Всего персональных выставок Шалвы Коридзе было семь. И все они – посмертные. Их организовала жена художника Лиля. Ей удалось сохранить коллекцию работ мужа полностью
Эскиз к этой работе Шалва Коридзе писал в онкологическом центре, где лежал после операции. Когда он пришел домой, его жена Лиля посмотрела работу и спросила: «Это Чернобыль?». Художник помолчал, потом ответил: «Хорошо, пусть это будет «Чернобыль».
15 июля – день рождения художника, к этому дню его жена подготовила новую экспозицию в Кременчугской художественной галерее. Коридзе уважали, поэтому Лиле помогало много людей – работники галереи таскали и развешивали работы, Святослав Дерека приводил в порядок рамы, Николай Анисимов грамотно распределил работы по залам.
Кременчугские художники Владимир Дзюбенко (слева) и Николай Руденко приходят на каждую выставку работ Шалвы Коридзе. Владимир Дзюбенко сказал «Телеграфу»:
– Не знаю, куда вы смотрите, ребята, Коридзе – импрессионист, причем чистый, классический, с большой буквы. Он когда умер? В 97-м? А работы сегодняшние. Посмотрите на «Перцы» – они живут, они всегда будут жить, Коридзе – брат Ван Гога.
"Перцы", 1995
Шалва Коридзе жил в Кременчуге с 1965 года, работал в городских художественных мастерских, специализировался на монументальной живописи. Он делал панно в городской детской библиотеке, оформлял холл медицинского училища, создавал первый интерьер кафе «Сказка». Его уважали как сильного монументалиста. Более того, его уважали коллеги по цеху. Они и сегодня рассказывают, каким мудрым и справедливым человеком был Шалва.
Шалва Коридзе умер в Кременчуге 29 апреля 1997 года. Умер от туберкулеза, который «проглядели», пока лечили рак. То были смутные времена, безденежье, ему даже не оплатили больничный – хотя он работал в художественных мастерских Кременчуга. Просто сказали: нет денег, нет и все.
У семьи Коридзе тоже не было денег – ни на лекарства, ни на еду. Но одна кременчугская художница Наталья Юзефович позвонила жене еще живого и очень больного художника, и сказала: «Приезжайте ко мне, у меня просто нет сил доехать к вам самой». Когда Лиля Коридзе приехала, Наталья Владимировна сказала: «Вы так сильно не расстраивайтесь, держитесь и помогайте мужу – он очень большой художник, ему нужно помочь». На деньги, которые передала Наталья Юзефович, удалось купить лекарства для больного художника – все, указанные в длиннющем списке, который выдали в онкологическом центре.
После смерти Шалвы Коридзе его жена Лиля организовала 7 выставок. Четыре из них состоялись в Кременчуге, одна в Киеве, одна в Днепропетровске, и одна в Комсомольске. Пока художник был жив, он так и не собрался сделать хотя бы одну персональную выставку. И членом Союза художников Украины тоже не стал – просто не ставил себе такой задачи. Он жил и писал работы. Теперь эти работы хранит его жена. Хранит в малогабаритной квартире, в отдельной комнате – больше хранить негде. Лиля Коридзе упрямо не продает работы мужа, хотя покупателей хватает. Говорит: «Не могу я с ними расстаться, это же моя жизнь».
А вот Кременчуг не слишком бережен к работам сильного мастера. В свое время Шалва Коридзе выполнил большое декоративное панно «Урожай» на стене жилого пятиэтажного дома у остановки «Гвардейская». Панно имеет безусловную художественную и историческую ценность. Не смотря на это, городские власти позволили строительство здания, в котором теперь находится банк. Это здание на две трети закрыло панно, которым бы городу стоило гордиться.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.