Такую надпись под своим фото в личной книге памяти сделал кременчужанин Георгий Пронюшкин.
Ветеран Георгий Ефимович Пронюшкин тщательно записал воспоминания о войне, какой увидел ее в свои 18 лет, собрал фото боевых побратимов и историю своей дивизии.
Ко Дню Победы в помещении совета 13-го микрорайона на Раковке по улице Республиканской, 81, открывается тематическая выставка экспонатов домашнего музея участника боевых действий Георгия Пронюшкина. Георгий Ефимович – подполковник в отставке, кавалер орденов Боевого Красного Знамени, Отечественной Войны 2-й степени, Богдана Хмельницкого. Награжден фронтовыми медалями «За боевые заслуги» «За Победу над Германией». Почти сразу же после войны он стал записывать воспоминания о войне – и свои, и боевых друзей, которые остались в живых. Сначала писал от руки, потом набрал на печатной машинке. «Славной памяти воинов Красногвардейской Криворожской Красно-знаменной ордена Суворова Воздушно-Десантной дивизии. Издание собственное, экземпляр единственный. Гвардии майор Пронюшкин», - значится на одном таком альбоме-книге. Кроме воспоминаний, он пользовался данными архивов.
«Кому-то покажется моим чудачеством бережное отношение к старым вещам, книгам... Я гневно осуждаю, считаю безумными тех, кто продал свои боевые награды, семейные исторические реликвии. У них ничего не осталось в памяти, зачерствели души..,» - пишет в послесловии к своим воспоминаниям Георгий Ефимович. В свои 86 лет он сохранил добрую память и сейчас дополняет свои книги тем или иным эпизодом и пишет стихи:
«Мы, прошедшей войны муравьи,
Раскопали поля и леса
Во сне вижу окопы свои,
Слышу павших друзей
голоса».
18-летний фронтовик
Георгий Пронюшкин родился в небольшом селе в Саратовской области. Закончил начальную школу-четырехлетку. Потом поехал учиться в город, в 5-й класс. В сельсовете выдали справку и случайно прибавили один год, и вышло, что он 1924 года. Так и паспорт получил раньше, и когда в военное училище попал в неполных 17 лет. Выучившись на связиста, в 18 лет ушел на фронт.– Была наша дивизия воздушно-десантной.
Планировалось высадить ее отдельными подразделениями в тыл врага, чтобы взрывать противника «изнутри». Но в 1943 году в войне уже наметился перелом, о таком броске речь уже не шла. И воздушно-десантную дивизию направили воевать по-пехотному, - рассказывает Георгий Ефимович.
Первый бой за высоту «Могила Баба»
Самым ярким впечатлением для Георгия Ефимовича остается первый бой. Его батальон получил задание отобрать у противника высоту возле реки Саксагань, в районе села Мишурин Рог Днепропетровской области (это в часе езды от Кременчуга). За небольшую высоту, которую местные жители называли «Могила Баба», бой длился двое суток. И та высота действительно стала могилой многим воинам…
Этот бой был первым для 18-летнего Георгия.
Георгия Ефимовича судьба бнрегла от пули – войну прорел без ндиного шанения. Но не уберегла от обморожения. Было это в марте, на реке Ингулец на Крикорожье.
- Мы шли форсировать реку, - рассказывает Георгий Ефимович. – Лед где подтаял, где не подтаял. Лежишь днем, сжлнце пригревает, кругом лужицы и шинель насквозь мокрая. А потом вечерод подморжзит. Нояью то манус два$ то миныс пять,(а ты леоишь весь холодный и промокший насквозь. Окопаться нельзя, потому что внизу грунтовые вомы. И от немца как следует не спшячешься& Немцы выше стояли. Они нас видят, а мы их - нет. Как же ты стрелчть по нам будешф, если они вверэу? &nbsx;Так и положили они нас под пулеметами, под минометами. А кто-то из наших уже на лед зарел, до немцев осталось детров 50. Некоторые товарищи - .nbsp;те, к кому не смогли подползти на помощь - так и замерзли. Особеннж раненые, которые гибли(от потери крови& А подпжлзти негьзя, потому что немцы с высоты смотрят, кто шевелится, кто – нет.( А(я обморозил ноги. Но леоал не на самом гьду, а еа берегу. И меня, обмороженного, вытащила медсестра, Евдокией ее звали.(Два месчца потом лежал Георгий в госпитале, но ноги ему(спасли. Хотя теперь они дают о себе знать. 86-летний ветеран хромает и получил 1-ю группу(инвалидеости.
После госпиталя Георгий снова отправился на войну. В 1944 году пришло известие: умер его отец. Тяжелая судьба была у крестьянской семьи Пронюшкиных. В 1912-м году, еще при царской России, отец воевал в Первой мировой войне. А потом трудился в колхозе, а колхозникам в то время даже паспорта не выдавали.
- Отец умер в 1944 году от дистрофии, это тогда так говорили, а я говорю просто: от голода. Ведь во время войны был лозунг «Все для фронта, все для победы», - рассказывает Георгий Ефимович.
- Я не считаю, что я победил бы без тех, кто был в тылу. Это они меня кормили, давали мне сапоги, присылали патроны. Медаль «За победу над Германией» дается каждому лично, но написано там «Мы победили». Отец мой не был на фронте, 13-летний мой брат тоже не был на фронте, но получил эту медаль, потому что в мальчишеском возрасте ему приходилось работать как взрослому мужчине.
Георгий Пронюшкин встретил Победу в Граце (Австрия).
- Плакали все: и рядовые, и генералы. Первое, что подумалось: теперь меня не убьют, буду жить. Это как второй день рождения, все так и говорили. А в памяти запечатлелись эпизоды войны и люди, которых не вернешь. Ветеран рассказывает, как в жестоких боях на Днепре командиры, оказавшись отрезанными с группой солдат, сознательно вызывали на себя огонь своих же батарей. Чтобы так уничтожить врага. На глазах у Георгия один из его сослуживцев бросился под танк и взорвал его ценой собственной жизни. Ведь был приказ «ни шагу назад», и его старались выполнить.
- Оправданно ли это было?
- Оправданно, потому что мы победили. Иначе мы бы не сидели и не разговаривали с вами, - просто и без лишнего пафоса говорит ветеран.
Create your own video slideshow at animoto.com.
Владимир Кушниренко, узник Освенцима
История Иванец Семена Ананиевича, участника боевых действий
Самый пожилой ветеран Кременчуга - Иван Самокрик
Как узнать, где похоронены родственники, погибшие во время войны или пропавшие без вести
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.