«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

6.09.2017, 17:03 Переглядів: 17 754

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

Команда художников из Херсона «вскрыла» Кременчуг за 3 дня

В июне этого года в Кременчуге прошла «Майстерня міста», которую посетила команда художников из Херсона: арт-критик Юлия Манукян, художник Александр Жуковский и архитектор Сергей Дяченко. Задача херсонцев – исследовать город и выделить брендовые объекты за 3 дня. О том, какие 5 объектов способны сегодня презентовать Кременчуг и рассказать об его особенностях приезжим архитектор Сергей Дяченко написал на сайте о культуре Юга Украины Соус.

 

За две небольшие вылазки в город херсонцы выделили для себя объекты, которые на их взгляд презентуют Кременчуг:

 

  1. Летний театр в Приднепровском парке
  2. Гранитная скала – «Реестр»
  3. Церковь святого Николая – бывший костел
  4. Кафе-башня у бывшего здания НКВД
  5. Крюковский мост

 

 

И так, предлагаем кременчужанам по-новому взглянуть на привычные места. Далее цитируем:

 

Летний кинотеатр

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Летний кинотеатр – такой себе «портал» в другой мир. Это лишь одна сохранившаяся фасадная стена бывшего летнего кинотеатра сталинской эпохи, за которой пустырь.

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

 

Стена интересна не только своей эклектично-ампирной архитектурой, но и современными росписями – поисками визуальных брендов города – веселая ископаемая зверушка «КРАЗозавр» (по аббревиатуре Кременчугского автозавода) с мордой в виде трактора, и щука – персонаж записанной Тарасом Шевченко народной песни «Пливе щука з Кременчука» (ударение на «у»). А и вправду цепляется за язык эта «щука з Кременчука». Щуке даже памятник на набережной сделали, но так – по простому, без огонька.

 

Скала «Гранитный реестр»

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Гранитная скала – расчищенная от грунта невысокая скала на кременчугской центральной набережной, на которой с конца XVIII века ставили отметки наибольших наводнений, откуда и название «реестр».

 

Мы её выделили еще и по созвучию с названием города, происходящим из татарского «керменчик» – крепостца. Это что-то твердое и небольшое, как кремень. И вправду – готовый бренд – «кремень» в самом сердце Кременчуга.

 

Церковь святого Николая

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Церковь святого Николая – одно из немногочисленных дореволюционных строений города – старая католическая церковь 1910 г. Кременчуг в годы Второй мировой войны был уничтожен на 95% (!), практически весь! Украинский Сталинград. Это, кстати, еще один поразительный факт о Кременчуге.

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Католиков сегодня в Кременчуге не осталось. Православных храмов тоже не осталось. Судьба строения оказалась предрешена. Бывший католический храм стал православным. Незначительные архитектурные утраты памятника двух башен-колоколен, оформлявших вход (они были увенчаны зубцами, как на крепостных башнях), были восполнены готическо-барочными украинскими куполами. Первоисточник как-то сразу вспомнился – колокольня Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. В итоге, памятник получился оригинальным. Жаль только, что скульптуры на фасаде оказались скрытыми загадочной пристройкой парадных кирпичных ворот-колокольни.

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Кафе-башня

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Кафе-башня в самом центре города, на центральном бульваре в Кременчуге не пользуется особым пиететом у местной интеллигенции. Но меня архитектура сооружения и его расположение зацепили. Я был уверен, что эта довольно стильная псевдорусская монастырско-крепостная башня была построена в конце XIX – начале ХХ вв. А оказалось, что она 1989 года (!). Удивило только, что эта башня – всего лишь вход в восьмигранный подвал, круглые окошки которого в краснокирпичных «кокошниках», едва видны из под земли. Удивило и то, что этот подвал странным образом примыкает к боковой стене двухэтажного здания конца ХІХ в. – как бы (как казалось) того же времени, но совершенно другого стиля.


Итак, подвал оказался новым пивбаром. А весь сыр-бор (неприятие башни и протесты против кафе) из-за того, что пристроили его зданию, в котором в 1930-е гг. размещалось НКВД, в подвалах которого расстреливали кременчужан. 

