взлетную полосу было видно. Едем по дороге, а тут по нам танк стреляет. Остановились, залезли в окоп. У меня достаточно нормальная психика, я не паникую в экстремальных ситуациях. А у водителя просто паника началась: «Блин, там моя машина, а в ней еще что-то. Сейчас сбегаю, заберу». Такие непонятные, смешанные чувства вызывают эти события. Кому расскажешь, что по тебе танк стрелял – не поверят.

 

– Вы там без сопровождения ехали? 

 

– Мы были одни. С сопровождением, это если в какие-то опасные места. Например, в Пески мы ехали с «1+1», с нами были военные. А в случае с обстрелом – мы ехали сами возле Водино. Я реально понимал, что мы едем не в сам Донецк или аэропорт. Мы ехали в место, которое было достаточно безопасным. Видимо, автомобиль во время езды вздымал пыль, и танк стал из-за этого стрелять.

 

– Как близкие реагируют на то, что ты часто оказываешься в «горячих точках»?

 

– Стараюсь поменьше рассказывать. Они узнают постфактум, чаще всего, когда я публикую какой-то селфи возле Донецка.

 

 – Информация, которую подают в новостях по ТВ, отличается от увиденного тобой?

 

– Да. Хотя бы тот же Иловайск. Мы провели рядом несколько дней. Мимо нас проехало штук 20 самоходных артиллерийских установок – это махины, которые стреляют на расстояние 15-20 км. И они «убегали», ехали к нам со стороны Донецка. Были и человеческие потери. А официальные цифры оказались намного меньше. Я много раз сталкивался с такими фактами.

 

– Ты часто бываешь за границей. Там понимают, что война ведется только в одном регионе, или думают, что вся Украина в огне?

 

– В основном, так и думают. Но как-то я работал с французским фондом – они были в курсе украинских событий и даже приезжали сюда, смотрели, что происходит. И, скажем, Польша многое знает про Украину. А уже во Франции мало понимают, что такое Украина, и действительно думают, что война идет на всей территории, а не на небольшом клочке земли.

 

Когда в декабре 2013-го начали вводить внутренние войска в Киев, было дикое непонимание и страх. Журналистов, к счастью, тогда не трогали. Но страх был. Мы старались ходить по несколько человек. Помню, как с другом проходили возле Мариинского парка – там титушки жили. Менты нам говорят: лучше через парк не идите. Смотрим, а там люди, как шакалы. Все в черном, берут лавочку, таскают ее, разбивают. Странное чувство.

 

Война и мир в фотографиях

 

«Копенгаген пролетел незаметно. Пролетел через серые и дождливые улицы, через велодорожки и солнечные теплые минуты. Пролетел и завершился невероятным параллельным миром района Христиане. Было очень мало времени на прогулки, но все же мы успели покататься по ночному городу на великах, напиться виски Лафройк и совершить несколько «преступлений». Впечатления от города очень положительные. Его часто сравнивают с Амстердамом, но все же это не правильно. Город гораздо чище и ярче. Обязательно приеду просто погулять!»

 

Война и мир в фотографиях

 

«Слово Голодомор знакомо всем украинцам точно так же, как и слово Геноцид – армянам. Мы очень мало знаем про это трагическое событие, унесшее полтора миллиона жизней. Геноцид 1915 года в Османской империи до сих пор не признан Турцией. 100-летний день памяти в Стамбуле 24 апреля проходил при большом сопротивлении турецких властей. В эти же дни были организованы много столетних празднований: 100 лет турецкого кино, 100 лет какой-то морской битвы, развешаны куча плакатов о том, что никакого геноцида не было. Ежегодно тысячи армян собираются в память о погибших на вокзале Хайдарпаша, откуда интеллигенцию вывозили в неизвестном направлении. Больше их никто не видел. А также на площади Таксим, где зажигают свечи и называют имена погибших».

 

Война и мир в фотографиях 

 

«Как в Стамбуле найти парикмахерскую? Очень просто. Посмотрите по сторонам и как только увидите сушилку с разноцветными полотенцами – вы на месте. Причем сушилки с полотенцами могут стоять на втором и третьем этаже. Поэтому не забывайте посмотреть еще и вверх. Салонов очень много – от маленького киоска на 1 место до большого салона и буквально через каждые 300 метров. Так как культура стрижки бород развита очень сильно, то работают в парикмахерских исключительно мужчины. Прогуливаясь по городу, я случайно снял целую серию салонов, людей и полотенец. В итоге получилась серия «Turkish barbershop».

 

Война и мир в фотографиях 

 

Общалась Виктория Мудрая

Автор: mudraya
Теги:
Якщо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити про це редакцію.

Інформація

Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.
Будь-ласка, ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ.
Ознайомтесь із правилами коментування.
Читайте також:
  • Kiaparts
  • НОВИНИ ПАРТНЕРІВ:


Свіжий випуск (№ 45 від 7 листопада 2024)

Для дому і сім'ї

Читати номер

Для дому і сім'ї - програма телепередач

Читати номер

Приватна газета

Читати номер
Попередні випуски
Вверх