31 августа — день рождения прародителя АвтоКрАЗа (ФОТО)

31.08.2013, 09:00 Переглядів: 5 140


В 1945 году в этот день было принято решение строить в Кременчуге завод мостовых конструкций, на базе которого впоследствии вырос автозавод

 

Кременчугский автозавод начинался с производства мостов - не агрегатов грузовиков, а мостов, самых что ни на есть обычных, соединяющих берега рек.


Только-только окончилась Великая Отечественная война, страна лежала в руинах. Мосты довоенной постройки в большинстве своем были разрушены. А возведенные на их месте фронтовыми саперами временные переправы нуждались в замене добротными и надежными конструкциями промышленного изготовления. Планами руководства страны на послевоенную пятилетку было намечено капитально восстановить и построить на железнодорожных магистралях 1800 больших и средних мостов, в том числе через Днепр и Дон, Днестр и Неву, Неман и Западную Двину, Волхов и Южный Буг…


26 августа 1945 года Государственный Комитет Обороны принял решение об выполнении масштабных работ по восстановлению разрушенных мостов. Выполняя это решение, Народный Комиссар путей сообщения решил вопрос о строительстве мостовых заводов в городах Воронеже и Кременчуге.


Уже в мае 1945 года в Кременчуг приехала бригада специалистов Главмостостроя для того, чтобы определить площадку под будущее производство. Подходящее место нашлось на северной окраине города, рядом со строительством завода Народного Комиссариата авиационной промышленности, которое было законсервировано вначале войны. Выбор площадки определился наличием большой свободной территории, предназначенной для промышленного строительства, наличием близко расположенных подъездных железнодорожных путей, наличием шоссейной дороги связывающей площадку с городом и возможностью обеспечить строительство местными стройматериалами, водой и электроэнергией от существующих источников.


31 августа 1945 года Народным Комиссаром Путей Сообщения СССР был подписан приказ №С-831ц о сооружении заводов в г.Кременчуг.

 

Предприятий было намечено построить сразу три: завод мостовых конструкций, прокатную базу Главмостостроя и механический завод.

 

Конец 1945 года и первую половину следующего заняли подготовительные работы: шла разметка производственной площадки, рытье котлованов, подвод электроэнергии.

 

В июне 1946 года в фундамент кузнечного цеха был заложен первый кирпич. Практически одновременно началось строительство других цехов: литейного, деревообрабатывающего, ремонтных мастерских.

 

12 июня 1948 года была введена в строй первая очередь мостового завода. В этот же день была забита первая заклепка в ферму будущего моста.

7 июля Кременчугский завод мостовых металлоконструкций зарегистрирован Госстроем СССР как действующий.

 

В марте 1949 года первое пролетное строение расчетным пролетом р=43,2 метра изготовлено заводом и отгружено на строительство моста через реку Клязьма.

В этот год было завершено строительство литейного цеха, кузницы и модельной мастерской, сданы в эксплуатацию три готовых пролета главного корпуса.


Строительство завода еще продолжалось, а уже начались работы по совершенствованию технологии производства мостовых пролетов. Кременчугский завод первый среди мостостроителей страны внедрил электросварку под флюсом по методу академика Е.О.Патона.
Большую помощь заводчанам в освоении сварки громоздких конструкций мостовых ферм оказали специалисты Ленинградского научно-исследовательского института мостов.

 

Уже в 1950 году началось изготовление цельносварных пролетов длиной 23 и 33,6 м.
Дело оказалось непростым, потребовалось лучшее, чем прежде, качество обработки кромок заготовок. Качество швов контролировалось с помощью специальной рентгеновской установки.
Новая технология и возросший уровень производства блестяще себя проявили при сооружении одного из крупнейших в мире клепано-сварных мостов на Волге, в городе Ульяновске. Применение сварки позволило построить мост на четыре месяца раньше срока и при этом сэкономить 660 т металла.


В 1952 году завод продолжал наращивать выпуск мостов. Металлоконструкции для Керченской паромной переправы и Беломорско-Балтийского канала, мосты в Сталинграде, Крюковский мост в Кременчуге - это лишь небольшая часть заказов завода того времени.
Арбатский мост в Москве, мосты через Волгу, Днепр, Вислу и многие другие реки были сделаны руками мостостроителей Кременчуга.
Кременчугским мостам была суждена долгая жизнь. Это были мосты в будущее.

 

В конце 1952 года мостовой и механический заводы слились в один - Кременчугский мостовой завод Министерства путей сообщения СССР.

В 1953 году программа восстановления разрушенных войной мостов была завершена.
Завод оказался недогруженным и вынужден был перейти на выпуск непрофильной продукции: подвесных дорог для животноводческих ферм, ручных насосов и других изделий.


В 1956 году предприятие полностью поменяло профиль. За десять лет своего существования оно выросло до уровня крупного промышленного предприятия, имеющего хорошие производственные мощности, современные оборудование и технологию, высококвалифицированные кадры. Около трех тысяч человек трудового коллектива были готовы решать новые задачи, как тогда говорилось, «поставленные партией и правительством».

За период существования мостового завода было выпущено 607 мостов общей длиной более 27 км, на изготовление которых пошло около 104 тыс. тонн металлоконструкций.

Автор: bulashev
Якщо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити про це редакцію.

Інформація

Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.
Будь-ласка, ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ.
Ознайомтесь із правилами коментування.


Свіжий випуск (№ 50 від 12 грудня 2024)

Для дому і сім'ї

Читати номер

Для дому і сім'ї - програма телепередач

Читати номер

Приватна газета

Читати номер
Попередні випуски
Вверх