Засучив рукава да взяв в белы рученьки лопату, журналист «Телеграфа» отправился знакомиться с работой наших коммунальных служб поближе. Как оказалось, за день на укладке асфальта можно получить 80-130 гривен, а в придачу - аллергию и сыпь от неповторимого «свежего асфальтного» запаха.
Вручную асфальт укладывают в «труднодоступных местах» – на дорогах «орудуют» при помощи техники. Чтобы руководить чудом технического прогресса, нужны определенные знания
8 утра, во дворе дорожно-ремонтного управления практически безлюдно – и технику, и людей уже выгнали работать на благо отечества. Осталось только начальство да дежурная, которая не пропускает, пока не отчитаешься, кто и куда. Здесь выдают униформу – «фирменный» новенький жилет с надписью «ШРБУ» – и отправляют на улицу Шевченко. Возле центрального рынка с половины восьмого работает десяток человек – это «дорожная» бригада. Но попадаю как раз на перекур – подготовительные работы уже сделали, ждут асфальт:
– А сколько его ждать-то? – спрашиваю у бригадира.
– Как загрузят…
– А по статистике? Это час, два?
– По-разному… Но звонили, говорили, что грузят.
Готовлюсь к тому, что без дела придется слоняться не менее получаса, но минут через 10 машина, груженая 5 тоннами асфальта, таки появляется на горизонте.
Не вовремя – один из работников как раз только возвращается от киоска со стаканчиком кофе.
– Где ты лазишь?! – подгоняет его руководитель.
– А шо?!
– Да асфальт привезли!
– Та подожди, я хоть перекурю.
Время перекуров заканчивается – машина подъезжает к бордюру, из нее должны на землю выгрузить асфальт. Но всю «малину» портят машины, так некстати припаркованные возле рынка. Если водителя нет, то беда – коммунальщикам приходится вручную «относить» авто в сторону. Такая участь постигает «Жигули» и старенький «Москвич».
– Нам просто ГАИ не предоставляют. Если хозяев нет, а машина стоит, то можем полдня ждать. Тут знаки стоят с двух сторон, что проводятся ремонтные работы, так что к нам никаких претензий, – объясняет бригадир Михаил.
Из старенькой ГАЗели лопатами выгружают асфальт. Запах от горячего асфальта – просто закачаться, хоть противогаз доставай. Мне тоже дают орудие труда – 5 тонн асфальта раскидывать нужно вручную.
– Вот вам инструмент, пожалуйста, – вручает мне лопату бригадир.
Куда ее «прикладывать», рассказывает Светлана – в дорожном деле она ветеран, уже 31 год в коммунальной сфере. Под ее руководством мажу лопату в солярку – обычная процедура, чтобы асфальт к ней не налипал. Самой бы не обляпаться в придачу…
– А заканчивать что-то нужно, чтобы тут работать? – спрашиваю у Светланы, пока моя лопата прогревается в куче горячего асфальта.
– Да ничего, все по научке, тут нужно просто захотеть и все…
Все, понеслось, я как Дуся-агрегат, вместе с коммунальщиками орудую лопатой. Сперва ношусь как слепая лошадь, но «абы как» тут не проходит – по бордюру прорисована белая метка – нужно угадать так, чтобы асфальт занял весь отведенный под него объем. Повторять «простые движенья» очень тоскливо, надоедает минут через десять. Зато такой себе бесплатный фитнес: часик лопатой помахал – и не надо никакого спортзала, мускулатуре на руках любой качек позавидует. Прохожие смотрят как-то с сочувствствием, видно, что асфальтно-лопатная работа им не кажется ни легкой, ни престижной. Но больше всего достает запах асфальта – кажется, и одежда, и кожа, и волосы им уже пропитались, скорее бы в душ. Сбежать бы отсюда подальше, подышать чистым кременчугским воздухом – уж поверьте, после асфальта даже возле центрального рынка он покажется вам просто альпийским.
– Слышь, ты, балабол, давай в темпе бросай! – подгоняет тем временем кого-то бригадир.
Его работа кажется самой приятной – он, как минимум, в нормальном, человеческом виде, при костюмчике, да и с лопатой гнуть спину не приходится:
– Мое дело, чтобы вовремя поставляли материалы, – объясняет Михаил. – Чтобы выполняли работу, а я контролирую качество. А если людей мало – могу и помогать, – добавляет он и берется за веник.
