Школа: гулять или не гулять?

19.03.2009, 22:23 Переглядів: 5 930
Психологи считают, что основная причина прогулов – это искаженная система ценностей подростка.
Фото: Дмитрий Бабец

Каждый из нас, будучи школьником, хоть один раз, но прогуливал занятия. Молодежная редакция «Телеграфа» попыталась выяснить, каким образом ученикам удается лихо сбегать с уроков, почему они это делают и что думают преподаватели о ловких прогульщиках.

Сочиняя лживую историю во имя побега с занятий, дети даже не задумываются о последствиях. Но, рано или поздно, все тайное становится явным. Самое неприятное, когда об этом узнают родители. Вот тогда и начинается: «Мой ребенок? Да ну что вы! Как это возможно? Откуда у вас такая информация?». Между тем, нарушители школьной дисциплины объясняют свое отсутствие на уроках так: «Мне не интересно, поэтому и прогулял». Какие только уловки не используют дети, дабы избежать нелюбимых занятий. Очень часто планы побегов строятся настолько дипломатично, что не каждый учитель способен заметить подвох.

Умопомрачительные истории прогулов имеются в архиве у всех, кто был когда-то школьником или студентом. Это были симуляции в школьном медпункте, где приходилось хвататься за живот или класть под мышку грелку с горячей водой (что-бы термометр показывал температуру тела не менее 38 градусов), привирать головокружение, тошноту, диарею, больные зубы или челюсть, в конце концов, мнимую травму. Умудренные опытом школьные активисты, ради желанного прогула «любимого» занятия, начинают внезапно писать сценарии школьного концерта или КВН для городского мероприятия (эта схема работает безотказно). Иногда, жаждущим прогулять урок по уважительной причине, просто-напросто везет. Но фортуна улыбается не часто. Это те ситуации, при которых преподаватель раздает задание помыть парты, навести порядок на территории школы или срочно сходить за чем-нибудь к чаю. Нередко юные художники подделывают печати на медсправках. И как показывает практика, довольно успешно. Неопытные в делопроизводстве (по мнению учеников) преподаватели, крайне редко умеют отличить подделку от оригинала. А бывают и такие случаи, когда бедные дети, спешащие на занятия, вдруг садятся не в тот автобус или маршрутку, которые, почему-то везут детей не туда, куда нужно. 

Не хочешь на урок идти, придется родственников женить

Весьма эффективный способ прогула – это «семейные обстоятельства». Для этого нужно подойти к учителю и рассказать, как ты страстно хочешь узнать больше о валентности фтора или употреблении герундия в английском предложении, но, видите ли, сестренка в больнице, и ее надо проведать, а маме некогда.

В следующий раз возможны варианты: сестренка снова болеет, потому что болезнь у нее хроническая или болеет уже не сестренка, а тетя или дядя. Желательно лишних родственников не выдумывать, учитель может проверить их наличие.

Запомните, плюсом сценарного плана «Прогул по семейным обстоятельствам» может стать приезд долгожданных родственников с Сахалина, Ташкента или Австралии.

Кабинет психолога

Социолог – Константин Слисенко
Фото: Дмитрий Бабец

Почему дети стремятся прогуливать занятия, мы попросили прокомментировать социолога – Константина Слисенко.

– Почему ученики прогуливают уроки, что их толкает на подобные действия?

– Спросите у тех, кто прогуливает, я думаю, это будут интересные мысли…

– Жажда прогулов – это болезнь?

– Нет. Это не болезнь. Это внутреннее течение среди молодежи. Они делают то, что популярно среди сверстников. Эффект «заражения» и стереотипное поведение передает форму внутреннего протеста. Это своеобразное самоутверждение. Основная причина, на мой взгляд, это искаженная система ценностей подростка. В целом, все люди склонны совершать поступки, которые приносят человеку эмоции, переживания, ощущения. А молодые люди в этом возрасте еще больше подвержены эмоциональным переживаниям. Они их ищут, стремятся к ним. Именно поэтому прогулы часто систематичное явление.

– Каким образом можно научиться не прогуливать?

– Во-первых, стремление избегать обязанностей, дисциплины, ответственности и других требований, так или иначе влияют на формирование характера человека. Для того, чтобы отучить детей прогуливать школьные занятия, родителям и педагогам необходимо создать систему поощрения и наказания – один из способов влияния на ребенка с целью контроля его поведения. Способы могут быть самые разные в зависимости от особенностей каждого подростка. В случае, если прогулы становятся привычкой, происходит формирование таких черт характера, как избегание ответственности, снижение степени настойчивости, самостоятельности, решительности и т.д.

