На прошлой неделе украинская власть заявила о прорыве в отношениях с Россией. 17 декабря в результате переговоров в Москве Президенту Украины Виктору Януковичу удалось договориться о снятии ограничений во взаимной торговле, получении кредита на 15 миллиардов долларов и снижении почти на треть цены на газ. Новые российские кредиты и неожиданно подешевевший газ – это благо или капкан для Украины?
Атракцион невиданной щедрости
Теперь понятно о чем два Президента договаривались во время своих закрытых встреч накануне саммита ЕС в Вильнюсе, где Украина отказалась подписать соглашение об асоциации с Евросоюзом. Россия по сути купила Украину, воспользовавшись ее экономическими проблемами, которые сама же и создала в ходе «торговой войны» последних месяцев. В зарубежных изданиях, сообщая об этой новости, так прямо и писали: «Путин покупает Украину» (польская Gazeta Wyborcza), «Фонд спасения дружков Путина» (американская The Wall Street Journal) и т.д. Многие издания писали о неких «тайных договоренностях» между Владимиром Путиным и Виктором Януковичем, утверждая, что иначе просто не могло быть - поскольку российские власти не могли настолько выжить из ума, чтобы просто подарить Украине такое огромное количество денег в условиях, когда их собственная экономика скатывается в рецессию.
Чтобы удержать Украину в сфере своего влияния Москва готова даже залезть в свой Фонд национального благосостояния (ФНБ) – резервы российского правительства на случай кризиса или резкого обвала цен на энергоресурсы. Именно из этого фонда будет финансироваться покупка украинских еврооблигаций, на что в течении нескольких кварталов Россия потратит 15 миллиардов долларов. Согласно российскому законодатеству, средства ФНБ можно вкладывать в гособлигации 13-ти наиболее развитых и надежных в финансовом отношении стран мира, к каковым Украина, естественно, не относится. Так что россиянам в срочном порядке придется изменять свое законодательство.
Мало того - с 1-го января следующего года цена газа для Украины снизится с нынешних $406 до $268,5 за тысячу кубометров, что обойдется «Газпрому» в $4 млрд потерь в год. Тут стоит напомнить, что новые договоренности по газу противоречат всей предыдущей российской политике в отношении Киева. Почти четыре последних года «Газпром» и слышать ничего не хотел о снижении цены на газ для Украины, хотя для всех остальных европейских стран цены снижались регулярно. На все робкие просьбы правительства Украины о скидках и изменении условий контракта, «Газпром» продолжал душить нашу страну самыми высокими в Европе ценами на газ, выдвигая многомиллиардные претензии за недобранный газ, и грозя Киеву международным судом.
Украина была на грани дефолта
Россия оказалась готовой щедро платить за то, чтобы Украина оставалась в сфере ее влияния, отказавшись от ассоциации с Евросоюзом. То, что заверения официального Киева о продолжении курса Украины на евроинтеграцию теперь ничего не значат, понимают как на Западе, так и в Кремле.
В предверии будущей президентской избиратательной компании руководство Украины остро нуждалось в дополнительных финансовых ресурсах на 2014 – 2015 годы. Проблема обострялась затянувшимся экономическим кризисом – почти 1,5 года продолжается снижение объемов промышленного производства и падение ВВП страны. Международные резервы НБУ, за счет которых последние месяцы удавалось удерживать курс гривны, сократились только за ноябрь на 9%, опустившись ниже отметки в $19 млрд. Невыполнение госбюджета по доходам, усилившее его дефицит, в последнее время привело к блокированию бюджетных платежей госказначейством по всей территории страны даже по «защищенным» статьям бюджета – выплатам зарплат.
О выделении средств на модернизацию устаревших производств и изношенную инфраструктуру, речи вообще не шло. В таких экономических условиях обеспечить в полном объеме финансирование бюджетных отраслей, и не только своевременно выплачивать пенсии и зарплаты бюджетникам, но и обеспечить их рост, хотя бы небольшой, можно было только за счет внешних займов. А без этого получить поддержку избирателей на будущих президентских выборах нынешняя власть просто не смогла бы. Кредит МВФ, более приемлимый по процентной ставке, не подходил правительству по политическим причинам, так как при его выделении выдвигались непопулярные условия снижения дефицита госбюджета, неприемлимые для режима в условиях фактического начала избирательной компании.
Украина в декабре 2013 года находилась на грани финансового коллапса, о чем прямо заявил премьер-министр Николай Азаров сразу после подписания договоренностей с Россией о кредите, радуясь спасению страны от дефолта. Этим заявлением премьер-министр фактически подтвердил, что за почти 4 года его руководства Кабмином, он довел Украину до банкротства. После такого заявления в цивилизованных странах правительство обычно подает в отставку. Но это в цивилизованных странах.
О вступлении в Таможенный союз «разговора не вели»
Янукович, договорившись с Путиным о кредите, отсрочил неминуемый крах украинской экономики и своего режима, и, возможно, сохранил себе шанс на победу в будущих президентских выборах. Правда при этом пожертвовал европейским будущим страны, совершив головокружительный «кульбит» с разворотом на 180 градусов в вопросах интеграции страны. Впрочем, некоторые эксперты считают, что договариваться с Евросоюзом украинская власть не собиралась изначально, все ограничивалось лишь проевропейской риторикой и сами переговоры о евроинтеграции велись лишь с целью выторговать у Москвы побольше преференций.