Когда куча разбросана, асфальт разравнивают, а потом по краям «топчут» ногами – чтобы утрамбовать.
– Но вы кроссовками ходить не будете. У вас тут же подошва отойдет, – говорит бригадир. – Мы ботинками ходим.
Женщин тут всего двое – я да Светлана – но на укладке асфальта обычно работает больше:
– Много женщин у нас и асфальт кидают, – делится Михаил. – Вот я работал неделю назад с бригадой, и у меня асфальт кидали все женщины.
– Молодые среди них есть?
– Хватает. Есть те, кому и 24, и 27.
– На работу всякий устроиться может?
– Как правило, берут тех, кто уже в какой-то организации работал или после армии – эти серьезней, не пьют. Но они у нас долго не задерживаются – зимой же мы четыре месяца не работаем.
– А пьющих среди работников много?
– Хватает, но в основном пьют на выходных. Если на работу пришел с запахом – отправляю домой. У нас есть такие, кто в состоянии и пьяным работать, но это опасно – могут упасть на асфальт, а он – 120 градусов.
– Несчастные случаи были?
– Были. Пошли ожоги, в больницу сразу человека отправили.
– И сколько получаете за работу?
– В основном работаем на ставку, все зависит от разряда. У кого он выше – где-то 130 гривен в день, у новичка– 80-90. В месяц получается 1700-2200.
– А профессиональные заболевания есть?
– Похмелье, – шутит кто-то из рабочих, но его свои же одергивают.
– Да ты сейчас наговоришь, вы ничего такого не подумайте…
Почему женщины занимаются укладкой асфальта?
– А куда идти, уже предпенсионный возраст – кто возьмет работать, - рассказывает работница ДРСУ.
- Вот меня уже никто, за 45 никому не надо. Но и тут, попробуйте прожить на эту зарплату, учитывая, что четыре месяца зимы мы не работаем. А кто тебя на подработку на это время возьмет, у тебя ж трудовая и все на предприятии лежит. От асфальта у меня постоянная аллергия, сыпи. А учитывая, что все время на ногах, приходишь домой, а их судорогами сводит. Асфальтобетонщиков на пенсию раньше отправляли, а теперь в 60 лет будут.
В ТЕМУ:
Почему асфальт убогий?
И водители, и барышни, которые любят «шпильки», давно приметили, что качество нового асфальта стало сильно «шкандыбать» – его и не сравнить с тем, который проложили в советские времена. Когда как следует пригреет солнце, от женских каблучков на дорогах прямо вмятины остаются! Коммунальщики, которым доводится непосредственно заниматься укладкой асфальта, говорят, во всем виноват некачественный битум.
- Сейчас в Украине нет нормальных дорожных битумов, - делятся с нами работники. - Чтобы улучшить качество, в ход идут всякие добавки. Тот, который укладывают на дороги, еще ничего, а который идет на тротуар – тот совсем…
Кому бесплатный вибромассаж?
Разровненный асфальт нужно утрамбовать, а потом еще и пройтись сверху ручным, но очень тяжелым, катком. Для «трамбовки» есть специальная штука, и даже две: одна – деревянная, чтобы вручную утрамбовывать асфальт в «труднодоступных местах», другая – небольшая, но громкая, машинка. С ней мне повезло познакомиться в самом конце. «Вместе» мы были максимум две минуты, но зато каких! Проехав одну полосу, отскочила от машинки - руки трясутся, словно я регулярно принимаю «на грудь». Еще бы, представьте, что подержали в руках мини-перфоратор. Работники говорят - это еще что, после работы на катке вообще жития нет, хотя со временем к вибрации привыкаешь.
Спокойно походить по творению собственных рук смогу часа через 1.5-2 – столько времени нужно на застывание асфальта. Ребята говорят, мне теперь молоко полагается за вредность. Им, кстати, талоны выдают на поллитры за «асфальтный» день. Правда, у коммунальщиков 8-ми часовой рабочий день, а я часик-два побыла и слиняла – так что заслужила грамм сто, не больше:)
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.