Как понять тревоги ребенка и что с ними делать

21.02.2016, 10:16 Переглядів: 23 212

Как понять тревоги ребенка и что с ними делать

Обгрызенные ногти, замкнутость, драки со сверстниками и даже поломанные игрушки могут быть сигналами, говорящими о тревожности вашего чада. Психологи считают, что она может «аукнуться» во взрослом возрасте, и дают советы, как ее побороть уже сейчас.

Девчушка, которая беспокойно переминает пальцами низ своей юбки или накручивает локоны на пальцы. Малыш, нервно теребящий ручку или просто не вынимающий руки изо рта. Казалось бы, такая знакомая картина, в которой нет ничего прям уж такого. Но психологи считают: безобидные, на первый взгляд, вещи, могут быть «маячками», говорящими о тревожности ребенка.

 

– Многие психологи с 20-30-летним стажем отмечают, что количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, увеличилось, – делится с нами психолог Юлия Усенко. –  Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. В дошкольном возрасте 5-6 лет более тревожными являются мальчики. К 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек.

 

– Из-за чего дети становятся тревожными?

– Это могут быть как внешние факторы, так и внутренние конфликты, связанные с самопознанием, внутренним миром, собственной самооценкой. Но во многих случаях тревожность детей связана с семейными неурядицами и нарушением детско-родительских отношений.

 

– Многие в детстве любили мять что-то в руках, когда отвечали на уроке, то есть проявляли «симптомы» тревожности. Неужели это может как-то сказываться на жизни во взрослом возрасте?

– Это провоцирующий фактор, который может подтолкнуть к появлению дальнейших психологических проблем: агрессии, замкнутости, неуверенности в себе, низкой самооценке. Тревожный ребенок часто подавлен, насторожен, ему трудно устанавливать контакты с окружающими, сложно воспринимать информацию по школьной программе. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Если ребёнок тревожен, начиная с 5– 6 лет, это сопровождается чрезмерной эмоциональностью, вспыльчивостью, плаксивостью. Ему сложно адаптироваться к детскому саду, школе, общению со сверстниками. Лет в 12 у таких детей может проявляться застенчивость, замкнутость. Они боятся отстаивать свое мнение, больше ведомые, не хотят учиться, им трудно ставить и достигать цели. А во взрослой жизни это может перейти в невроз.

 

 – Как понять, что у ребенка назревают психологические проблемы?

– Например, ребенку уже больше 7 лет, но он все равно часто плачет. Или кричит, повышает тон, дерется со сверстниками.  Тревожные дети грызут ногти, у них наблюдаются нервные тики глаз, беспокойный сон, часто врут. Часто такие дети вымещают агрессию на домашних животных. У ребенка, достигшего возраста 10-12 лет, можно спросить, о чем он мечтает. Часто бывает, что дети не могут ответить на этот вопрос – они не умеют мечтать! А это уже проблема в познании себя и мира.

 

– После того как мы поняли, что в его детском мире не все так радужно, как нам казалось, что делать и чем помочь?

– Обратить внимание на то, чем ребенок живет. Дети хотят одного: внимания и понимания, чтобы их слышали и уважали. Нужно заниматься воспитанием, а не просто купить планшет, чтобы он занялся чем-то своим и отстал. Ребенку нужно уделять время. Спросить, как прошел день, что у него произошло. Важно не только говорить, но и слышать ребенка. Можно посоветоваться с ним в каком-то вопросе, чтобы он чувствовал себя полноправным членом семьи, которого уважают.  И важно не упускать тот момент, когда он еще воспринимает, что говорят родители. Повлиять на уже сформировавшегося ребенка очень сложно. Многие родители говорят, что  дети-подростки их не слушают. Но ведь они же слушали в 5-6 лет…

 

– И что делать с ребенком, к которому ты подходишь поговорить, а у него свой мир в смартфоне и он совершенно не хочет родительских напутствий?

– Нужно стать другом для ребенка, ведь в своем смартфоне он нашел недостающее ему общение. Не стоит настойчиво заставлять его отложить все дела для разговора с вами. Можно предложить сходить в пиццерию, когда он освободится: он будет этому рад. И потом начинать общение, подбирать ключики: к каждому ребенку должен быть свой подход. Но все нужно делать вовремя: после 15-ти лет такой метод может уже не подействовать. Активно заниматься с ребенком нужно постоянно, но главный акцент –  в 8-9 лет.

