Крюковскому мосту пора на пенсию

17.12.2009, 10:38 Переглядів: 15 992
Крюковскому мосту-60, или Все о паромах, переправах и мостах Кременчуга..
В 1946 году начали строить новый Крюковский мост, а «послевоенный» на деревянной основе – разбирать.

21 декабря выполнится 60 лет знаменитому Крюковскому мосту. Вернее его современной верхней части, а быки-опоры инженера-полковника Струве служат горожанам и путешественникам с 1872-го года. О прошлом кременчугских мостов уже на этой неделе можно будет узнать на выставке в городском краеведческом музее. «ТелеграфЪ» же сегодня предлагает своим читателям ознакомиться с историей паромов, переправ и мостов Кременчуга.

Первая паромная переправа датирована ХVII-ым столетием

Приблизительно на том месте, где сегодня находится Крюковский мост, русло Днепра всегда было узким и удобным для переправ. В 17-ом столетии этим пользовались казаки, татары, чумаки, которые переправлялись летом вброд, а весной на лодках. Именно на этом месте появилась паромная переправа, а во второй половине 18-го столетия был построен наплавной мост. Об этом «Телеграфу» рассказала заведующая отделом современной истории городского краеведческого музея Неля Юшко.

Прародитель Крюковского моста – мост Струве

В 1870 году Харьковско-Николаевская железная дорога подошла к Кременчугу с двух сторон: Харьков-Кременчуг и Елизаветград-Крюков. Объединить эти участки в одну линию было поручено инженеру-полковнику Аманду Струве. Ему уже приходилось проектировать и строить мосты через р. Оку в Коломне, Серпухове и через Днепр в Киеве (столичный железнодорожный мост, уничтожен в 1941 году). Но мост через Днепр в Кременчуге стал самым большим из всех построенных ранее господином Струве. Он был металлическим. 12 железных ферм опирались на два каменных устоя по обоим берегам реки и речные быки, основанные на кессонах (стаканообразная оболочка, которая в перевернутом виде опускается на дно водоема, внутри неё остаётся воздух). Основания быков и береговых устоев опущены до скального грунта. Длина моста – 962 м. Железнодорожные рельсы были уложены на поперечные балки ферм, а для проезда гужевого транспорта был сделан настил из досок. Строительство моста Струве было завершено на год раньше запланированного срока, что сэкономило казне более 1 млн рублей. Торжественное открытие и освящение моста состоялось 25 марта 1872 года. Проезд по мосту был платным.

Мост Струве в декабре 1917 года подорвали деникинцы, которых Красная армия выбила из Кременчуга и погнала от Днепра на юг. Позже мост восстановили. Во время Великой отечественной войны мост подрывали как советские войска, так и фашистские.

Наибольшее количество мостов в Кременчуге было во время войны

– Еще в начале войны, когда войска Советской армии отступали, мост Струве был частично поврежден немцами. Нашим войскам была поставлена задача – отремонтировать мост для переправки войск. Когда ремонт ещё не был завершён, уже началась переправка солдат, техники и всего того, что было необходимо эвакуировать. Однако враг наседал и рвался к переправе. Когда немцы подошли вплотную, бойцы 4 отделения мостового батальона подорвали мост. Подорвали его грамотно, обрушив только что отремонтированный прогон, который одним концом упирался в бык, а другим упал вводу, – об этом в своей книге «Кременчуг. Три моста через Днепр и их судьбы» пишет кременчужанин Петр Потапенко.

По его данным, заняв Кременчуг, немцы осенью 1941 года подняли обрушенную ферму и поставили на место. Возле моста создали оградительную запретную зону. Натянули два ряда колючей проволоки, срубили вокруг все деревья и выкосили траву. Подходы тщательно охранялись.

Во время оккупации немцы построили в районе первого Занасыпа, рядом с мостом Струве, деревянный мост. Его сооружали пленники. До начала зимы пленные выравняли строительную площадку, сделали подъезды к мосту и навезли много леса разных пород. К концу 1941 года деревянные детали были готовы. В дно реки спецустройствами забили дубовые сваи (дуб не гниет в воде, а укрепляется). На них отлили из цемента быки-опоры. Зимой 1942 года пленные начали строить проезжую часть. Зима была морозная (под 40 градусов), поэтому во время строительства много пленных умерло. Весной 1942 немцы открыли движение по мосту, однако Днепр залил его во время половодья.

Оккупировав Кременчуг, немцы также сделали несколько понтонных мостов.

