Государствам пришлось столкнуться с российским шантажом, закрывать производство и бороться с безработицей. Многие уехали в Западную Европу в поисках лучшей жизни. Но в основном они довольны тем, что сейчас имеют
Украина на весь мир заявила о своем европейском выборе и стремлении вступить в ЕС, а украинцы все больше заглядываются на своих восточно-европейских соседей, которые уже евроинтегрировались. Как у них прошел этот процесс? Что страны выиграли, а что – проиграли? Мы выбрали четыре государства, чтобы понять, как они живут сейчас – 7-10 лет спустя. Три страны (Латвия, Польша и Венгрия) вступили в ЕС в 2004 году, Болгария – в 2007 году.
Феномен Польши.
ПОЛИТИКА: Польша интегрировалась удачнее своих восточно-европейских братьев, вступивших вместе с ней в ЕС в 2004 году. Шла к этому долго: от момента подписания соглашения об ассоциации до вступления прошло 13 лет.
– Из всех стран Восточной Европы поляки выторговали для себя наилучшие условия для вступления в ЕС, – считает кандидат экономических наук, доцент Валентин Гноевой. – Они выбили огромные субсидии на сельское хозяйство, развитие инфраструктуры. За 7 лет Польша получила от ЕС 85 млрд евро, а перечислила (каждая страна ЕС отдает 1% своего ВВП в бюджет ЕС) 20 млрд евро. В следующем бюджете ЕС на 2014–2020 гг. для Польши предназначены 105,8 млрд евро.
Поляки заслужили репутацию довольно жестких переговорщиков. Есть такая фраза: «ЕС – не благотворительная организация, это бойцовский клуб». И это действительно так. В Евросоюз входят 28 стран, каждая пытается в этой внутренней борьбе выторговать как можно больше. Поляки стали активно внедряться в бюрократическую систему ЕС и захватили многие высоты в структурах европейской бюрократии. В 2011 году их представитель возглавил Европарламент. У поляков есть политическая воля и консенсус в обществе в вопросах евроинтеграции.
ЭКОНОМИКА: Как и всем странам, Польше при вступлении в ЕС предъявили довольно высокие требования. Правительство решило, что целесообразно будет закрыть шахты и предприятия металлургического комплекса – модернизация обошлась бы слишком дорого. Также закрылись и верфи.
– Вступление в ЕС не происходит автоматически: сперва нужно выполнить условия для адаптации. А перечень требований, предъявляемый к производимой продукции, огромный, – комментирует Валентин Гноевой. – И если их не выполнить, продукцию не допустят к реализации – ни на территории стран ЕС, ни на территории страны-производителя. Эти ограничения приводят к тому, что производства закрываются. Россия тоже грозила Польше закрытием своего рынка. Но потом передумала: если в 2004 году доля России в польском экспорте и импорте товаров 1,7% и 2,1%, то в 2012 году – уже 5,4% и 14,3%. Ведь польские товары – все же европейские, но цены на них ниже. А беспошлинный режим позволил увеличить объемы торговли со странами Евросоюза. – ВВП на душу населения на момент вступления у них составлял 50% от среднего в ЕС. А за 7 лет увеличился до 62%, – говорит экономист. – Если эти темпы сохранятся, в Польше в будущем уровень жизни будет такой же, как в Германии или Франции.
БЕЗРАБОТИЦА: Закрытие ряда предприятий, конечно же, привело к сокращениям. Это предусматривали и реформы. Например, в правоохранительных органах пришлось уволить весь личный состав – попасть обратно смогла только треть служащих. Безработные подались в другие страны в поисках лучшей жизни. Но Польша смогла создать привлекательный инвестиционный климат – и туда хлынул западный капитал. Новые рабочие места удержали поляков от массовой миграции, а это положительно сказалось и на экономике, и на бюджете страны. В итоге Польша меньше пострадала от «утечки мозгов», чем другие государства, вступившие одновременно с ней в ЕС.
Латвия: российский шантаж
ПОЛИТИКА Латвию называют одной из самых послушных стран в Евросоюзе, беспрекословно выполняющей все директивы Брюсселя. – Поляки смогли выторговать для себя выгод ные условия. А латыши этого делать не стали, главное для них – поскорее уйти от влияния России, – отмечает Валентин Гноевой. – ЕС – это очень забюрократизированная система. Она дает много возможностей для получения трансфертов, но, к сожалению, новые члены ЕС не умеют этим пользоваться.
ЭКОНОМИКА У Латвии тоже были проблемы с шантажом со стороны РФ:
– До вступления в ЕС Латвия получала в доход бюджета значительные средства за транзит российской нефти, – рассказывает экономист. – Когда россияне построили нефтепроводы в обход Латвии, доход от транзита нефти упал. Но в последние годы страна всё в большей степени использует свой транзитный статус в отношениях «Россия – Европа», стимулируя российские инвестиции в свою портовую инфраструктуру. Также они выпускают товары под брендом «made in EU», который пользуется спросом в России. По требованию ЕС в Латвии закрылись 3 крупных сахарных завода. Также пришлось закрыть предприятие, выпускающее электротехническую продукцию и завод РАФ. Страна, практически, лишилась рыболовецкого флота.
