Это событие прошло незамеченным для большинства людей. Хотя его значение крайне важно для всех. Ведущие политические силы опять саботировали создание системы информации о том, кто и где владеет землей, и что с ней можно, а чего делать нельзя.
Как это случилось?
Львовщина. Подделаны земельные акты местными служащими Госкомзема. Два участка по 100 соток возле красивого леса.
Харьковщина. Руководителем местной райгосадминистрации отдано восемь гектаров чужой земли четырем, как говорил булгаковский Иисус, «хорошим людям». Местный руководитель Госкомзема без проблем оформил для этих людей новые акты о праве владения. С их помощью они, спустя месяц, продают землю пятому «хорошему человеку».
Киевщина. Местные работники Госкомзема вместе с эсбеушником и бывшим судьей подделывают решение суда, и оформляют на свои предприятия 355 гектаров земли. Цену мошенничества оценивают в 2,5 млрд гривен.
Эти данные взяты не со слов пламенных общественных активистов. Не с помощью хитроумных журналистских расследований. Они – из официальных новостей Госкомзема только за последние три месяца. В стране, которую мы все мечтаем построить, председатель ведомства, где происходят такие злоупотребления, пошел бы сначала в отставку, затем – под следствие. Олег Кулинич, нынешний председатель Госкомзема, никуда не идет. Он ежемесячно рапортует об открытых злоупотреблениях, о числе снятых подчиненных и проделанных инспекционных поездок.
«Это продажа должностей. Они продаются на три месяца. Если деньги опять не дают, должность продается по-новому», - с грустной улыбкой заявил «Свідомо» на условиях анонимности один из сотрудников Госкомзема.
Чтобы доказать это утверждение, нужны следственные действия. Мы лишь обратим внимание на один факт. С начала года в Институте землеустройства – организации, оформляющей выделение земли, – уже восьмой (!) руководитель.
Другим фактом является то, что люди не чувствуют изменений от количества уволенных чиновников Госкомзема. Жалобы – об отобранной земле, о застроенном сквере, об отданных тем самым «хорошим людям» пахучих лесах и живописных берегах сыплются на журналистов ежедневно.
Намного меньше внимания – к сожалению – уделяется вопросу, а как положить этому конец.
Развитый мир давно нашел ответ. Создать земельный кадастр – автоматизированную систему с фотографиями участков и четкой (и защищенной от перекручивания!) информацией, где, кому и на каких основаниях какая земля принадлежит. Еще в 2004 году Верховная Рада приняла многообещающий закон. Согласно ему такая система должна была одновременно регистрировать права на землю и дома, на ней стоящие, а также ограничения на операции, которые можно делать с этими домами и землей. Закон (его инициировали один тогдашний депутат из Партии регионов и один – из Компартии) фактически поставил целью создать суперкомпьютер, независимо от воли чиновников, надежно хранивший бы информацию о любом участке. А еще – не позволявший бы выдать два акта на право владения одной землей, продать землю на берегу моря, речки или озера, отдать лес или сквер, принадлежащий общине, или построить многоэтажку в историческом центре.
Еще в 2003 году кредит на такую систему выделил Мировой банк. Как сообщил «Свідомо» Сергей Кубах, управляющий от банка этим проектом, на 10 ноября с 30-сантиметровой точностью было сфотографировано 400 884 кв. километров. Или 67% всей земли. Весной «Свідомо» исследовало, как вопреки прогрессу с фотографиями, в правительстве и парламенте создание такой системы блокируется. В четырех правительствах подряд право ее администрировать делят-делят, и никак не поделят Госкомзем с Минюстом. А два последних парламента все время откладывают рассмотрение закона о земельном кадастре.
В прошлый вторник этот парламент его тихонечко рассмотрел и... не принял.
Кто не голосовал?
Из семи сидящих в Раде кандидатов в Президенты кнопку «за» нажали лишь двое: Анатолий Гриценко и Юрий Костенко.
Виктор Янукович и Петр Симоненко – не голосовали, Арсений Яценюк, Владимир Литвин и Инна Богословская – на это голосование не зарегистрировались.
Из пяти парламентских фракций ни одна не проголосовала за закон в полном составе. В Блоке Юлии Тимошенко «за» голосовали 123 из 153 депутатов, в «Нашей Украине-Народной самообороне» - 37 из 72, в Партии регионов – один из 172. Компартия и Блок Литвина не отдали ни одного голоса.
«Чем темнее вода, тем лучше ловить рыбу», - сказал «Свідомо» один из депутатов. Он является членом парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений – там предварительно рассматривали документ – и неофициально консультировал нас, как валили идею. «Преднамеренно все делается для того, чтобы не было нормального законодательства», - утверждает депутат.
