Анатомия репутации
Три белых коня: репутация в сети, доверие и продажи
Доверие в интернете — бесценный актив каждого бренда. Можно выпустить товар идеального качества, но, если в сети о нем плохо говорят, его просто не купят. Как у онлайн-пользователя формируется доверие? Через отзывы и обзоры, звездные рейтинги и рекомендации инфлюенсеров, комментарии на форумах и статьи в СМИ. Отношение клиента — большой многослойный пирог. Причем если горчит один кусочек, аппетит испортится у всех.
Почти половина потребителей будет сотрудничать с брендом при рейтинге не ниже 4 звезд (по данным Statuslabs.com).
Прежде чем сформировать доверие к бизнесу, клиенты в среднем читают 7 отзывов.
Два главных отличия онлайн-репутации от ее офлайнового двойника — гибкость и уязвимость. Прошли времена, когда можно просто завести сайт, создать аккаунты в соцсетях и, отключив комментарии, выпускать абстрактные посты про барашков. Сегодня борьба идет на чужой территории и по правилам потребителя, который стал активным, публичным и агрессивным элементом сети. Действовать, не понимая эти правила, — работать себе во вред.
Репутация не безобидная игрушка в руках маркетологов. Она не только устанавливает крепкую эмоциональную связь с потребителем, но и напрямую влияет на уровень продаж.
По статистике HBS, увеличение рейтинга на Yelp на одну звезду приносит увеличение прибыли на 5–9%. Более 25% рыночной стоимости компании связаны именно с репутацией. Из-за плохой репутации каждый месяц закрывается около 150 магазинов и сервисов.
Работа с имиджем не работает по одному шаблону. Она варьируется в зависимости от размера, ниши, популярности бренда. Как понять, что вам нужно трубить в барабаны и срочно заняться репутацией? Бренды наиболее чувствительны к изменению репутационного фона в следующих случаях:
? сфера услуг: частные клиники, банки, бьюти, туризм, строительство, общественное питание
? ниши с высокой конкуренцией: бытовая техника, товары для детей, одежда и обувь, косметика
? ниши с высокой «экспертной емкостью»: недвижимость, автомобили, юридические услуги
? молодые стартапы с отсутствующей репутацией
? крупный репутационный скандал.
Один пост в FACEBOOK способен дать больший эффект, чем десяток публикаций в официальных СМИ. Постоянный контроль над имиджем в интернете в конкурентных нишах — один из базовых факторов выживания бизнеса.
Отрицательная репутация в интернете оказывает пагубное влияние на восприятие потенциальными клиентами. Покупатели боятся взаимодействовать с «двухзвездочными» брендами. Конкуренты тоже не дремлют. Они не упустят возможность использовать собственных агентов влияния и присоединиться к веерному распространению негатива. В таких случаях на помощь приходит ORM — управление репутацией в интернете.
Online Reputation Management — комплексная стратегия по поддержанию положительного впечатления о бренде в сети. Она включает в себя:
? мониторинг репутационного фона
? нивелирование и удаление негатива
? определение тональности упоминаний
? наращивание позитивного контента
? вывод позитивных площадок в топ поисковой выдачи (SERM)
? работу над репутацией компании в качестве работодателя (HRM)
? организацию качественной реакции на отклики
? репутационную аналитику и оценку репутационных рисков в сети.
«Хорошая репутация в интернете — первый шаг к завоеванию доверия ваших клиентов. Вот почему стоит тратить время и усилия на ORM. Инструментарий огромен. Чтобы эффективно воспользоваться им и не „выстрелить себе в ногу“, нужно четко понимать, как он работает».
Владелец агентства по управлению репутации в сети «INSIDE PR» Березянский Александр