Другое мнение: А нужны ли в Кременчуге райсоветы?

17.03.2014, 09:12 Переглядів: 1 764

Другое мнение: А нужны ли в Кременчуге райсоветы?

Виктор Крук, журналист

«Весь мир насилья мы разрушим. До основанья, а затем. Мы наш, мы новый мир построим. Кто был ничем, тот станет всем», - как это ни парадоксально, но эти строки коммунистического Интернационала сегодня как нельзя лучше характеризуют некоторые устремления и призывы лидеров кременчугского антикоммунистического «Майдана».

 

Начать «рушить» под предлогом экономии бюджетных средств активисты «Майдана» предлагают в первую очередь с районных советов и райисполкомов. Быстрейший разгон райсоветов стал у них просто какой-то манией. Но что будет вместо них, и кто будет выполнять полномочия, возложенные на районные органы власти, и всю ту работу, которая им сейчас поручена, «майдановцы» пока не знают. Во всяком случае, на своей пресс-конференции в минувшую пятницу об этом никто из активистов «Майдана» ничего конкретного сказать не смог. И в воскресенье, 16 марта, на Народном вече идея роспуска райсоветов также была провозглашена под аплодисменты толпы, но депутатам райсоветов и представителям райисполкомов, чтобы они смогли что-то пояснить, так слова и не дали. Получилось как-то не совсем демократично. Другое мнение нужно уметь выслушивать – ведь оно может быть и рациональным и полезным. Именно поэтому на данной теме хочу остановиться подробнее.

 

Стране сейчас действительно остро не хватает денег и крайне необходимо сокращать бюджетные расходы, особенно на содержание чиновников. Но к этому вопросу следует подходить, не разбрасываясь популистскими призывами и не с целью сорвать аплодисменты у тех, кто в этих вопросах не особо разбирается. И не по дилетантски, как это происходит сегодня. Проще всего на митинге заявить об увольнении чиновников, большинство из которых получает зарплату в пределах 1,5 – 2 тыс. грн, и не разобравшись в сути вопроса, назвать цифры мнимой экономии, взятые «с потолка» или из сомнительных Интернет-источников. Разрушить всегда легче, чем создать, поэтому лучше все-таки не разрушать, а реформировать органы местного самоуправления в нужном кременчужанам направлении.

В этой связи несколько не дилетантских мыслей.

 

Первая – о структуре районной власти. Чтобы вести предметный разговор на тему сокращения или ликвидации райсоветов, следует для начала понимать разницу между депутатами райсоветов, членами райисполкомов и работниками управлений, отделов и служб структурных подразделений райисполкомов. На последних местных выборах в 2010 году в Автозаводской райсовет было избрано 50 депутатов, а в Крюковский – 40 (число депутатов зависит от количества избирателей). Райсоветы собираются на свои сессии, как правило, раз в месяц, где рассматриваются вопросы, отнесенные к их ведению, и депутаты принимают соответствующие решения. Подчеркиваю - райсоветы не могут рассматривать любые вопросы, а принимают решения только в рамках тех полномочий, которые им делегировал Кременчугский горсовет. Следует отметить, что после выборов 2010 года, городской совет райсоветам передал совсем немного полномочий. Самые главные отрасли: образование, здравоохранение, ЖКХ, дороги, транспорт – остались в ведении горсовета. А районным советам были переданы полномочия в сфере социальной защиты населения (назначение и выплата пособий, субсидий, помощи), ведение реестра избирателей, благоустройство районов (частный сектор), работы с ветеранами, с населением по месту жительства, вопросы защиты прав детей, а также некоторые земельные вопросы (в основном выделение земли под гаражи) и другие малозначимые полномочия.

 

Райсоветы создали свои исполнительные органы – райисполкомы в количестве 10-12 человек, которые заседают, как правило, 2-3 раза в месяц. А для того, чтобы ежедневно выполнять работу по всем вышеперечисленным полномочиям, существуют постоянно работающие структурные подразделения райисполкомов: управление труда и соцобеспечения, отдел ведения реестра избирателей, служба по делам детей и другие.