– Во время освобождения Кременчуга и отступления фашистов деревянный мост был разрушен – прогоны сожгли, а сваи взорвали. До сих пор не ясно, кто взорвал мост – советские или немецкие войска. Сегодня от немецкого моста остались лишь быки-опоры: шесть с центральной стороны и один с крюковской, – пишет в своей книге Петр Потапенко.

В музее добавляют, что по мосту Струве и понтонным мостам фашисты переправляли технику и солдат. После перехода на правый берег они взорвали железнодорожный мост: два прогона упали в воду, третий почти вздыбился. Остальные 8 прогонов стояли ровно. Все 10 быков уцелели.

Понтонные мосты были разрушены советскими самолетами.

Послевоенный мост

29 сентября войска степного фронта после тяжелых боёв освободили Кременчуг. 2 декабря 1943 года командование Второго украинского фронта издало указ о строительстве с 8 декабря высоководного на деревянной основе, временного железнодорожного моста. Строили его бойцы 47 бригады Второго украинского фронта, а также бойцы 15 отдельного мостового батальона и трудящиеся кременчугского и градижского районов.

Им необходимо было забить 528 свай. Мост был построен за 93 дня. Он был без перил. По нему протянули все кабельные телефонные линии, линии радио и электропередачи. 21 мая 1944 года мост был открыт и по нему начали курсировать эшелоны. Мост выдерживал огромную нагрузку и, по свидетельствам очевидцев, часто скрипел. Его начали разбирать в конце 1945 года, а закончили в 1946. Он мешал строительству постоянного железнодорожного моста, который был необходим не только Кременчугу, а и государству в целом.

Вот он Крюковский мост

В 1946 году мостоотряд №1 Министерства путей сообщения приступил в Кременчуге к строительству моста через Днепр. Тогда было принято решение: новый мост строить на быках-опорах моста Струве. Около 3000 рабочих было задействовано на строительстве моста. Работы было много. Сначала старый разрушенный мост Струве проверили на наличие мин и взрывчатки, оценили состояние подводной части. Трещин и других повреждений не выявили. Потом расчистили русло реки, разобрали прогоны моста. Фермы разрезали на металлолом. Руководство мостоотряда во главе с Владимиром Коваленко, главным инженером Сергеем Зубачем и замполитом Михаилом Кожариным сумели мобилизировать коллектив на круглосуточную работу.

Металлические фермы для моста были изготовлены в Днепропетровске. В Чехословакии, по проекту инженера Кудрявцева, были изготовлены элементы подъемной части мостового прогона для пропуска под мостом суден. Вскоре двухъярусный мост был готов к пуску по верхнему ярусу автомобилей, а по нижнему – поездов.

Мост был открыт 21 декабря 1949 года на 70-летие Иосифа Сталина

– Помню, какие торжества были 21 декабря. Тогда состоялось открытие двухъярусного моста через Днепр. Это была среда. Было облачно и холодно. Много кременчужан шли верхним ярусом моста с флагами, транспарантами, музыкой. Мы, молодежь 17-18 лет, решили ехать поездом. Вагоны были полностью заполнены людьми, украшены красными флагами, транспарантами. Несмотря на погоду, мы веселились и гордились, что стали одними из первых пассажиров на открытии нового моста. В вагонах пели военные песни. На станции Крюков-на-Днепре состоялся митинг, – вспоминает Петр Потапенко.

Мы свой, мы новый мост построим

В 1987 году было принято правительственное постановление о строительстве в Кременчуге нового автомобильного моста. Но ничего из этого не вышло – через четыре года Советский Союз распался и о строительстве моста временно забыли. Крюковский мост за последние 20 лет уже дважды капитально ремонтировали. Первый ремонт был в 1988 году, а второй – в 2007. 
Вместе с тем городская власть активно продвигает идею строительства нового моста. Сегодня разработано ТЭО автомобильного шестиполосного моста. На весь объем строительных работ нужны огромные деньги (5,5 млрд гривен), а их государство Кременчугу не выделяет.

Во время войны немцы соорудили в городе два дополнительных понтонных моста.

Когда немцы отступали из Кременчуга, они подорвали мост Струве.



 
Автор: bulashev
Якщо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити про це редакцію.

Інформація

Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.
Будь-ласка, ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ.
Ознайомтесь із правилами коментування.
Читайте також:
  • Kiaparts
  • НОВИНИ ПАРТНЕРІВ:


Свіжий випуск (№ 45 від 7 листопада 2024)

Для дому і сім'ї

Читати номер

Для дому і сім'ї - програма телепередач

Читати номер

Приватна газета

Читати номер
Попередні випуски
Вверх