Жители Кубани знают украинский язык, за столом поют украинские песни, едят сало та «цибулю», учат детей ковать и вышивать. Правда, говорят, что даже лучшая кубанская хозяйка не сварит такой борщ, какой варят в Украине
У Виктора Вишневского, замдиректора Кубанского казачьего хора дома семь вышиванок
Самых настоящих, колоритных казаков с чубами и усами можно было повстречать в центре Кременчуга в пятницу, 5 апреля – 120 участников Кубанского казачьего хора приехали в наш город с гастролями. Именно под их песни самозабвенно пляшут президенты мировых держав, а однажды на приеме в Кремле от вокальной мощи коллектива, грянувшего «Розпрягайте, хлопці, коней», Билл Клинтон выронил вилку. Многие участники хора – коренные украинцы, поэтому и похожи на запорожских казаков, как две капли воды. Ведь Кубань – это была «маленькая Украина» в Российской империи – на эти территории переселили после расформирования сечи казаков.
– В Кубанском хоре много украинцев по крови и происхождению, – рассказывает Виктор Вишневский, заместитель директора Кубанского казачьего хора. – Поэтому, когда мы приезжаем в Украину, то каждый раз возвращаемся на свою землю, из которой когда-то ушли наши предки. История Кубани, в нашем исчислении, началась с 1893 года, когда Екатерина II своим указом ликвидировала Запорожскую сечь. Казаки, которые перешли из Хортицы, основали на юге Кубани 43 куреня. Их стали называть станицы. До сегодняшнего дня многие из них носят украинские названия. Когда великая империя распалась, Кубань вошла в состав Российской Федерации. Но украинцы, которые остались там, сохранили свои песни, нравы, традиции. Кубань – это единственный регион, где разговаривают почти на украинском языке – только с кубанским диалектом. А традиций украинского казачества придерживаемся до сих пор.
– Вы знаете украинский язык?
– Звичайно! Краще, ніж Леся Українка!
– Что украинского есть на Кубани?
– Хотя прошло 200 лет с тех пор, как казаки приехали в эти края, но их традиции сохранились и в быту, и в одежде, и в питании, и в православной вере. Чтобы изучать обычаи запорожских казаков, Кубанский хор 20 лет тому назад основал детскую школу, где сейчас учится более тысячи детей. У нас ребята занимаются ковкой, ездят на лошадях, девчата – шьют, вышивают. Ведь если не мы, то кто будет учить этому молодое поколение? А то грани начинают стираться – уходят пожилые люди, а с ними и традиции. В Украине то же самое. А ведь если народ забывает свои обычаи, песни, культуру, то он перестает быть народом, как таковым. Мы видим, что на Западе люди богато и сытно живут, но у них нет души народа, души песни. Когда мы приезжаем туда, «наши» эмигранты говорят «Дайте вас потрогать, как вы так поете, играете?!». У них слезы в глазах!
– Вы поете украинские песни?
– Конечно! Мы были более чем в 90 странах. И везде звучит украинская песня. Это и «Розпрягайте, хлопці, коней» и «Ще не вмерла Україна», которую мы поем как кубанскую песню. Ведь она не сразу стала гимном Украины, а пелась запорожскими казаками. Мы исполняем ее в первоначальном варианте, как это делали на Хортице. Ее пели и на Кубани, до революции. Потом она была запрещена.
– А нынешний гимн Украины отличается от первоначального варианта песни?
– Да. Слова остаются те же, но немного меняется мелодия – становится более маршеобразной, живой, динамичной.
– Люди встают, когда гимн слышат?
– Да, и у вас, в Украине, и за границей. В общем, украинские песни принимаются лучше всего.
– Вы бывали в Запорожье? На своей «исторической» родине?
– Конечно, и даже жили! Правда, обитать, как казакам, в палатках нам не довелось. Мы отдыхали в санатории «Хортица». Нас очень хорошо принимают запорожцы – приезжаем как к себе домой! Очень нравится украинский народ, менталитет, культура, люди, города. Особенно артистам нравится украинская кухня.
– А в чем отличие? На Кубани ведь тоже варят борщ…
– Но все равно они отличаются! Такого вкусного, как в Украине, нет нигде. Лучшая хозяйка на Кубани такой борщ сварить не сможет!
– А традиционные сало и лук кушаете?
– Сало та цибуля – это для артиста всегда первое дело. И традиция у нас есть – когда принимают казаков, на чашу кладут стакан водки, сало и лук.
– А где пьют больше? В Украине или на Кубани?
– И там и там – но в меру.
– Вареники у вас делают?
– И с картошкой, и с творогом… Да мы даже песни поем про вареники – «Мой милый вареничків хоче». Эту песню, кстати, отлично принимают даже в Австралии. Там большая украинская диаспора. Часто плачут, услышав украинские песни. Мы для них – родные, они хотят вернуться домой, но уже нет возможности. Мы у них жили, вместе песни пели, танцевали. Живут они очень богато, у всех красивые дома. Но все равно там все по-другому, даже листья шумят по-другому… Когда Наполеон услышал, как поют украинские казаки, он хотел сделать у себя такой же легион. Сказал, дайте мне тысячу казаков – и я завоюю всю Европу. Хотел создать казачьи войска, но не получилось. Потому что казак – он не за харч воюет, главное – это дух, целеустремленность, вера.
– Вы говорили, что у вас школе детей учат вышивать. А мода на вышиванки на Кубани есть?
– У меня дома – семь вышиванок!
– А молодежь их носит?
– Сейчас очень редко. Радио, телевидение дает много безграмотной, негативной информации, уничтожает культуру. Нет нормальных фильмов, не пропагандируются национальные традиции. В Украине патриотического воспитания больше. В России, к сожалению, государство не уделяет внимание развитию традиционной культуры, которая с годами может и вовсе исчезнуть.
– У вас есть школы, где учат украинский язык?
– До войны было полторы тысячи украинских школ, сейчас этого нет. Есть небольшая украинская инская диаспора, но она не имеет большого влияния, как это было раньше. Я иногда ругаюсь с ними, потому что нужно, чтобы был дух. У нас памятник Шевченко стоит на таком месте, которое, я считаю, его не достойно. Я знаю много украинцев в Аргентине, в Канаде, которые настроены намного воинственнее. А у нас, кроме Шевченко, стоит еще памятник казакам, которые переселились с Хортицы на Кубань, и все.
– Песни украинские за столом поете?
– Их поют даже в глубокой Сибири – и там звучит украинская песня.
– В Украине есть любимые места?
– Во многих городах были, везде хорошо.
– В Кременчуге где побывали?
– У памятника Шевченко, на набережной, у Днепра – люблю смотреть на реку, особенно в Кременчуге.
– В Сочи на олимпиаде будет петь хор из пяти тысяч человек, Кубанский хор тоже. Украинские песни прозвучат?
– Мы одни из основных участников. Будем петь как на кубанском диалекте, так и на украинском языке…Украина и Россия – сестры, мы едины и непобедимы, у нас общая культура, традиции, предки, могилы, и, я думаю, общее будущее.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.