Мы сами «убиваем» символ Рождества, связи поколений, которое должно продолжаться неразрывно, символ богатства и благополучия, спокойствия и жизни
Ежегодно в последнюю неделю перед постом кременчужане шумно и весело прощаются с зимой — собираются на площади, празднуют Масленицу, пекут блины и сжигают Дидуха.
Мы уверены, что, сжигая Дидуха, «убиваем» зиму и помогаем быстрее прийти весне, но это чудовищная ошибка — мы жжем не того!
Масленица
Традиция сжигать соломеное чучело очень древняя, дохристианская. Она выражает идею векового и ежегодного обновления. Такое чучело звали Масленицей. Делали её из соломы в понедельник, наряжали и всю неделю носили по селу, чтобы в конце недели сжечь. Делали это обычно в субботу. Чучело из соломы на носилках несли до конца деревни, и там, с песнями, «хоронили»: устраивался большой костёр и в нём сжигали Масленицу. Вокруг костра веселились: пели песни, плясали. В костер подбрасывали старые ненужные вещи, чтобы предать огню все грешное, печальное и плохое. От того как все горело, зависел приход ранней весны. Ведь правильно проводить надоевшую Зиму (быстрое сжигание Чучела), значит, помочь Весне. Пеплом удобряли поля для обилия будущего урожая.
Марена
В некоторых регионах сжигали Марену (Морену) — в западно- и восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Имя Марены или Мары носит чучело, кукла или деревце в ритуалах проводов зимы и встречи весны. Морена - богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. Но её не боялись, Моране были благодарны за свежесть, которую дарит мороз, снежки, узоры на окнах и всевозможные зимние забавы. Не забывали славяне и о том, как Морана «насылала стужу и морозила лютых врагов Руси, защищая свои владения и свой народ». Сжигание чучелпа Мары символизирует завершение времени Мораны и ее проводы вместе с морозами, снегом и метелями.
Дидух
Мы же жжем Дидуха. Жгут, правда, кременчужане чучело, ряженое в женские одежды, но называют его, почему-то именно Дидухом. Дидух — языческий символ, украинское рождественское украшение, символ пожертвования лучшего хлеба в земледельческих культурах. Дидух — символ урожая, благополучия, богатства, бессмертного предка, зачинателя рода, духовной жизни украинцев, оберега рода. Дидух является одним из древнейших культов в рождественской обрядности украинцев.
Дидуха делали с первого зажинкового или последнего обжиночного снопа. В дом его вносили в канун Рождества. После обхода двора торжественно заносили в дом необмолоченный пшеничный или ржаной сноп, который специально хранили от времени жатвы. При этом приговаривали: «Дідух – в хату, біда – з хати». Свою обрядовую роль он выполнял на протяжении всех Рождественских праздников. Сноп впускал в дом праздничное настроение, мир, благополучие, уют – верили наши деды. Ставили его на самое почетное место — под образами. И стоял там Дидух вплоть до самого Крещения, то есть до 19 января, а уже после его обрабатывали – обмолачивали, а зерно сеяли. Только после того, как сноп обмолачивали, солому разрешалось сжечь на дороге, а пеплом её удобрить землю.
Так что жечь чучело зимы на Масленицу — древняя и имеющая глубокий смысл традиция, но называть это чучело следует Масленицей или Мареной, но никак не Дидухом, поскольку Дидух символизирует жизнь, богатство, благополучие, спокойствия и связь поколений. Сжигая его, мы сами лишаем себя спокойной и богатой жизни.
Праздничная неделя
Кроме сжигания чучела, Масленица имеет много других, не менее весёлых традиций. Масленица всегда начинается в понедельник. И этот день называется встреча.
Встреча (понедельник, 20 февраля):
К этому дню - первому дню Масленицы - устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети утром делали куклу из соломы - Масленицу - и наряжали её. В этот день утром дети в деревнях собирались вместе и шли от дома к дому с песнями. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Хозяйки угощали детей блинами. Это продолжалось до обеда, а после обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни.
Заигрыш (вторник, 21 февраля):
Второй день Масленицы, как правило, считался днём для молодожёнов. Все семейные пары должны были скатиться с горы. В этот же день продолжалось угощение блинами во всех домах. Звали родных и знакомых. В этот день молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых.
Лакомка (среда, 22 февраля):
В среду тёщи приглашали своих зятьёв на блины. Даже есть выражение «к тёще на блины».
Разгуляй (четверг, 23 февраля):
Этот день часто назывался широкий четверток, разгул, перелом. На праздник собиралось всё общество. Устраивались знаменитые кулачные бои, взятие снежных городков. В этот день часто деревенские жители обряжались кто как хотел. Само же чучело Масленицы из соломы поднимали на гору.
Тёщины вечёрки (пятница, 24 февраля):
В этот день наступала очередь тёщ навещать зятя: для тёщи пеклись блины. Зять с вечера должен был сам лично пригласить тёщу. Тёща же, приглашённая зятем, присылала зятю всё, из чего и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть - мешок муки и масло.
Золовкины посиделки/проводы (суббота, 25 февраля):
В этот день молодая невестка приглашала родных к себе. Как правило, в этот же день наряженную Масленицу или Колодку «хоронили».
Прощёное воскресенье (воскресенье, 26 февраля):
В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступает Великий Пост, поэтому, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления. В прощёное воскресенье люди ходили на кладбище, оставляли на могилах блины.
Колодий
Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий. Связано оно с обычаем, который и в поздние времена в Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.
В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.
С Масленицей связано несколько примет, например:
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.