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Но нам-то это неизвестно было, да и надо ли итак единичные приличные дореволюционные здания в самом центре города, превращать в траурные мемориалы? Нет, я не к тому, что такие вещи нужно забывать. Но популяризировать нужно яркие и светлые примеры, которые захотелось бы возродить и с них брать пример. Так вот, копнув глубже, выяснилось, что в этом здании было не только НКВД, и, тем более, не для него его строили. Выстроил его известный кременчугский кондитер Силаев. В этом доме размещалась кофейня, кондитерская и булочная. Ну чем не повод вернуть название «Кондитерская Силаева» и не вернуть традиции? Да и башня эта, как «сахарный домик», больше по образу кондитерской соответствует, чем пив-бару. Силаев бы позавидовал.

 

Важно, что она градостроительно вписана грамотно – замыкает бульварную аллею и прикрывает невзрачный боковой фасад дома Силаева, который когда-то был дворовым.

 

Крюковский мост

 

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко


Мы подобрались к главному объекту Кременчуга – безусловному бренду. Этот мост называют Крюковским, потому что ведёт в соседний правобережный город Крюков. Теперь это – район Кременчуга.

 

Крюковский мост очень необычен по конструкции, это сразу бросается в глаза. К тому же, он прекрасно виден с центральной набережной и остается единственным мостом через Днепр не только в городе, но и в окрестностях: ближайший мост выше по Днепру в 15 км, а ниже – в 105-ти (!)

 

Мост, как бы, все знают, но про него толком ничего неизвестно.

 

Нет, не то, чтобы вообще ничего. Известно, что был старый мост, строился с 1870-го года по проекту российского инженера мостостроителя Аманда Егоровича Струве (1835–1898).

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Торжественно открыт 25 марта 1872 г. Но в 1941 году мост взорвали отступающие части Красной армии. Немцы его восстановили, но сами перед отступлением в сентябре 1943 г. взорвали.

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

С 10 декабря 1943 по 12 января 1944 г. в кратчайший срок был построен временный мост невдалеке от разрушенного старого по старому проекту не менее известного мостостроителя Бориса Николаевича Преображенского (1854–1930). Но, как вы понимаете, это всё никакого отношения не имеет к мосту, который мы видим.

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Местные краеведы только плечами пожимали: мол, что вы хотели, объект – стратегический, информация была засекречена и до сих пор не рассекречена.

 

Меня заинтересовал даже не сам мост с обыкновенной конструкцией, а его вертикально-подъёмная часть – собственно, она делает мост неповторимым.
И что странно – каждый знает инженера старого моста, который так и называют – «мост Струве», почему же новый мост, имеющий более интересную конструкцию, оказался безымянным?


Мост двухъярусный: вверху – автомобили, внизу – железная дорога. Нижняя платформа подъемного участка, когда необходимо, просто подымается верх. Балки, на которых она «висит», поднимаются внутри ферм верхней части с помощью тросов и красивенных больших колесных механизмов наподобие подъемников в шахтах. Эти колеса – важнейший эстетический элемент моста. Верхняя проезжая часть, при поднятой нижней, остается действующей, и автомобили могут свободно продолжать движение по мосту. Там, вверху есть еще один важный элемент, сразу даже незаметный и непонятный – два массивных противовес- груза. Они выглядят в виде буквы «П», как арка, и опускаются ровно до того уровня, который необходим для проезда под ними транспорта.

 

 

Вот что удалось найти о послевоенном мосте в местных (кременчугских) интернет-ресурсах:

 

«В 1945 году «Трансмостпроект» начал работу над созданием проекта восстановления моста. По новому проекту мост восстанавливался на дореволюционных быках, но становился двухъярусным. По сравнению со старым мостом увеличивалась его длина за счет увеличения спусков. Работы по восстановлению моста велись с 1947 по 1949 годы.


Строительство мостового перехода было поручено мостоотряду №1 Министерства Путей Сообщения. В строительстве моста принимали участие так же жители Кременчуга, Крюкова и окрестных районов, всего около 3-тысяч человек. Отдельные элементы конструкции и детали моста изготавливались на заводах города, в частности на Кременчугском мостостроительном заводе. Металлические фермы из высоколегированной стали, изготавливал мостостроительный завод г. Днепропетровск. Механизмы подъёмной части моста были изготовлены в Чехословакии. Конструкция Крюковского моста – цельноклёпанная. Вместо болтов использовались специальные заклёпки.