– ЕС поступает цивилизованно и выплачивает компенсацию предприятиям, которые вынуждены закрыться из-за несоответствия стандартам, – отмечает Валентин Гноевой. – Все, что производят на территории европейского блока, контролируется. Предоставляются квоты странам на производство сельхозпродукции. Если в эту квоту не вписались, лишнее уничтожается. Например, выливают молоко, зарывают апельсины бульдозерами – так было в Греции. Экономическая дисциплина в ЕС довольно жесткая. И эта жёсткость оправдывается необходимостью обеспечения ценовой стабильности на продовольственном рынке.
БЕЗРАБОТИЦА С открытием границ латыши массово хлынули в Западную Европу, ведь там выше уровень жизни.
– По неофициальным данным, примерно четверть населения отправилась на заработки. И речь идет не о высококвалифицированном труде. Молодежи осталось мало. Как говорят сами латыши, купить билет в Лондон и устроиться там на работу проще, чем бастовать и делать революцию у себя на родине, – рассказывает Валентин Гноевой.
Как растет економика стран-новичков (ВВП** на душу населения, тыс долл)
Болгария – самая бедная в ЕС
ПОЛИТИКА Страна золотых песков оказалось самой бедной в Евросоюзе:
– Если поляки с деловой хваткой, пронырливостью подошли к вступлению в ЕС, то болгары, как и украинцы, долго размышляли, нужно ли им это. Общество не могло определиться, к власти приходили различные партии и каждая по-своему смотрела на евроинтеграцию. В итоге болгары поняли: чтобы войти в ЕС, нужна дисциплина и последовательность в действиях. В Болгарии и Украине похожий менталитет, есть коммунистические пережитки, тесно переплетены бизнес и криминалитет, большой сектор теневой экономики, – говорит Валентин Гноевой. Кстати, вступив в ЕС, Болгария, как и Румыния, все же не оказалась в зоне Шенгена, хотя ожидалось, что это произойдет с января 2014 года.
ПРОТЕСТЫ И экономическая, и политическая ситуация в стране пока не нормализировалась.
– в Болгарии самые масштабные протесты за 16 лет. Как и украинцы, болгары тысячами выходят на улицы: блокируют здание парламента, закидывают помидорами и яйцами офисы энергокомпаний, возводят баррикады, завозят на митинги бульдозеры. А на днях люди забросали полицейских горящими факелами, использовали слезоточивый газ. На волне протестов в феврале 2013 года ушел в отставку премьер-министр Борисов, но это не решило проблем. Сейчас митинги проходят как в поддержку нынешней власти, так и за отставку правительства.
ЭКОНОМИКА Одно из основных требований протестующих – национализировать энергокомпании, снизить тарифы на электричество. Коммунальные платежи съедают значительную часть зарплат болгар. В целом со вступлением в ЕС закрылась часть сельскохозпредприятий, хлебопекарен, мясоперерабатывающих компаний, молочных ферм и др.
Но в то же время ЕС выделяет стране значительные средства на развитие инфраструктуры, охрану окружающей среды, поддержку предпринимателей и др. В частности, на образование и науку – 500 млн евро, на транспортную инфраструктуру – 1 млрд 500 млн евро. При вступлении в ЕС Болгарии выделили 7 млрд евро, но до 2009 года в государстве возникали проблемы с освоением этих средств. Сейчас еврокомиссары отмечают, что ситуация нормализировалась.
Венгрия: первый штрафник
Венгрия – первая страна, которой ЕС предъявил штрафные санкции: оказание Будапешту финансовой помощи приостановили из-за нерешенных проблем высокого бюджетного дефицита. Венгрия должна была сократить затраты на субсидии для малообеспеченных, госвливания в систему общественного транспорта. Плюс правительство приняло спорные поправки к конституции, из-за чего ЕС собирался подавать на него в суд.
Премьер-министр Венгрии Орбан заявил, что Венгрия испытывает диктат иностранных держав, сравнив ситуацию с послевоенным доминированием СССР.
ЭКОНОМИКА. Одним из символов Венгрии были автобусы «Икарус», которые выпускала компания Ikarusbus. Сейчас массовая сборка прекратилась. Возникли проблемы и в сельском хозяйстве: венгры надеялись, что после вступления в ЕС смогут продавать в Европе свой мед. Но ЕС пустило на рынок китайского производителя, и его мед заполонил европейские прилавки.
– Венгрия жаловалась на проблемы с экспортом сельхозпродукции – кукуруза должна быть «один в один». А к клеткам для кур в 2012 году чиновники разработали стандарт, который привел к повышению стоимости яиц в два раза, – отмечает экономист.