 

 – В каких семьях больше тревожных детей: в разведённых или там, где брак решили сохранить  любой ценой, несмотря на конфликты?

– Многие психологи считают, что больше беспокойных детей в «разведенных» семьях. Мой личный опыт показывает, что все же беспокойных детей больше в семьях, которые решают сохранить брак ради ребенка. Родители все время конфликтуют, дома постоянно дурдом. Дети чувствуют себя более несчастными, чем в семьях, которые развелись. Хотя и разводы тоже бывают разными: важно, какую позицию занимает каждый из родителей.

 

Что делать с «тревожным» ребенком

1) Дисциплинировать. У него должен быть  распорядок дня, а утро начинаться с физупражнений.

2) Займите в спортсекциях, кружках.

3) Хвалите за достижения и успехи – это мотивирует.

4) Не оскорбляйте и не унижайте в присутствии других членов семьи. «Разбор полетов» устраивайте «тет-а-тет». Критикуйте за конкретный поступок, а не личные качества в целом. То есть никаких «Вася, ты дебил» и «руки не оттуда».

5) Чаще говорите о том, как вы его любите.

6) Показывайте правильную модель поведения на собственном примере: папа, лежащий на диване с кружкой пива, не мотивирует ребенка заниматься спортом.

7) Ограничьте время провождения ребенка за компьютером до 1– 2 часов.

8) Больше проводите времени вместе, гуляйте и играйте на свежем воздухе. Общайтесь и делитесь друг с другом своими эмоциями и впечатлениями.

 

Дети перенимают страхи родителей

– Тревожные дети были и раньше, но в советское время меньше уделялось внимания как самой проблеме, так и психологии в целом, – отмечает психолог Лилия Бакирова. – Причины тревожности разные. Я часто наблюдаю, что она связана с гиперопекой. Особенно это касается семей, в которых ребенок один. Например, мальчик упал. Он еще не понял, как ему реагировать. Но к нему подбегает перепуганная мама, он видит ее реакцию и начинает кричать, хотя ему не больно. Но если в такой же ситуации мама спокойно подняла сына за руку, отряхнула, пожалела – он не плачет, а идет дальше играться. Дети наследуют родителей и могут стать тревожными, копируя их страхи. Поэтому не стоит их проявлять перед ним. Бывает, ребенку в категоричной форме сказали: «Промочишь ноги – заболеешь». Ему не дали варианта развития сценария: можно обойти лужу или по лужам ходят только в резиновых сапожках. Промочив ноги, ребенок может ничего не сказать родителям: будет бояться их реакции. А когда появляется страх быть наказанным, осмеянным, вызвать осуждение, появляется и тревожность. Ведь ее причиной являются страхи.

 

– Всегда ли по ребенку можно сказать, что у него есть такие проблемы?

– Это может быть общительный, жизне­радост­ный, послуш­ный ребенок – не обязательно виден какой-то негатив. Но, например, спрашиваешь его на занятии, а он замыкается, очень тихо отвечает. То есть молчаливость на занятиях может быть одним из проявлений тревожности. Ребенок может начать крутить волосы, мять в руках одежду, перебирать пальцами. Он боится ответить неправильно, потому что будет осмеян или наказан, боится вызвать неодобрение.

 

– Но это вполне естес­твенно для ответственных детей, для отличников…

– Как правило, ответственные дети бывают тревожными. Но это не обязательно выльется во что-то плохое, если повести себя правильно. Не обязательно вслед за тревожностью разовьется невроз, депрессия и другое. Тревожность – это сигнал, который говорит, что, скорее всего, ребенок нуждается в помощи. Стоит обратить на него внимание, устранить возможную проблему, пока она еще в зародыше, и сделать это легко. Меньше ругайте ребенка и больше хвалите, не сравнивайте его с другими. Давайте ребенку несколько вариантов поведения и развития событий. Важно, чтобы у ребенка была возможность без опаски делиться с родителями своими страхами и переживаниями. И относитесь к вещам, которых он боится, спокойно и уверенно.

Автор: mudraya
Теги:
Якщо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити про це редакцію.

Інформація

Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.
Будь-ласка, ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ.
Ознайомтесь із правилами коментування.
Читайте також:
  • Kiaparts
  • НОВИНИ ПАРТНЕРІВ:


Свіжий випуск (№ 45 від 7 листопада 2024)

Для дому і сім'ї

Читати номер

Для дому і сім'ї - програма телепередач

Читати номер

Приватна газета

Читати номер
Попередні випуски
Вверх