Эксперты говорят – в год продается 500 тысяч тонн бензина, произведенного за пределами НПЗ, а госконтроль может проверить не более 10% АЗС. Чтобы бороться с «бодягой», автомобилисты создают свой «народный контроль» и карту качества бензина АЗС
На фото: Так выглядит карта проверенных АЗС (по состоянию на 2010 год) на портале benzina.com.ua
Кременчужанину Сергею бак бензина обошелся в несколько тысяч евро. Топливо, заправленное на АЗС, уложило «на две лопатки» дорогое немецкое авто:
– Машина резко потеряла в мощности, из правой выхлопной трубы повалил белый дым, завоняло бензином, – делится он с нами. – Эвакуатор, техстанция, диагноз: из-за некачественного топлива закоксовались три форсунки по правой стороне двигателя. Стоимость одной форсунки – 275 евро плюс стоимость их замены – ничё так за хлебушком сходил?
Некачественный бензин на АЗС – проблема не единичная. На форумах автомобилисты незлым тихим словом вспоминают такие случаи:
– Заменил свечи на своем Ланосе. Я просто прозрел! Центральный электрод красно-коричневого цвета, то есть количество присадок, содержащихся в топливе, зашкаливает! Кто знает, где продают нормальный бензин? – вопрошает кременчугский водитель на одном из форумов.
– Хорошего у нас как бы нет по умолчанию, – отвечают ему коллеги.
Эксперты отмечают, сейчас в Украине АЗС действительно продают топлива больше, чем производит НПЗ:
– По нашим оценкам, за год продается около 500 тысяч тонн бензина, произведенного за пределами НПЗ, – считает Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95». – В этот объем входит также так называемое альтернативное топливо, содержащее более 30% ненефтяных компонентов (как правило это биоэтанол и прочие спирты). Это легальный продукт, выпуск которого стимулируется налоговыми льготами.
Без гарантии качества
В Полтавской области около 260 заправок. Кто и как часто контролирует качество продукции на АЗС? На сайте ГП «Полтавастандартметрология» наткнулись на данные проверок областных заправок за 2011 год. К шести из восьми проверенных – претензии. Они касались недолива бензина (доходило до 200 мл), аппаратуры, которая не прошла поверку, отсутствия документации. Мы поинтересовались более свежими данными проверок. Владимир Сороколат, руководитель отдела поверки и метрологической аттестации «Полтавастандартметрология», пояснил: законодательство изменилось, и уже года два контроль соблюдения стандартов производства их предприятие не проводит. Функции распределены и возложены на инспекцию по вопросам защиты прав потребителей, офис которой – в Полтаве:
– Из надзорных органов в Кременчуге сейчас никого нет, – резюмировал метролог.
Защитники прав потребителей пару лет назад сетовали, что не могут проверять бензин на качество – нет денег, ведь их должны выделять из госбюджета. И на АЗС могут посмотреть лишь документацию. Городские власти Комсомольска хотели выделить средства на проведение исследований, но когда узнали, что одна проба обойдется в 1 тыс грн, инициатива заглохла.
– Из-за серьезного недофинансирования со стороны государства инспекция в год проверяет не более 10% АЗС, – комментирует «Телеграфу» Сергей Куюн.
Плюс о проверке инспектора должны предупредить АЗС за 10 дней, так что вряд ли там будут существенные недоработки…
Если госконтроль малоэффективен, остается надеяться только на контроль качества со стороны самого производителя. Например, в начале этого года появилась информация о том, что «Укртатнафта» создаст комиссию, основной задачей которой станет объективная оценка производимых ПАО нефтепродуктов. «Второй задачей комиссии будет выявление недобросовестных партнеров, которые используют топливо, производимое Кременчугским НПЗ. В случае, если таковые будут выявлены, предприятие полностью разорвет с ними отношения», – писали СМИ. Мы обратились в пресс-службу «Укртатнафты». Спросили, проверяют ли они топливо на заправках, работающих под их брендом, и как часто. Ведь заводских заправок в городе всего четыре. Официального ответа мы не получили. Неофициально нам объяснили – завод отвечает за качество топлива, которое он производит. А вот что с ним происходит на нефтебазах, АЗС – это вопрос…Подобный комментарий ранее «Телеграфу» давал и зампредседателя правления Сергей Кошелюк:
– На этапе заключения лицензионных соглашений, из-за нежелания владельцев АЗС, не удалось включить в эти документы пункты, в которых были предусмотрены серьезные санкции за несоответствие стандарту качества топлива, продаваемого на заправках. Соответственно, гарантировать качество топлива на АЗС, работающих под брендом «Укртатнафта», завод пока не может, – заявлял руководитель.
Как получить компенсацию?