 

Вторая – о бюджетных затратах на содержание райсоветов и райисполкомов. Райсоветы – представительский орган власти и их депутаты работают на общественных началах, то есть никакой зарплаты и никакого вознаграждения за свою работу они не получают, хотя на выполнение этой работы тратят свое личное время. Так же, кстати, как и депутаты горсовета и областного совета. Из льгот – только бесплатный проезд в коммунальном транспорте. Думаю, что из 90 районных депутатов в Кременчуге на троллейбусах ездят не больше десятка. Пользуются ли они этой льготой – не знаю, но сомневаюсь.

То есть, если завтра утром разогнать два райсовета и всех 90 их депутатов лишить мандата – бюджет получит экономию 0 гривен и 00 копеек. В финансовом плане выгоды от этого не будет абсолютно никакой. А если предположить, что каждый из этих районных депутатов за год примет хотя бы по 3 человека, выслушает их проблемы и окажет им какую-то квалифицированную помощь, то это получится конкретная помощь 270 кременчужанам. Не так уж и мало. Реально же многие из районных депутатов принимают и помогают значительно большему числу своих избирателей. Бесплатно такую работу кроме депутатов сегодня никто выполнить не сможет.

 

Звучат призывы ликвидировать райисполкомы и сэкономить за этот счет бюджетные средства. Но здесь точно такая же история. Члены райисполкомов тоже работают на общественных началах и зарплаты за свою работу не получают. Райисполкомы сокращаем – получаем ту же нулевую экономию.

 

Лозунги разогнать структурные подразделения райисполкомов (управления, отделы, службы) звучат реже. Многие все таки понимают, что не будет управления соцзащиты – некому будет оформить субсидию или назначить пособие, не будет отдела ведения реестра избирателей – не сможем провести выборы … Сокращать чиновников в этих отделах можно, но очень осторожно. Если функции и объемы задач отдела, управления, службы остаются прежними, а число людей их выполняющих резко уменьшается, то это автоматически ведет к ухудшению качества выполнения этих задач и качества предоставления кременчужанам соответствующих услуг. И тогда для оформления жилищной субсидии очередь придется занимать с вечера, оформить опекунство будет во много раз сложнее, а проконтролировать выполнение правил благоустройства будет просто некому.

 

Таким образом, в этой нише районной власти можно говорить лишь о небольшом сокращении, и лишь после того, как будет детально изучено, не принесет ли сокращение данной штатной единицы сбоя в работе органа власти и не создаст ли это дополнительные трудности для кременчужан, которых эта власть обслуживает.

 

В Автозаводском райисполкоме и его структурных подразделениях до последнего времени было 170 штатных должностей. 12 марта на сессии райсовета депутаты сократили должность первого заместителя председателя райисполкома. Осталось 169 должностей.

 

Очевидно, что можно сократить его водителя, возможно часть техперсонала и кого-то из чиновников в отделах, управлениях. Но, по моему убеждению, это сокращение не может быть массовым и никак не может превысить 10% от нынешней численности чиновников. Иначе произойдет заметное ухудшение качества работы районного органа власти. Кстати, даже такое сокращение штата не даст никакой экономии бюджетных средств в этом году. Потому что чиновники, увольняющиеся на пенсию, в соответствии с законом получают большие выходные пособия, так что вся экономия фонда зарплаты будет «съедена» этими выплатами.

 

Третья – районные советы ликвидировали бы и без предложений «Майдана». Самое интересное, что это, наверное, для тех, кто сегодня провозглашает призывы разогнать райсоветы, они кажутся смелыми, новыми и революционными. На самом деле их будущее было давно предрешено, и об этом говорили уже несколько лет. Мэр города Олег Бабаев еще два года назад прямо заявил, что во время очередных местных выборов районные советы избираться не будут. А в соответствии с законом решение об их создании или не создании принимает горсовет за полгода до выборов. Во многих городах Украины в 2010 году райсоветы не избирались. Правда говорить о какой-то существенной экономии бюджетных средств в связи с этим не приходится. Районные советы и райисполкомы просто переименовали в районные администрации, которые возглавили назначенные, а не выбранные руководители. По большому счету в этом и заключалась вся разница. В Кременчуге в 2010 году не пошли по этому пути лишь по одной причине - из-за уважения к личностям председателей Автозаводского и Крюковского райсоветов Владимира Коваленко и Андрея Коваленко, которым до пенсии оставалось по 1-2 года. Ну и второй фактор – это раздать депутатские мандаты в райсоветах активной молодежи одной из партий, которая старательно работала на местных выборах, не совсем понимая, что депутаты райсоветов по сути дела ничего в Кременчуге не решают из-за ограниченных полномочий райсоветов.

