- Не, ну здоровый мужик, зачем тебе эта «футболка с приколом»? Тем более, она явно маленькая будет ...
Двое дюжих мужчин лет 30 мнутся у сигаретного киоска рядом с остановкой.
- Ну, не знаю, прикольно - малому отдам. Это же бесплатно, а я все равно курю, то почему бы сразу две пачки не взять?
Футболка за две пачки, сумка, наклейка, брелок или зажигалка за каждую дополнительную сигарету - больше продавцы не смогут соблазнять покупателей подарками.
«Свідомо» уже расследовало как при новом Президенте развернулись бои за последние бастионы бизнеса, который Мировой банк считает одной из ключевых причин высокой смертности украинцев. Под давлением вице-премьера Бориса Колесникова правительство на полгода затянуло решение о страшных рисунках, которые должны появиться на каждой пачке. А в парламенте друзья табачного бизнеса два года оттягивали Закон о полном запрете рекламы сигарет. По оценке того же банка, такой запрет может на 7% уменьшить 11-миллионную армию украинских курильщиков.
В этих боях не было деления на власть и оппозицию. Этот раздел - для митингов, для Шустер-live. А в реальности Закон о полном запрете активно продвигал член Партии регионов Юрий Мирошниченко - представитель Президента в Раде. А в ней против Закона боролись другие регионалы - Анатолий Кинах и Артем Синица. Они настойчиво предлагали оставить табачным производителям право на акции. Вслед за ними нашеукраинка Ксения Ляпина с бютовкой Еленой Кондратюк воевали за право газет и журналов открывать рубрики для рекламы курения.
Ареной двухлетней битвы за рекламу стал Парламентский комитет по вопросам медиа. На протяжении последнего года на сторону табачников перешло большинство его членов - бютовцы Николай Баграев, Елена Кондратюк, Александр Абдуллин, регионалы Елена Бондаренко, Владимир Ландик, Орест Муц, Алексей Федун и самооборонец Юрий Стець. Только председатель комитета Андрей Шевченко и его коллега из БЮТ Виктор Уколов вместе с коммунистом Александром Голубом стояли за полный запрет.
Пришла осень и рядом с афганцами у огороженного новым забором парламента выстроились активисты общественной коалиции «За свободную от табачного дыма Украину». И Рада проголосовала! Закон о запрете рекламы сигарет поддержали две трети парламента. Полностью - коммунисты, Народная партия и группа «Реформы ради будущего». Более половины голосов дала Наша Украина-Народная самооборона. Во фракциях Партии регионов и Блока Тимошенко за запреты проголосовало меньшинство (вот вам и политическое противостояние), но и этого хватило. Мяч теперь в ногах Виктора Януковича. Если он подпишет Закон, табачные компании лишатся многих возможностей привлекать клиентов.
Что потеряли продавцы сигарет?
1. Рекламу во всех печатных СМИ. Им больше нельзя рекламироваться даже в так называемых «специализированных изданиях».
2. Право проводить акции рекламного характера. Им оставили право на выставки при условии, что на них допускаются только работники предприятий, имеющих лицензию на оптовую торговлю или производство табачных изделий. Почему это важно? Потому что такая норма перекрывает путь скрытой рекламе в аэропортах, магазинах, да везде, где ранее такие акции проводились под вывеской «специальных выставочных мероприятий».
3. Рекламу в интернете - кроме сайтов, рассчитанных на совершеннолетнюю аудиторию. Как это будет определяться - покажет только практика. Сторонники запрета верят, что реклама теперь возможна только на порносайтах.
4. Табачникам запретили лотереи, игры, конкурсы и другие развлекательные мероприятия, где для участия нужно было купить сигареты.
5. Им запретили обменивать свой товар на что угодно.
6. Новый Закон запрещает использовать в рекламе сигареты или даже процесс курения. Так что теперь блондинка в ролике АТМА - препарата, обещающего избавить курильщиков от последствий курения - уже не должна держать в руках сигарету.
7. Если производитель сигарет хочет дать деньги на дискотеку, детский спортивный турнир или спортплощадку - пусть дает. Но назваться он уже не вправе.
8. И табачным компаниям также запретили давать деньги государству, даже на борьбу с вредными привычками.
Против последнего запрета несколько раз выступал давний противник ограничений для табачного бизнеса - Тарас Чорновил. «Этот Закон - отмывка денег некоторых фондов. И если кто из депутатов Верховной Рады получил эти деньги, то пусть по крайней мере он покается, а не те, кто здесь много кричат!».