Возможно ли получить у заправки, угробившей ваше авто, компенсацию? Сергей, которому бак бензина обошелся в несколько тысяч евро, не стал «искать правды»:
– Предъявлять претензии по ремонту было некому – кассовый чек с заправки я по запарке выкинул. Нет чека – нет и претензий, сам виноват. На всякий случай, выяснил процедуру предъявления претензии заправщикам (при наличии чека) – нужно купить 3 посудины (по литру каждая) бензина, опечатать их в присутствии официального представителя бензоколонки, литр – себе, литр – оставить им, литр – отправить в независимую лабораторию на тестирование. Рехнуться можно! Это же штат юристов для этого нанимать нужно! Махнул рукой и забыл.
– Такие прецеденты есть, и в основном они происходили в фирменных сетях автозаправок, – комментирует «Телеграфу» директор «Консалтинговой группы А-95». – Но речь идет не о продаже фальсификата, а об ошибочной заправке не той маркой нефтепродукта, например, дизтопливом вместо бензина. Что поделать, человеческий фактор никто не отменял. Но для крупных сетей это единственный способ получить шанс на сохранение клиентов. С одиночной АЗС или небольшой сети получить добровольное возмещение очень сложно, а процедура возмещения через судебные иски на практике фактически не реализуема.
Кстати, прецедент возмещения убытков со стороны АЗС есть и в Кременчуге:
– На одной АЗС в резервуар с топливом просочились грунтовые воды, – рассказывает заместитель прокурора Кременчуга Павел Поярков. – У всех, кто в этот период заправился на АЗС, возникли проблемы с топливной системой. Предприятие своими силами провело лабораторные исследования, подтвердило несоответствие качества и само закрыло вопросы по восстановительным ремонтам.
Если же делать анализы самостоятельно, то 1-2 показателя обойдутся минимум в 200 грн, а по полной программе – в несколько тысяч гривень. В Кременчуге экспертизу можно провести в лаборатории Кременчугского НПЗ. Или же доставлять образцы топлива в другие города – в Украине есть сеть частных лабораторий.
Народный контроль
В интернете много советов автолюбителям, как проверить качество бензина на глаз – по запаху, цвету, горению, тесту с бумагой или марганцовкой. Впрочем, эксперты относятся к таким методам скептически:
– Руководитель нашей львовской лаборатории Надежда Маткивская, которая работает в лаборатории горюче-смазочных материалов уже 39 лет, нередко по запаху может сказать, какой показатель бензина имеет отклонения от стандарта, на каком заводе он выпущен. Но обычный потребитель «на нюх» или «на глаз» качество горючего не определит. Разве что в двигатель его авто будут лить откровенную «бодягу» с убойными дозами спирта, ацетона или ароматических углеводородов, – считает руководитель Департамента контроля качества сети АЗС «ОККО» Алла Сидорович.
– Единственный совет – определитесь с местом постоянной заправки и не ищите приключений на свой двигатель, – комментирует Сергей Куюн. – Критерии отбора АЗС такие же, как и любого друга продукта народного потребления, например, продуктов питания. Если на АЗС чисто, опрятный персонал, есть магазин – приобрести здесь бодягу шансы наименьшие. Нет смысла ее продавать на таком дорогом объекте, есть риск, что он не окупится. А если на заправке ямы, света нет, персонала нет – шансы купить некачественное топливо высоки. Ведь если хозяин так относится к своему бизнесу, то, наверное, так же он следит и за качеством.
Бороться «с бодягой» автолюбители решили в Интернете. Так появился проект «Карта качества топлива Украины». Его авторы указывают, что отобранные пробы по самым важным параметрам проверяет сертифицированная и аккредитованная лаборатория. На карте сайта есть четыре кременчугские АЗС, проверенные еще в 2010 году. Самые низкие балы портал дал АЗС «Укртатнафты» по Киевской, самые высокие – ТНК на той же улице. Еще двум заправкам – «Авиас плюс» на ул. Киевской и ул. Московской, поставил по четверке. Правда, на форумах водители этим же заправкам дают совершенно разные оценки. Еще один портал, борющийся за качество бензина – autovisio.com.ua. Эта инициативная группа автомобилистов собирает пробы и заказывает исследования. Правда, данных по Кременчугу и области ни в списках белых АЗС, ни в списках черных АЗС пока что нет – видимо, кременчугских автомобилистов пока что нет среди активных форумчан на этом сайте. Сами же создатели сайта пишут, что не претендуют на 100-процентную репрезентативность, их и наша задача – создать первый в истории украинского интернета прецедент народного контроля за качеством товаров и услуг. Ведь это пока что, пожалуй, единственный реальный инструмент, который может сработать.
Кременчугский ТелеграфЪ от 7 ноября, №45
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.