Украинцам – бесплатную правовую помощь! Такова последняя инициатива правительства Юлии Тимошенко в сфере права. Актуальная, нужная, по настоящему европейская. Главное – чтобы не вышло, как с созданием справедливого суда, план которого (очень высоко оцененный Советом Европы!) разработали ровно три года назад. И до сих пор не утверждают. Кто?
Откуда взялся план?
Пока в Украине нет правосудия для всех. Его создание чудесным образом изменило бы страну. Честный бизнес, простые люди, игра по правилам – все это получило бы защиту.
– Украина вступит в Евросоюз через пять лет, – пообещал после Майдана новоназначенный вице-премьер по евроинтеграции Олег Рыбачук.
Сейчас – за семь месяцев до истечения этого срока – можно разве что улыбнуться. Тогда многие верили, что все возможно.
Летом 2005 года новый Президент создал Национальную комиссию по укреплению демократии и утверждению верховенства права. Председателем назначил Сергея Головастого. И дал полный карт-бланш на разработку идей, как сделать название комиссии реальностью.
Как планировали создать правосудие?
Что мешает судьям судить справедливо? Как это исправить? Вот какие ответы дала комиссия (см. таблицу).
10 мая 2006 года Ющенко одобрил эти идеи своим указом. Большинство из них стали двумя законопроектами – «О судоустройстве» и «О статусе судей». На западе украинский план реформы получил одобрение, что бывает редко, особенно в сфере демократии. Обычно оттуда критикуют идеи украинской власти.
Кто заблокировал перемены?
Возможно, вопрос нужно ставить иначе: а их кто-то вообще продвигал? Справедливый суд в первую очередь выгоден людям без должности, денег и неприкосновенности. То есть не высшим политикам.
Что для этого сделал Президент? После одобрения идей комиссии... полгода не вносил законопроекты в Раду. По словам Головастого, в конце концов, он прибегнул к шантажу Секретариата Президента.
Сергей Головастый:
– Я пошел к (заместителю главы Секретариата Ивану) Васюнику, и сказал: «Мы подаем от себя вместе с (председателем комитету Рады по вопросам правосудия Сергеем) Киваловим. Хотите? Не годится, чтобы Президент, который все это инициировал, не был автором». Тогда Ющенко подал».
После этого Президент боролся с судьями, мешавшими ему распустить Раду, тормозил назначение судей через вражду с Верховным судом и... время от времени призывал парламент создать правосудие. А месяц назад сказал руководителю Группы стран Совета Европы против коррупции Драго Косу: «Я большой пессимист в отношении того, что нам удастся их провести в парламенте».
Что делают ведущие политические силы? За эти три года было две коалиции, имевших правительство и большинство в Раде, то есть – возможности провести любые реформы.
Что можно делать самому?
Пока лично можно разве что пожаловаться на судью. Вот адреса должностных лиц, которые имеют право инициировать привлечение судьи к ответственности:
• Члены Совета судей Украины (01021, м. Київ, вул. Липська, 18/5);
Министр юстиции Украины (01001, м. Київ, вул. Городецького, 13);
• Уполномоченный по правам человека (01008, м. Київ, вул. Інститутська, 21/8);
• Народные депутаты Украины (01008, м. Київ, вул. Грушевського, 5);
• Глава Верховного суда Украины (01024, м. Київ, вул. П. Орлика, 4).
Вот по этому адресу в Интернете – www.minjust.gov.ua/0/19398 – министр юстиции Николай Онищук разместил образец жалобы. Кстати, Онищук готов этим заниматься сам. Министерство сообщило «Свідомо», что с 2008 года он инициировал привлечение к ответственности 32-х судей.
Хотя настоящего правосудия не будет пока мы, избиратели, не начнем следить, что политики делают (и не делают), чтобы оно появилось. Это – всем нам к размышлению перед будущими выборами.
Кому будут бесплатно предоставлять правовую помощь?
(из законопроекта правительства Тимошенко)
Как отбирают судей?
Этим занимаются многие инстанции – от квалификационных комиссий в областях до Президента и Рады. Причем все – без четких критериев, не говоря уже о прозрачности. Загляните, например, с помощью «Свідомо» на заседание предпоследней инстанции – Комитета Рады по вопросам правосудия.
Несколько десятков судей столпились под массивными дверями комитета. По сигналу служащего аппарата проходят по одному. Тихо здороваются, молча слушают (стоя, хотя депутаты-члены комитета – сидят), тихо благодарят и уходят. Благодарят за рекомендацию избрать бессрочно. В первый раз каждый судья назначается Президентом – на 5 лет. А вот во второй избирается уже Верховной Радой – навсегда. После этого лишь смерть, старость или ужасающие преступления (которые еще нужно доказать!) могут лишить судью мантии. Он – неприкосновенный.
– Вопросы есть?
– Нет.
– Голосуем... Единогласно.
Как обманули избирателей
Четверо из пяти политических сил в действующем парламенте на выборах дали похожее обещание в отношении правосудия. Давайте вспомним.
Почему же мы до сих пор не выбираем судей?
«Свідомо» обратилась с этим вопросом к пресс-службам вышеупомянутых политических сил. Ответ пришел только из «Народной самообороны». Лариса Сарган, руководитель пресс-службы «Народной самообороны»: «Это обещание было частью предвыборной программы, ее делала «Наша Украина» – все вопросы к ним».
Егор Соболев, бюро журналистских расследований «Свідомо», для газеты «Кременчугский ТелеграфЪ»
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.