– Кто в этом виноват: учителя или родители, личные проблемы или что-то другое?

– Тут важно не искать виновных, а стараться думать, как решить возникшую проблему. Основной груз ответственности, на мой взгляд, лежит на родителях. Это их обязанности. И именно они должны принять на себя ответственность за поступки своих детей, а не перекладывать на учителей или другие внешние обстоятельства или события («не доглядели», «а я не знал» «он у меня не такой» или «мне просто некогда»).

– Ваше мнение относительно возможности создания программы (например, как в Ирландии), которая автоматически отправляет SMS родителям с оповещением, что их чадо не присутствует в школе?

– Отличная идея. Я полностью поддерживаю этот проект!

Было дело... Страшный сговор

Фото: Дмитрий Бабец

Дмитрий Гавриленко, студент:

Эта история произошла со мной в 11-ом классе. Учился я в УПК Крюкова. В день прогула по расписанию было шесть уроков. После нескольких «точных» предметов и пятого урока физкультуры нас ждала пытка химией. Класс пришел к общему выводу: сбежать всем вместе, ведь накажут не одного, а всех учеников. На следующий день учитель химии и классный руководитель старались выяснить, кто был инициатором, но безрезультатно.

Фото: Дмитрий Бабец

Тортик за отгул

Дмитрий Прихно, студент:

Я учился в девятом классе. Причиной прогула стал мой день рождения. Тогда было семь уроков! Что делать? До окончания мучительных занятий оставалось два урока ОБЖ и классный час, которые вел классный руководитель. После коллективной просьбы в честь моего дня рождения, преподавательница смягчилась и все-таки отпустила меня. Компенсировал я свой прогул сладким тортом «Наполеон» и соком.

Из личного архива прогульщиков

«Класса до девятого я исправно посещала все уроки. А уже 10-й и 11-й началось! Решали всем классом, кто идет на контрольную, кто нет. Однажды с подругой решили прогулять сразу два урока литературы, еще и в субботу. А отсидеться решили в библиотеке. И что вы думаете, наша классная зашла в библиотеку, посмотрела на нас и сказала: «Девочки, от вас я этого не ожидала». На что мы ей спокойным тоном сказали, что «идти не хотим, т.к. урок очень скучный». «Тогда идите убирайте в классе», – ответила учительница.

Таня.

«Я не прогуливала уроки, но один раз пришлось. Была какая-то контрольная, я знала, что не напишу ее. А если бы не написала, то в четверти поставили бы тройбан. Пошла в медпункт, попросила градусник и «набила» себе температуру. Довольная ушла домой, четвертную оценку не испортила».

Юля.

Учительская

Валентина Мойса – учитель украинского языка и литературы четвертого лицея рассказала, что прогульщиками являются как девочки, так и мальчики в равной степени, что явление ведет к ухудшению успеваемости, что наиболее частые причины прогулов – неподготовленные уроки, а наиболее распространенные места прогулов – это игровые компьютерные клубы.

– Как вы относитесь к прогулам учеников?

– Это очень плохо влияет на ребенка, как на ученика, так и на личность. Он прогуливает уроки из-за безответственности, из-за незаинтересованности, прежде всего в учебе. Это слабый человек, очень ленивый и бестолковый. Хочу сказать, что причина прогулов – это проблемы в семье или личной жизни. Хотя может быть и проявление лени. Интересно, что родители даже не догадываются о том, что их ребенок – прогульщик.

– Способны ли учителя, в частности вы, противостоять такому явлению, как прогулы?

– Да, конечно. Лично я провожу серьезный разговор с учеником, если это никак не влияет, то звоню родителям, беседую с ними. Часто, ситуация кардинально меняется в лучшую сторону, потому что только воспитание родителей может изменить поведение ребенка.

От автора: Какие бы планы у вас не возникали в голове, нужно помнить: нет прогулов – нет проблем. Но если уж сложилось так, что без хитрости не обойтись, выдумывайте толковые планы, против которых учительский иммунитет бессилен.



 
Автор: editor
Теги:
Якщо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити про це редакцію.

Інформація

Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.
Будь-ласка, ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ.
Ознайомтесь із правилами коментування.
  • Kiaparts
  • НОВИНИ ПАРТНЕРІВ:


Свіжий випуск (№ 45 від 7 листопада 2024)

Для дому і сім'ї

Читати номер

Для дому і сім'ї - програма телепередач

Читати номер

Приватна газета

Читати номер
Попередні випуски
Вверх