В этом отношении показательны слова о правительственной политике евроинтеграции «прозревшего» министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта, сказанные на заседании Совета ЕС по иностранным делам: «Все, о чем говорят украинцы сегодня, отличается от того, что они будут говорить завтра, а то, что они говорят одним, отличается от того, что они говорят другим».
Но вот на что не расчитывал ни Президент, ни правительство Украины – так это на взрыв народного негодования, когда разозленные этим обманом граждане страны вышли на Майдан. Масштабы народного протеста оказались настолько значительными, что напугали не только украинское правительство. Оно теперь в один голос с российским не устает повторять, что никаких планов по вступлению Украины в Таможенный союз в ходе переговоров в Москве даже не обсуждалось. А ранее Россия все возможные экономические уступки Украине оговаривала обязательным присоединением страны к ТС.
Эксперты говорят о возможном взятии на себя официальным Киевом каких-то тайных обязательств перед Москвой в вопросах интеграции, о чем не рассказали президенты двух стран. А эксперт Центра Разумкова Валерий Чалый убежден, что в дальнейшем, даже если сменится власть во время следующих выборов, все равно будет проходить постепенная интеграция Украины в Евразийский экономический союз. Украина слишком крепко подсела на крючок Москвы. Впрочем, в условиях разрастающихся протестов в Украине и неблагоприятной статистике в ТС вопрос об интенграции в этот союз Украины на переговорах 17 декабря мог и не стоять.
Напомним, миф о благотворном влиянии Таможенного союза на развитие экономик стран, входящих в него, оказалля развенчатый самим российским Госстатом. По его официальным данным, за первые три квартала 2013 года российско-украинская торговля в условиях «торговой войны» упала на 15,2%, а российско-белорусская без всяких таможенных войн упала на 16,4%.
Бесплатный сыр в мышеловке или дешевый газ в обмен на политическую зависимость
Попробуем внимательно рассмотреть все те преференции Украине, которые были объявлены 17 декабря в Москве по результатам переговоров.
Первое. «Газпром» будет продавать Украине газ по цене в $238,5 за тысячу кубометров. Но ведь эта цена всего лишь сравняться той, по которой Россия всегда продавала газ на своей границе Германии. То есть Россия «братскую» Украину наконец-то уравняет в торговых правах с «дружественной» ей Германией, что само по себе, неплохо.
Второе. Цену газа в $268,5 за тысячу кубометров Украина должна будет подтверждать ежеквартально, подписывая дополнительные соглашения с «Газпромом». Если такого соглашения подписать не удастся, то скидка предоставляться не будет, и цена газа для Украины вернется к прежней, самой высокой в Европе отметке. Несложно догадаться, что возможность ежеквартально подписывать такое соглашение будет зависеть от того, как себя будет вести Украина в вопросах экономической и политической интеграции. Нет, говорить о планах евроинтеграции Украине по-прежнему можно, а вот, перед тем как подписывать какое-либо соглашение, теперь нужно помнить, что вскоре предстоит в очередной раз подписывать договор о скидке цены на газ, и понимать, что он может быть, и не подписан российской стороной. Предлог для этого найти будет не сложно. Таким образом, Украину посадили на газовую иглу, или на надежный крючок, сорваться с которого будет не так просто. А Владимир Путин сразу же, 17 декабря, так прямо и заявил, что теперь надеется на то, что все внешнеполитические инициативы Киев будет согласовывать с Москвой. А еще он подчеркнул, что цена газа в $268,5 за 1000 кубометров – временное решение, которое со временем будет пересмотрено. А вот в какую сторону – опять таки будет зависеть от поведения украинских властей.
Третье. Новый кредит, выделенный Россией, не решает проблемы Украины, а лишь втягивают страну в долговое ярмо. 15 миллиардов долларов - деньги очень большие. Это почти треть годового государственного бюджета Украины. Но их хватит правительству не на долго – максимум на 1,5 года, чтобы заткнуть дыры в бюджете, погасить очередные платежи по внешним займам, и что-то подкинуть на повышение социальных выплат населению перед выборами для «покупки» голосов избирателей. Этих денег должно хватить в аккурат до президентских выборов. А что дальше? Кредиты «проедят», а через 2-3 года настанет время их отдавать. Говорить о том, что тогда экономическая ситуация в стране изменится к лучшему и будет чем отдавать, сегодня не решатся даже самые оптимистично настроенные эксперты. Структура экономики, производственные мощности, используемые технологии – ничего за это время не изменится. Необходимость в масштабных реформах не отпадет, а на их проведение нужны огромные средства, многомиллиардные инвестиции под современные технолгии, и благоприятный инвестиционный климат. Эти инвестиции и технологии могут прийти только с Запада. Но после провала саммита в Вильнюсе, страны Евросоюза с горечью осознали, что руководство Украины их попросту «кинуло». Западные инвесторы, которые и ранее с большой опаской относились к инвестициям в нашу страну, теперь в Украину точно не придут. Российские инвесторы не имеют таких огромных средств и современных технологий, да и не заинтересованы в создании для своей экономики полноценного конкурента. Более того - их приход страшит отечественных олигархов нередсказуемыми последствиями.