БЕЗРАБОТИЦА Особенно пострадал сельскохозяйственный сектор:
– Если на сегодняшний день безработица составляет 11%, то в пик экономического кризиса в некоторых сельскохозяйственных районах она достигала 100%, – говорит Валентин Гноевой.
МНЕНИЯ
Joanna Szymanska- Godard, Польша, Франция
– Когда Польша вступила в ЕС, мне было 16 лет. Моя жизнь изменилась к лучшему. Появилось много возможностей участия в проектах, поездках. Это все было новым для подростка из приморского польского поселка, которым я тогда была. Я раньше не знала иностранцев, других культур.
Помню, как в 90-х к нам приезжала семья из Германии, для нас это был совсем другой мир. И вдруг этот мир стал доступным. Исчезли границы. Многие боялись, что немцы захватят наши земли, выкупят все участки и дома, мы потеряем свою культуру, но ничего подобного, конечно, не произошло. Наоборот, ЕС выделяет большие деньги на развитие регионов, поддержку региональных языков и диалектов, модернизацию музеев, дорог и т.п.
Это очень важно: если ты заботишься о своем городке, если связан с ним, ты меняешь свою страну к лучшему, начиная со своего двора. Так быстрее происходят изменения в твоей стране.
Конечно, были и минусы, как увеличение цен, но они не увеличились настолько, как нас пугали до этого. 10 лет назад минимальная зарплата составляла 800 злотых, сейчас – в два раза больше. Это все еще слишком мало, люди эмигрируют…
Но, я считаю, это хорошо, что у нас появилась такая возможность. Хочешь жить лучше – уезжаешь. Тебе не нужны визы, вид на жительство и прочее. У людей появилась свобода. Если бы мы не вступили в ЕС, все было бы намного хуже.
Страна очень изменилась за эти 10 лет. У нас идет непрерывный ремонт за деньги ЕС. Появляются автострады, везде ремонтируют дороги, мосты, школы, строят спортзалы, медиатеки.
Закрылись некоторые предприятия, например, верфи в Гданьске и Гдыне, но это, скорее всего, из-за нашей власти, которая не смогла это вовремя предотвратить.
С другой стороны, мелкие предприниматели получают безвозвратную финансовую помощь от ЕС для создания или укрепления своей деятельности, проходят бесплатные тренинги. Мы успешно справились с коррупцией.
Конечно, не все идеально, но, к примеру, уже 65% поляков доверяют полиции. Время, когда все боялись полицейских, давно прошло.
Я не помню, чтобы у нас был неблагоприятный период, связанный со вступлением в ЕС. Конечно, все еще есть кризис 2008 года, но это везде. 72% поляков довольны нашим присутствием в ЕС. Нигде в Европе не найдете столько еврооптимистов. Это очень радует и подтверждает мои слова. Я люблю объединенную Европу, несмотря на ее недостатки, считаю себя гражданином Европы. Я родом из Гданьска, где началась Вторая мировая война, а сейчас у нас с немцами нет границ, мы друзья, уважаем друг друга... Это невероятно!
Мой муж – француз, есть друзья в Украине, Финляндии, Голландии, я жила в нескольких европейских городах. Все это не мешает любить свою страну, придерживаться традиций, делиться ними. И я очень хочу, чтобы Украина была вместе с нами.
Martyna Sliwinska, Польша
- Когда Польша вступила в ЕС, мне было только 14 лет. Я помню, что для моих родителей это было большое событие, они очень радовались. Прежде всего, потому, что открылись границы, поляки могли в конце концов ездить в страны Евросоюза без паспортов. Думаю, что вступление в ЕС принесло нашей стране большую пользу. Например, повлияло на развитие экономики, благодаря финансовой помощи ЕС, на интеграцию страны на единый европейский рынок, присоединение Польши к Шенгенской зоне…
Ольга, Эстония,
– В эпоху перемен я в Эстонии не жила – приехала после 2004 года. Но ни от кого из своих знакомых не слышала нареканий на большие трудности и сожалений по поводу вступления в ЕС. Средняя зарплата - 800-900 евро. В самый холодный месяц за коммуналку я платила 210 евро. На питание 200 евро – это с головой. Цены, кроме коммуналки, почти такие же, как в Украине. Плюс - люди могут ездить в другие страны, многие отправляются в Финляндию, Норвегию, Швецию, там больше платят, и даже в США и Таиланд.
В Эстонии много льгот, помощь предпринимателям, доступные кредиты на жилье… Уровень культуры и экономики выше. Можно спокойно жить.
Я люблю украинцев и болею за них всей душой, но не думаю, что им стоит сейчас вступать в Евросоюз – страна к этому не готова.
В Прибалтике даже во времена СССР уровень жизни был гораздо выше, чем в остальных странах союза. Украинцы вообще не знают, что это такое ЕС. Они думают, что это безвизовый режим – но для них это пока что не так.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.