Пока народ шумно обсуждал закон об импичменте президента, президентская партия «Слуга народа» в тот же день тихо провела через Раду два законопроекта (№ 1053-1 и № 1073), которые создадут ощутимые финансовые проблемы для малого бизнеса. Оба законопроекта приняты в первом чтении. Кременчугский нардеп Шаповалов проголосовал за один из них – №1053-1.
Законопроекты направлены на детенизацию оборота наличных денег в розничной торговле. По замыслу законодателей, все расчетные операции в сфере торговли, общественного питания и услуг должны проходить через кассовые аппараты или программные регистраторы расчетных операций (РРО).
Покупателю обязаны выдавать чек. За нарушение порядка регистрации кассовых операций предпринимателей будут штрафовать – штрафы предлагается увеличить в разы. Например, с 1 гривны до 850 грн.
А вот бдительные покупатели смогут заработать на проверках чеков (детали ниже).
Государственная регуляторная служба Украины (ГРСУ) подсчитала, что реализация этих законопроектов дополнительно обойдется малому бизнесу в 22,35 млрд. грн (прогнозный показатель).
Например, для представителей второй группы плательщиков единого налога дополнительные расходы составят порядка 11,128 млрд. грн. А в целом для плательщиков единого налога ІІ и ІІІ групп дополнительные расходы составят 22,35 млрд. грн.
Детальные расчеты ГРСУ с перечнем расходных статей и расчетными таблицами можно посмотреть здесь.
В случае принятия этих законопроектов, для всех плательщиков единого налога ІІ - ІV групп они вступят в силу с 1 января 2021 года.
Но для субъектов хозяйствования, занимающихся реализацией бывших в употреблении товаров, а также ювелирных и бытовых изделий из драгоценных и полудрагоценных камней, они вступят в силу уже через 6 месяцев после официальной публикации законов.
Оба законопроекта № 1053-1 и 1073 взаимосвязаны и подготовлены нардепами от партии «Слуга народа». Декларируемая задача – детенизация оборота наличных денег в розничной торговле путем обеспечения обязательного учета всех кассовых операций.
Обязательный учет кассовых операций планируют осуществить за счет тотального использования регистраторов расчетных операций.
В Украине уже действует закон «Про застосування реєстраторів розрахункових операцій у сфері торгівлі, громадського харчування та послуг». Законопроектом № 1053-1 предлагается внести изменения в существующий закон и разрешить кроме классических кассовых аппаратов использовать программные РРО, в том числе смартфоны и другие цифровые гаджеты.
Продавец должен выдавать покупателю чек. Если продажа идет через интернет, чек должны присылать на электронную почту или на телефон. А покупатель через электронный кабинет сможет проверить этот чек на аутентичность.
Законопроектами предусмотрена норма о кешбеке (возврат денег). Покупатель, купивший товар на 100 гривен и больше, сможет через электронный кабинет проверить на аутентичность полученный от продавца чек. Если окажется, что чек в электронной форме не передан контролирующим органам, покупатель имеет право подать жалобу. Налоговая проведет проверку. Если окажется, что продавец действительно нарушил порядок регистрации расчетных операций, его оштрафуют, а бдительному покупателю вернут 100% стоимости его покупки.
Законопроектами предусмотрено значительное увеличение штрафов для продавцов, нарушивших правила учета кассовых операций (невыдача чека или невнесение в чек полного перечня товаров или услуг).
За первое нарушение штраф составит 150% стоимости реализованных товаров или услуг – но не меньше, чем 850 грн (50 необлагаемых налогом минимумов). До этого штраф за первое нарушение составлял 1 грн.
За повторное нарушение (и каждое последующее) сумма штрафа составит 250% стоимости реализованных товаров или услуг, но не меньше, чем 100 необлагаемых налогом минимумов – то есть 1700 грн (ранее размер штрафной санкции составлял 100% стоимости товара).
Более полный перечень штрафных санкций можно посмотреть здесь.
Нардеп Шаповалов голосовал странно. Он проголосовал за законопроект №1053-1, содержащий нормы о кешбеке и об использовании программных регистраторов расчетных операций (РРО). Хотя депутатская группа «За майбутнє», в которой он состоит, за этот проект в основном не голосовала. Голоса дали партии «Слуга народа» и «Голос», остальные не поддержали (ОПзЖ, «Європейська солідарність», «Батьківщина», група «За майбутнє»).
За законопроект №1073, также содержащий нормы о кешбеке и использовании программных регистраторов (РРО), Шаповалов не голосовал – как и депутатская группа, членом которой он является. Голоса за законопроект № 1073 дали партии «Слуга народа» и «Голос», остальные не поддержали.
Разработчики законопроектов №1053-1 и 1073 утверждают, что благодаря финансовой мотивации покупателей усилится контроль со стороны гражданского общества – граждане, надеясь на 100% возврат стоимости товара, активней будут требовать чеки и проверять их подлинность.
С этим сложно спорить. Кстати, тут есть нюанс, на него обратила внимание Государственная регуляторная служба. Этот нюанс может стать неожиданной статьей дохода. Если покупатель расплатился не банковской картой, а наличными, его практически невозможно идентифицировать по чеку. Это значит, что бдительные граждане могут собирать и проверять на достоверность не только свои чеки, но и чужие, таких в супермаркетах валяется вдоволь. И там не только чеки на плавленные сырки, случается и семга с коньяком. Если окажется, что чек оформлен с нарушениями, у заявителя есть шанс получить деньги за семгу и коньяк, которые он не покупал.
Регуляторная служба считает это упущением разработчиков, но покупатели, скорее всего, так не думают.
Разработчики законопроектов №1053-1 и 1073 также утверждают, что их задача – детенизация оборота наличных денег в розничной торговле. Из-за неучтенной «налички» государственный бюджет постоянно недополучает налоги.
Это на самом деле так. Институт социально-экономической трансформации и Центр социально-экономических исследований CASE-Ukraine проанализировали уровень влияния на государственный бюджет Украины схем уклонения от налогообложения в различных отраслях. И вышло, что больше всего денег – 63-93 млрд. грн. – госбюджет Украины теряет от контрабанды и схем на таможне; от выплаты зарплат «в конвертах» потери составили 25-74 млрд. грн; от выведения денег в оффшоры – 22-36 млрд. грн.
Потери от занижения торговых оборотов в малом бизнесе составили 2-2,5 млрд. грн. – это наименьший показатель по отраслям.
В то же время, как указывалось выше, Государственная регуляторная служба Украины подсчитала, что в случае принятия законопроектов №1053-1 и 1073, прогнозные затраты малого бизнеса на администрирование процессов использования регистраторов расчетных операций в рамках новых законов составят 22,35 млрд. грн.
В такой ситуации неизбежно возникает вопрос, почему президентская команда начала борьбу за наполнение госбюджета с малого бизнеса, а не с контрабанды и оффшорных схем?
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.