 

То что на следующих местных выборах, которые могут пройти этой осенью, районные советы в Кременчуге избираться не будут, ни месяц назад, ни сегодня ни у кого не вызывает никакого сомнения. По закону такое решение за полгода до проведения выборов должен принять горсовет. Он его обязательно примет, так что непонятно - зачем «гнать лошадей» и пиариться на этой теме?

 

Четвертая – а что взамен? Райсоветы и райисполкомы разогнать можно – дело не хитрое. Тем более, что максимум через полгода - год их в Кременчуге и без «разгона» не будет. А что взамен и кто будет выполнять те функции и полномочия, которые сегодня на них возложены? Вот на этот вопрос пока никто не дал ответ.

 

При существующем административно-территориальном устройстве Украины, когда в Кременчуге существует два района, можно пойти путем создания районных администраций – так, как это было сделано в Киеве, Харькове и многих других городах Украины (кстати, в Киеве собираются снова вернуться к райсоветам - но это тема отдельного разговора).

 

В этом случае принципиально ничего не меняется. Просто вместо председателя райсовета, который избирается депутатами в свою очередь избранными кременчужанами, он назначается мэром города и утверждается горсоветом. Весь аппарат, отделы, управления сохраняются. Никакой существенной бюджетной экономии этот путь не дает.

 

Второй путь – изменение административно-территориального устройства Украины, что может сделать лишь Верховный Совет, и ликвидация в Кременчуге районного деления. В таком случае опять же большинство управлений, отделов и служб нынешних райисполкомов на 90% будут сохранены, просто их переподчинят новосозданным управлениям и департаментам горисполкома. Это более эффективный путь – он позволит сократить дополнительно до 5-10% штатных должностей, прежде всего в управленческих звеньях, но не более того, потому что все функции останутся, и их по-прежнему будет необходимо кому-то выполнять. Так что существенного сокращения бюджетных расходов и в таком случае достичь не удастся. Следует отметить, что по этому пути можно пойти и без изменения административно-территориального устройства Украины – было бы желание.

 

Мандат – на стол.

 

И напоследок - чтобы не обвинили в том, что я пишу все это, из беспокойства о своем депутатском мандате (в настоящее время являюсь депутатом Автозаводского райсовета) - сообщаю всем, кто требует немедленного роспуска райсоветов и ликвидации райисполкомов, о сложении с себя депутатских полномочий. Соответствующее заявление подам на ближайшей сессии райсовета. Жаль только, что это мое действие не принесет ни одной копейки экономии бюджетных средств. Так же, как и полный роспуск райсоветов, на чем так настаивает кременчугский «Майдан».

 

А инициативы по экономии бюджетных средств должны быть не популистские, и не для пиара, а продуманные и просчитанные. И оценивать любое предложение следует аналитически, с карандашом в руках, и желательно тем, кто умеет считать. И тем, кто понимает, что экономия – это не столько сокращение чиновников, сколько наведение порядка в других сферах, где бюджетные средства массово разворовывались в последние годы.

Автор: Виктор Крук
Теги: Крук
Якщо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити про це редакцію.

Інформація

Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.
Будь-ласка, ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ.
Ознайомтесь із правилами коментування.
Читайте також:
  • Kiaparts
  • НОВИНИ ПАРТНЕРІВ:


Свіжий випуск (№ 50 від 12 грудня 2024)

Для дому і сім'ї

Читати номер

Для дому і сім'ї - програма телепередач

Читати номер

Приватна газета

Читати номер
Попередні випуски
Вверх