Сегодня весьма часто в заведениях общественной торговли случаются ситуации, при которых покупатель просто-напросто не знает как реагировать на происходящее и как защитить свои права, в том числе, если покупка после ее приобретения, оказалась «не в радость». «ТелеграфЪ» узнал, можно ли добиться правды, если права покупателя нарушаются.
Современные покупатели редко подают на своих обидчиков судебные иски. Возможно, потому что не знакомы со своими правами, а может быть потому, что весьма часто игнорируют главные правила: хранить чеки от приобретений и основательно оформлять документы на любые виды услуги.
– Знаете, существуют обязанности для покупателя, – рассказывает Юлия Лурье, специалист кременчугского отдела по защите прав потребителей Полтавской области. Первая – до приобретения покупки, покупатель имеет право ознакомиться с документами на товар, которые всегда должны быть на торговой точке. Вторая обязанность – нужно всегда требовать чек за покупку или услугу, так как это единственный документ, который доказывает факт приобретения товара, на котором указано что, когда было куплено, кем продано, а также другие нюансы. Отмечу, что львиная доля продукции на наших рынках продается без какой-либо маркировки и имеет сомнительное качество, чеки на такую продукцию тоже часто не выдаются. Но каждый покупатель знает, если чеков не выдают, нужно задуматься: следует ли покупать эту или иную вещь? Ведь при отсутствии чека сложно будет доказать что-либо после обнаружения брака изделия или некачественно предоставленной услуги.
– Если услуга некачественная и товар имеет брак. По какой схеме должен действовать покупатель?
– Нужно пообщаться с руководителем торговой точки. Если он не реагирует на вашу устную жалобу, нужно написать заявление в двух экземплярах в администрацию рынка, супермаркета, магазина или ч/п, описать подробно ситуацию и попросить ответить на заявление в пятидневный срок. Если в течение указанного времени ответа не последовало, то покупателю следует обратиться в Отдел по защите прав потребителей в Кременчуге (приемный день: пятница с 9.00-12.00, ул. Шевченко 38).
– Если покупателя неправомерно оскорбили в магазине в присутствии посторонних людей? Что нужно делать в этом случае?
– Нужно записать в книге жалоб и предложений свою претензию и попросить ответ на нее.
– Какие ситуации по нарушению прав потребителей встречаются в Кременчуге чаще всего?
– Народ любит покупать б/у-мобильные телефоны в киосках, продавцы которых часто отвечают покупателю: «ой, нет света сейчас, отключили, мы не можем проверить состояние товара». После чего, покупатель приходит домой, а телефон не работает, и начинаются проблемы.
– А потом нельзя его обменять?
– Можно обменять товар при наличии чека в течение четырех-пяти дней, но при условии, если покупка ни разу не была в эксплуатации.
– Если покупателя задерживают сотрудники службы безопасности или любые другие сотрудники торгового заведения, подозревая его в краже или неоплате продукта, и настойчиво предлагают пройти для личного досмотра в специальную комнату, это вовсе не значит, что покупатель должен это делать. Согласно действующему законодательству, ни охрана, ни другие сотрудники торгового заведения не имеют права обыскивать вас и ваши сумки при выходе из торгового зала. (УК Украины, ст.235`2 «Превышение полномочий»)
– Как реагировать покупателю?
– Покупатель должен оставаться на месте и предложить вызвать дежурный наряд милиции, потому что только сотрудники МВД имеют право на личный досмотр в данном случае. После чего к ситуации должны быть привлечены понятые (не менее двух человек и не сотрудники торгового заведения), составлен протокол. Может быть и другая ситуация, при которой сотрудники охраны могут вести себя некорректно, причинить телесные повреждения, пытаясь силой задержать вас и завести в служебное помещение. В такой ситуации покупателю также необходимо инициировать выезд сотрудников милиции и составление протокола происшествия. После чего, в зависимости от решения покупателя, можно составить иск частного обвинения.
«Продали некачественный товар»: кто в ответе?
– Вопрос обращения с исковыми заявлениями в судебные инстанции может касаться любого приобретенного некачественного товара или услуги: будь-то изготовление пластиковых окон, мебели, покупки одежды, и так далее. Если таковые имеются, нужно написать в двух экземплярах претензию, на ЧП или организацию, где был куплен товар (или услуга), в которой необходимо указать суть жалобы и просьбу решить проблему. Один экземпляр нужно оставить в администрации продавца, на втором поставить входящий номер документа, подпись, печать организации и оставить для себя.
– Если отказываются принимать жалобу?
– В таком случае необходимо отправить письмо с жалобой «с уведомлением». Если в течение десяти дней продавец по-прежнему отказывается отвечать и на официальное письмо, нужно обратиться к независимому оценщику и выполнить экспертизу дефектного товара. После экспертизы нужно обратится к юристу и составить исковое заявление, к которому приложить претензию, чек, акт о выполненных работах, если вопрос касается услуги, а кроме того, другие необходимые документы. Более детальную развернутую информацию вы можете прочитать в законе по защите прав потребителей.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.