Психологи советуют не покупать детям монстров и другую нечисть из компьютерных игр, а постараться увлечь ролевыми играми, развивая логику, абстрактное мышление и речь ребенка
Как выбрать подарок ребенку? Казалось бы, ничего сложного. В городе много детских магазинов, в ассортименте – разнообразные машинки, пистолеты, куклы, зайчики, слоники, конструкторы... Но, выбирая ребенку игрушку, взрослые редко задумываются над тем, какую пользу извлекает малыш, забавляясь подаренной машинкой или слоником. А может, наш подарок только навредит ему? И речь идет не о санитарно-гигиенических нормах и стандартах, хотя это тоже важно. Покупая ребенку игрушку, задумайтесь, поможет ли она развивать творчество и логику. Или же эти кубики, розовые слоники, детский телефон в виде собачки в лучшем случае будут просто бесполезными. О том, как выбрать правильный подарок, мы расспросили психолога Валентину Осадчую.
Монстрам из компьютерных игр – категорически нет!
– Плохо влияют на детей различные монстры, которые пришли к нам из компьютерных игр. Привнося в жизнь ребенка виртуальную реальность, подтягиваются еще и страхи, ведь детская психика неустойчивая, и ребёнок мыслит образами, вот и становится агрессивным, раздражительным. Но родителям, к сожалению, удобнее включить компьютер, чем сидеть с малышом на полу и собирать конструктор. Выбирая подарок, учитываем возраст и интересы ребенка, а не свои собственные
– Часто мы покупаем детям то, чего не было у нас, или же на свой вкус. Это зависит и от семейного бюджета. Бывает, что мы выдаем желаемое за действительное, – говорит Валентина Осадчая. – А родителям, выбирая игрушку, необходимо представить своего ребенка, его возраст, уровень развития. Решить, подходит ли ему то, что они хотят купить. Сможет ли он справиться с теми заданиями, которые предстоит выполнить, научится ли каким-то новым движениям? Достаточно ли у него ресурсов, чтобы разобраться самому или при помощи родителей? Игрушка должна быть развивающей, интересной и обучающей. Если к трем годам ребенок должен знать цвета, нужно много работать с цветными кубиками. Если к пяти годам дети начинают знакомиться с буквами, берите кубики с алфавитом. Если я покупаю шашки внуку в 5-6 лет, то хочу, чтобы он научился правилам игры в паре, усидчивос- ти, умению просчитывать на несколько ходов вперед. Поверьте, в жизни это ему пригодится. Уже в первом классе это поможет решать задачи, особенно на несколько действий. Наталья Олейник Пятилетнему Егору интересны машины. Родители покупают ему модели самых разных размеров и, естественно, с удовольствием наблюдают за спокойной возней малыша на ковре с мини-авто Mercedes.
– К сожалению, – говорит мама Егора Альбина, – мы с мужем часто допоздна на работе, очень устаем. Понимаем, что необходимо уделять сыну больше внимания, но он как- то сам привык к машинкам, а мы, даже в свободное время, порой не знаем, чем еще его занять. – С трех лет детям интересны сюжетно - ролевые игры и соответствующие игрушки (аптека, пожарный, школа, театр). Они мыслят образами, им легче прожить ситуацию с помощью таких игр. Кроме того, так они учатся правилам поведения в социуме. Большое значение имеют групповые игры, когда родители включаются в процесс. Это может быть лото, домино, настольный хоккей, – советует психолог. – До 6 лет кора головного мозга еще формируется, и неизвестно, в каком направлении ребенок будет развиваться. В это время во главе угла, на мой взгляд – подготовка к школе. Не чтение и письмо, а усидчивость, логика, абстрактное мышление, ориентация в пространстве (кубики, пазлы, шашки), развитие речи (сюжетные игры, театр), эмоциональное восприятие (выполнение всевозможных жизненных ролей). Детям до трех лет подойдут кубики и пирамидки – Моей племяннице Мие почти 2,5 года, – говорит Ирина. – Малышка очень любит музыкальные книжечки, картинки с наклейками и... мобильный телефон! А вот куклы ей совсем не интересны. Выбирая для нее игрушку, я в первую очередь советуюсь с продавцами в магазине – они помогают сориентироваться в ассортименте. А потом беру то, что, как мне кажется, понравится Мие. – Детям до трех лет отлично помогают развиваться кубики, пирамидки, матрешки, уточки – все, что больше кулачка ребенка, моется, не острое, не пахнет пластмассой, не разбирается на мелкие детали, которые можно проглотить, – говорит Валентина Осадчая. В целом, игрушки можно поделить на две группы, считает психолог. Это педагогические (которые могут чему-то научить) и отвлекающие на некоторое время. В зависимости от того, какую цель вы ставите, такую игрушку и достаете с полки.
– Естественно, коэффициент полезного действия у отвлекающих игрушек достаточно небольшой. А малыш в три года уже должен разбираться в основных цветах, знать, где лево и право, какой предмет находится дальше, а какой – ближе, выше или ниже, иметь представление о функциях некоторых предметов. Игрушкам следует ребенку в этом помогать. Поэтому мишки и слоны не должны быть розовыми или салатовыми, – подчеркивает Валентина Осадчая. – Мордочки – добрые, с характерными чертами, присущими именно этому животному. Многофункциональная игрушка (собака-телефон) – не очень удачный вариант, психологи ее брать не рекомендуют. Ребенок должен понимать, что телефон – это телефон, он не похож на собаку, а собака – это собака, с нее нельзя звонить. С трех лет нужно развивать речь и собирать пазлы.
«Кременчуцький ТелеграфЪ» №49, 5 грудня 2013 року
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.