Как построить эффективное руководство предприятием, сведя к минимуму потери материальных, финансовых, людских и временных ресурсов
Еще лет десять назад рынок Украины называли растущим. На растущем рынке не нужно было заморачиваться такими понятиями как планирование, отстройка, конкурентность и т.п. Какое там написание бизнес-планов? Придумал идею, открыл офис, поставил маржу на товар или услугу — и клиент повалил, только прибыль подсчитывай. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Чтобы заработать — нужно немало потрудиться. Руководители стали задумываться над эффективностью работы предприятия, подсчитывать КПД сотрудников, перераспределять обязанности с целью правильного использования рабочего времени. Поэтому, прежде всего, сам руководитель должен четко понимать кто и чем занимается на предприятии и какие основные функции выполняет.
Итак, первое на что нужно обратить внимание: не игнорируйте планирование.
Рассмотрим структуру любого вида планирования.
Корпоративная цель, или долгосрочное стратегическое планирование - это то, что мы хотим получить в итоге.
Цель преобразуется в задачи, т.е. какими путями (методами) мы должны достигнуть желаемого. Ошибочно подменять понятия цели и задачи!
Задачи (они же – оперативное, краткосрочное планирование, они же – план действий) раскладываются на методы, технологии, приёмы, т.е. как будет решаться каждая из этих задач.
Пренебрежение и недооценка роли методик и технологий в управлении - одна из главных, если не главная причина низкой конкурентоспособности предприятия.
Чем профессиональней будут выбраны и применены методы и технологии решения задач, тем более достижимыми будут цели. Поэтому учитесь, знакомьтесь с технологиями менеджмента, маркетинга, рекламы, осваивайте новые методики и инструменты - и у вас будет больше шансов достигнуть успехов в бизнесе.
Второе: профессиональный менеджер должен четко понимать кто и чем занимается. Чем занимается высшее руководство, а чем – руководители среднего уровня.
А. Сферы управления и основные функции высшего руководства:
1. Планирование
Разработка общих вопросов политики и стратегии, бюджета, установление целей и путей их достижения, т.е. разработка задач.
2. Организация
Структура предприятия, взаимоотношения внутри неё, установление должностей и функций (обязанностей).
3. Штаты
Отбор, ориентация, обучение.
4. Непосредственное руководство
Передача дел другим сотрудникам и координация между ними.
Поиск компромиссов между людьми.
Определение методов мотиваций.
Работа по отклонениям от нормы и изменениям.
5. Контроль
Разработка системы отчётов и показателей работы предприятия и структурных звеньев.
Оценка результатов.
Исправление ошибок.
Вознаграждение (наказание) работников.
6. Принятие оперативных (краткосрочных) решений
Сбор информации.
Выявление проблем.
Установление целей.
Разработка путей решения, постановка задач.
Предвидение последствий.
7. Связи оперативные (функциональные, методические)
Дача указаний по их структуре и её уточнение.
Проверка запросов и ответов.
Б. Оперативные функции, выполняемые средним уровнем управления:
Распределяются высшим руководством вниз и контролируются сверху:
1. НИОКР
Исследование, проектирование продукции от замысла до испытаний.
2. Производство, выпуск продукции
Рыночные исследования, планирование объёма продаж, мероприятий стимулирования сбыта, логистика, реклама, финансовое обеспечение товародвижения.
3. Финансы
Планирование расходов и финансовых отношений.
Налоговая политика.
Проблемы фондов, займы, прибыль, страховка.
4. Контроль
Общая отчётность.
Финансовая отчётность.
Планирование и контроль бюджета.
Внутренние ревизии бухгалтерских документов и других отчётностей.
5. Штаты
Приём на работу.
Система оплаты труда.
Производственные отношения.
Оргструктура звеньев.
Социальное обеспечение работников.
6. Внешние отношения
Общественные отношения.
Связи (по кредитам, займам).
Гражданские обязанности.
Отношения с ассоциациями и обществами.
7. Юридические и внутрикорпоративные отношения
Юридические вопросы компании и персонала.
Патенты.
Отношения между акционерами.
Деятельность совета директоров, правления.
При подготовке этого материала мы воспользовались советами бизнес–консультанта, основателя проекта LaMa Геннадия Ратнера.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.