Как именно? Далекие от парламентских манипуляций люди, например, не обратят внимания на следующую деталь. Дело в том, что в марте 2007 года этот же парламент таки принял закон о земельном кадастре. Но Президент его ветировал. Виктор Ющенко мотивировал это тем, что парламент испортил идею. А именно постановил создать кадастр всего лишь как информационную систему – отдельную от системы регистрации прав и ограничений на операции с землей. И вестись такой кадастр должны были многие органы, а не один Госкомземом. Президент написал депутатам, что так не годится, что должен быть один кадастр, за который будет отвечать одно ведомство.
Прошло два года. У парламентариев, а конкретнее – у земельного комитета Рады был вагон времени, чтобы или убедить парламент согласиться с мнением Президента, или подготовить новый закон. Но этого не было сделано, и во вторник депутатам предложили преодолеть вето Президента двухгодичной давности!
В чем хитрость?
В том, что для принятия нового закона нужно 226 из 450 голосов депутатов. А для преодоления президентского вето – минимум 300. То есть закон выносили так, чтобы было как можно меньше шансов его принять.
Мы выяснили, какой депутат руководил группой, занимавшейся законом в комитете Рады. Им оказался Валерий Бевзенко из Партии регионов.
«Свідомо»: «Почему Вы не подготовили новый закон, а предложили преодолевать вето? Для этого же нужно больше голосов?»
Бевзенко: «Надеялись, что преодолеем вето».
«Свідомо»: «Вы надеялись найти 300 голосов в этой Раде, где полно жуликов, которые сами деребанят землю?!»
Бевзенко: «Жуликов меньше».
«Свідомо»: «А почему Вы единственный голосовали из Партии регионов»?
Бевзенко: «Считайте, что я случайно нажал кнопку».
Кстати, операция с преодолением вето оказалась лишней. Голосов не хватило даже если бы это был полностью новый документ.
«За» проголосовало только 162 депутата.
«На сегодня Украина осталась единственным государством на постсоветском пространстве, где законодательно не урегулирован вопрос земельного кадастра», - грустно написал по этому поводу Госкомзем. От себя прибавим: глава которого - выдвиженец Блока Литвина, не давшего за закон ни одного голоса.
Этот факт выглядит еще циничнее, если вспомнить, с какой программой Литвин был избран в эту Раду. Вот цитата из нее: «Привлечение к криминальной ответственности тех, кто занимается земельным мошенничеством и обманом селян».
Что дальше?
Дальше – президентские выборы, под которые политики снова пишут в программах красивые слова. Литвин, например, опять обещает привлечь к ответственности земельных плутов. Еще раз отметим: его представитель почти год как возглавляет Госкомзем. Виктор Янукович, чья фракция дала за кадастр аж один голос, и этот голос говорит «ошибочно», обещает прозрачный и легальный рынок земли. Юлия Тимошенко – что земля будет принадлежать только гражданам Украины, которые на ней живут и работают. Петр Симоненко, чьим лозунгом это было многие годы, обещает то же самое.
Анатолий Гриценко пишет в программе, что в селе будут такие условия, что молодежь перестанет переезжать в город. Какие – не объясняет. Этой дорогой идет и Арсений Яценюк. Кандидат, не зарегистрировавшийся на заседании Рады, когда голосовали за кадастр, обещает создать в селе крупные производства. Как бизнесмены пойдут в село, если землю запрещено продавать, если права на нее никто не гарантирует, а ее владельцев в любой момент могут обмануть, Яценюк не объясняет.
Среди известных кандидатов, создание земельного кадастра в свои президентские программы записали лишь Виктор Ющенко и Сергей Тигипко. Тигипко в последние годы занимался не политикой, а банковским бизнесом, потому трудно оценить, насколько он искренен. А вот действующий Президент, пусть и говоря правильные слова, не смог остановить деребан последних лет и несет за это ответственность. Мы проанализировали годовые отчеты, которые Государственный комитет статистики делает для Госкомзема. Из них вытекает, что лишь за прошлый год под застройку (это главная почва для злоупотреблений) по всей стране было выделено 12 тысяч гектаров земли. Сколько из них по правилам – там, где можно, на аукционе, а сколько – «хорошим людям» - даже там, где нельзя, в государстве не знает ни один человек. Кадастра же нет.
Когда проваленный Радой проект закона о кадастре еще обсуждался в парламентском комитете, прозвучало предложение внести в закон норму об ответственности за подлог данных и другие злоупотребления с информацией о земле. Ответственность вплоть до тюрьмы. В документе, предложенном депутатам, этой нормы уже не было.
Мы спросили руководителя группы, готовившей закон для вынесения в зал голосований, а почему?
Валерий Бевзенко, депутат Рады от Партии регионов: «Вы понимаете, в нашем государстве так сложно ввести любую ответственность. Мы прокукарекаем, а солнце не взойдет».
Мы все понимаем.
Егор Соболев, бюро журналистских расследований «Свідомо», для «Кременчугского Телеграфа»
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.