Таким образом бюджетный кризис и дефолт страны просто отдвигается на 1,5-2 года. И решение вопроса Восток-Запад тоже переносится на некоторое время, но он опять встанет. Потеря времени может привести только к ухудшению условий, в которых предстоит принимать это решение. А Россия, имея возможность продлевать сроки возвращения кредита, теперь получила возможность влиять на это решение и диктовать Украине свои условия. Собственно для этого вся эта история с кредитами и затевалась.
Четвертое. Дополнительные вливания иностранной валюты в экономику страны на какое-то время увеличат золотовалютные резервы НБУ, стабилизируют курс гривны, и улучшат кредитный рейтинг страны. Но без без масштабных инвестиций и проведения структурных реформ экономики, это приведет лишь к более масшабному кризису после исчерпания этого «источника стабильности», к резкой девальвации национальной валюты и социальным потрясениям.
Показательно, что даже представитель Партии регионов, спикер парламента Владимир Рыбак не считает, что Украина получила скидку на газ и кредит от России из-за братских отношений между государствами, как об этом ранее заявлял Владимир Путин.
«Братские отношения - это когда мы с вами братья и я вынимаю деньги и даю вам как брату. А когда дают кредит под проценты, которые нужны отдавать, то это экономические отношения между государствами», - заявил Рыбак 20 декабря после общенационального круглого стола.
«Гудбай, Европа. Где не был никогда. Прощай навсегда …»
Теперь уже всем понятно, что как минимум до 2015 года соглашение об ассоциации с ЕС подписано не будет. А скорее всего эта перспектива отодвигается надолго. И не потому, что этому противится ЕС – тут-то как раз говорят, что «двери для Украины остаются открытыми». Этого категорически не хочет северный сосед, мнение которого теперь обязательно придется учитывать нашему правительству. Хотя говорить о «курсе Украины» на сближение с Евросоюзом оно по прежнему будет. Но дальше разговоров дело не пойдет.
Возможно подписание с ЕС каких-то договоров второстепенной важности или продвижение в вопросах безвизового режима. Большего не даст сделать северный сосед. Да и наше правительство особо не стремится и никогда не стремилось в ЕС, где нужно брать на себя определенные обязательства в вопросах демократии, соблюдении прав человека, борьбы с коррупцией. А все это сейчас правящему режиму ни к чему.
Недавно Financial Times опубликовала информацию о том, что Запад в ходе саммита в Вильнюче был готов выделить Украине 20 миллиардов евро в виде грандов и кредита МВФ, если бы страна подписала договор об ассоциации с ЕС. Эта цифра близка к 20 миллиардам евро финансовой помощи, о которой в качестве компенсации издержек от договора с Евросоюзом говорил Николай Азаров. Но эти деньги Запад не мог дать украинскому правительству безо всяких условий. Они были готовы финансировать проведение реформ - с условием учета и контроля расходования этих средств. Украинскую власть это не устроило – условия помощи от России, включая займ в $15 млрд и уменьшение цены газа, которое оценивается $4 млрд, оттолкнул Киев от Евросоюза.
А тем временем в Украине готовится принятие госбюджета с учетом российских миллиардов. В числе несущественных повышений социальных стандартов в нем особое внимание привлекает обещание Президента Виктора Януковича о выплате 6 млрд грн компенсаций по вкладам в Сбербаке СССР. Выплата части этих компенсаций накануне выборов в Украине стало уже традицией. Такие выплаты проводились в 2012 году (выборы в парламент), но были приостановлены в 2013 году. Безответственность в бюджетной политике после получения российского кредита может только усилится, особенно из-за необходимости заигрываний с электоратом, - отмечают эксперты.
Кто выиграл и кто проиграл?
Кто выиграл в результате этой договоренности с Россией? Нынешняя власть получила передышку и возможность идти на выборы, но в конечном итоге эти деньги ей ничего не гарантируют. А Украина как государство не выиграла ничего. Отказавшись от реформ, страна не получит необходимых ей инвестиций, в очередной раз отложит модернизацию экономики и работу над укреплением своего экономического суверенитета. Консервация существующих экономических отношений в стране, проедание заемных денег и подкуп избирателей перед выборами создадут мощную девальвационно-дефолтную волну на 2015 год.
Россию тоже по большому счету нельзя назвать выиграшной стороной. Потраченные на спасение режима Януковича деньги самой России ничего не дадут, кроме удовлетворения внешнеполитических амбиций ее лидера. Даже долгосрочной лояльности нанешнего украинского режима. Мало того, и российский имидж в Украине это соглашение вряд ли улучшит. Те, кто считают, что Россия стремится закабалить нашу страну, своего мнения не изменят. А те, кто все еще надеются на Россию, лишний раз задумаются, о чьих интересах в нашей стране в действительности заботится Москва.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.