Возможно, Тарас имел в виду деньги мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга и создателя Microsoft Билла Гейтса. Они во всем мире финансируют ограничения для табачного бизнеса. По просьбе «Свідомо» один из активистов антитабачных кампаний Андрей Скипальский оценил объем их помощи в Украине в сумму до миллиона долларов за последние три года. По словам Андрея, эти деньги выделяются прежде всего на PR-кампании и исследования.
Табачные компании тратили на рекламу и благотворительность в десятки раз больше.
Что оставили сигаретам?
– Рядом с нашей школой просто оккупация. Что тут скажешь - сразу три киоска и повсюду мигают и крутятся «сигаретные» картинки. И что - даже на 50 метров не тянет, - преподавательница географии в одной из столичных школ Светлана Викторовна - среди тех, кто подписался под обращением к депутатам, чтобы запретить рекламу сигарет в местах продажи.
Ее не услышали. Этот важнейший из бастионов и табачный бизнес его удержал. Почему? 80% покупателей принимают решение, что покупать, в самом магазине. Поэтому оставить рекламу на месте продажи - задача номер один.
Соратница регионала Мирошниченко по активной борьбе за ограничения для табачного бизнеса Леся Оробец из «Фронту змін» пыталась убедить депутатов: «Вы видели, во что превратились кассы в супермаркетах? Это абсолютно законная сейчас реклама, и мы ее оставим, если не примем эту поправку. Коллеги, огромная просьба поддержать».
В бой вступила не менее активная, только на другой – табачной – стороне баррикад, депутат из БЮТ Елена Кондратюк. Аргумент не был слишком красноречив: «Мы ее отклонили, потому что здесь очень большой ... В принципе, она является альтернативной к другой норме, мы ее оставили в первом чтении. Она дополнена большим перечнем, который, в принципе, тоже есть в другом Законе - о государственном регулировании производства спирта и табачных изделий».
Но депутатам этого хватило. Они сохранили табачному бизнесу видеомониторы с яркими картинками, огромные плакаты и наклейки в любых местах продаж: от гигантских супермаркетов до маленьких киосков.
– Я вам так скажу, если бы норму по рекламе на месте продажи не убрали - Закон бы провалили. Это некий компромисс - чтобы и людям как бы лучше, но и табачное лобби не обидеть, - не под запись заявил один из депутатов «Свідомо».
Так поступили и коммунисты, и литвиновцы, и группа «Реформы ради будущего», другие запреты поддержавшие единогласно. Менее половины голосов за запрет рекламы в местах продажи отдала Наша Украина-Народная самооборона, менее четверти - блок Тимошенко. И только 2 со 193-х депутатов правящей Партии регионов - сам автор закона Юрий Мирошниченко и Геннадий Самофалов.
Заметили, как при голосовании этого предложения меж депутатских рядов, раскинув руки, бегал Михаил Чечетов. «Дирижер» регионалов сигналил: «не голосовать».
«Свідомо» спросило у парламентария об этом:
- Вот вы видели это на экране, а я знаю что творится по ту сторону экрана. Еще раз говорю, за Закон проголосовало большинство - и голубые, и белые, и синие, и все. Поэтому он принят в той редакции, которая сможет минимизировать количество курильщиков.
- А почему сохранили рекламу на месте продажи?
- Если бы ее не было, то не проголосовали бы за Закон.
- Это такой компромисс с производителями?
- Ну какой компромисс?
- А вы лично - за или против полного запрета рекламы сигарет?
- Конечно за. Мы ведем здоровый образ жизни. В какой еще партии два олимпийских чемпиона? Где еще есть с десяток кандидатов в мастера спорта? Здоровая партия, которая культивирует спорт и подает пример. Мы не курим и не пьем. Только минералку.
Что дальше?
«Для нас это победа, но частичная. Это уже третья попытка запретить рекламу. Действительно, по чуть-чуть, но дело идет. Правда, теперь мы ждем креативных идей от продавцов сигарет. Все же прекрасно понимают - лазейки остались. Чтобы их убрать, выход только один - рекламу надо запрещать абсолютно всю», - еще раз подчеркивает Анна Гопко, мотор коалиции «За свободную от табачного дыма Украину».
Мария Землянская,
бюро журналистских расследований «Свідомо», для «Кременчугского телеграфа»
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.