Руководил строительством моста Коваленко В. С., главным инженером был Зубачев Сергей Юхимович, политруком Кожарин Михаил Алексеевич.
Длина нового моста с подъёмами составила 1350 м, ширина проезжей части – 7 м, грузоподъёмность – свыше 100 т.
Первый поезд по новому мосту прошёл 21 декабря 1949 года».

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Вряд ли политрук и главный инженер имеют отношение к собственно проекту (имена подлинных инженеров в Советском Союзе зачастую оставались неизвестными). А вертикально-подъемная часть настолько необычна, что вряд ли вообще разработана в СССР. Потому и задела нас информация, что даже «механизмы подъёмной части моста были изготовлены в Чехословакии», а не в СССР, где полно шахт и подобных механизмов.

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Поиск аналогов вертикально-подъемной части моста дал результат только в англоязычном варианте записи названия его конструкции – «lifting bridge». Здесь вообще интересна разница результатов поисковика. Если в русском варианте выбрасываются только фотографии мостов и скупые энциклопедические сведения, в англоязычном – многочисленные чертежи, описание конструкции и имена инженеров – что для кого важнее на ментальном уровне.


Так вот, аналог такой конструкции найти удалось, и он единственный в мире (!) – в США на реке Миссури в Канзас-Сити, построенный еще в 1911 г.

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Его называют ASB-bridge – по названию трёх крупнейших компаний, которые принимали участие в строительстве: Армур, Свифт и Барлингтон.

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Автором необычной конструкции вертикально-подъемной части указан американский инженер Джон Александр Лоу Вейддель (1854–1936).

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

У него был на то время напарник – Джон Лайл Харрингтон. Совместное их инженерное предприятие называлось Вейддель-Харрингтон и специализировалось исключительно на разработке вертикально-подъемных мостов.

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Широкое распространение в мире получили так называемые башенные вертикально-подъемные мосты компании Вейддель-Харрингтон. Подъемная часть моста подымалась между двумя металлическими башнями на высоту самих башен, т.е. на любую (по высоте башни).

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Их построены десятки по всему миру, в том числе и в Украине, например, в Затоке через Днестровский пролив, второй (парный) Амурский мост в Днепропетровске, парный Черкасский мост.

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

А вот самый первый мост такой конструкции, разработанной Вейдделем, был построен в Чикаго в 1893 г.

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Мост типа ASB-bridge подобен по замыслу, но из-за ограничений небольшой высоты подъема больше никогда не повторялся. Однако эта конструкция, в отличие от «башенной», очевидно красивее, лаконичнее и четче по своей идее. Потому мост ASB-bridge стал уникальным. В 1996 году он был объявлен национальным памятником инженерного искусства США. В справке о мосте ASB-bridge говорится, между тем, что повторы, всё же были, лишь в Украине. Первый из них – Крюковский мост в Кременчуге. Затем были построены еще два таких же моста: Амурский мост в Днепропетровске и в Черкассах.

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Продолжая рыть биографию Д-А-Л Вейдделя – настоящего автора Кременчугского моста, обнаружилась предыдущая его оригинальная разработка – прототип идеи моста ASB-bridge. Это – уже несуществующий пешеходный Hotel Street Bridge в городе Утика.

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Удивительная и оригинальная на то время конструкция. Небольшой двухъярусный мост, нижний ярус которого вровень с уровнем земли и тротуара, при необходимости подымался для пропуска небольших яхт, и лишь в этом случае, пешеход подымался на второй ярус.

 

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко

 

Вот вам голая идея вертикально-подъемной конструкции Крюковского моста, осуществленная еще в 1874 году!

 

А теперь вернемся к бренду

«Крюковский мост - «Сердце Украины», - херсонский архитектор Сергей Дяченко


Знаете, как «в народе» называют мост в Канзас-Сити? – «Сердце Америки». А как мог еще называться уникальный мост в географическом центре страны?
Кременчуг – центр Украины.


Так почему бы не назвать Крюковский мост «Сердцем Украины»?

Автор: Руслана Горгола Джерело фото: coyc.com.ua
Якщо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити про це редакцію.

Інформація

Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.
Будь-ласка, ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ.
Ознайомтесь із правилами коментування.
  • Kiaparts
  • НОВИНИ ПАРТНЕРІВ:


Свіжий випуск (№ 45 від 7 листопада 2024)

Для дому і сім'ї

Читати номер

Для дому і сім'ї - програма телепередач

Читати номер

Приватна газета

Читати номер
Попередні випуски
Вверх