В Донецкой и Луганской областях по команде Президента Украины возобновлена активная фаза АТО (антитеррористической операции). Идут боевые действия с использованием наземного оружия. О первых сутках возобновленной АТО «Телеграфу» рассказал житель Краматорска, 57-летний пенсионер-чернобылец Леонид Вадимович. Его дом, стоящий на улице Шкадинова, пострадал от минометного обстрела.
В этом доме взрывной волной выбило все стёкла
– Леонид Вадимович, правда ли, что рядом с вашим домом рвались мины?
– А конечно правда! Вчера лежал я в половине одиннадцатого, вечером, смотрел телевизор, а тут как рвануло! Стекла как посыпались! Ощущение – ужас! Я вообще упал! Потом в коридор выбежал, смотрю – там два окна, кухни и спальни, так окна вылетают, все стекла посыпались! Это четыре мины перелетели от горисполкома и прямо в нашем дворе рвались. Стреляли ж по горисполкому, там ополченцы сидят, а мины, значит, перелетели. Рвались так, деревья во дворе росли – так их поперебивали, стволы прямо поперебивали! Мина одна дом насквозь пробила! Влетела в зал и вылетела с другой стороны дома. Там в квартире мужчина был, спал, так его оглушило, потом он уже очнулся...
– Сколько жильцов осталось в вашем доме? Большинство выехали или остались?
– Да вот сосед мой выехал, Леша, еще в соседнем подъезде выехали, а так много осталось, хотя женщины с детьми, конечно, тоже выехали.
– Вы знаете, чьи мины рвались в вашем дворе?
– Так чьи? Конечно, армии.
– Какой?
– Так украинской. Они с бугра стреляли. Не по нам, по горисполкому, конечно, там ополченцы сидят. Краматорск – он в яме стоит, они с высотки все видят, оттуда стреляли по горисполкому. Там школа рядом стоит, так мины насквозь стену пробили! Детей, конечно, не было, каникулы же сейчас.
– Можно спросить, почему вы остались в городе?
– Так я хотел в Россию выехать, только у меня там родственников нет, это надо свои деньги брать и ехать. Или вот в Днепропетровск можно выехать, в Харьков. Хочу сегодня уехать на Бердянск. Наверное, автобусы еще ходят.
– Скажите, власть организовала жителям Краматорска гуманитарный коридор для безопасного выезда? Вчера министр Аваков обещал, что коридор будет.
– Пока еще нет. Но люди едут сами по себе. Пропускают их, проверяют, правда, все, отпечатки пальцев снимают. У них есть такой прибор, может определить держал ли ты в руках оружие, есть ли следы пороха на пальцах. Если ж ты держал автомат, на руках по-любому останутся микрочастицы пороха, так что молодых мужчин проверяют...
– А по улицам Краматорска ходить можно? Если, например, нужно купить продуктов или воду принести?
– Ходят люди, но в любой момент мина может взорваться рядом с тобой. Ты в последнюю минуту услышишь, как она шипит. Хорошо, если в 100 метрах взорвется, а если рядом?
– У вас есть вода и продукты?
– Продукты пока есть в магазинах, дорога на Донецк и Константиновку открыта, подвозят. А воды неделю не было, повредили водопровод. Вот пока было перемирие, приезжали коммунальщики, трубы заварили, починили там, теперь вроде есть вода. А вчера утром приехали из газовой службы, по всему кварталу перекрыли газ – если, не дай Бог, мина зацепит газопровод, газ же загорится. И взорваться может.
– Как же вы еду будете готовить?
– Ну, у кого есть электрочайник, чайку согреют, 2-3 дня продержатся, а там газовщики посмотрят, будут ли нас дальше обстреливать.
– А террористы вас обстреливают?
– Да нет, это армия. Вот и самолет над городом пролетел, ракету выпустил в маршрутку, у ополченцев же самолетов нет.
– Вы видели как это было?
– Ну так это все в интернете есть, брат мой видел, говорит так... А сегодня ночью из «Града» стреляли.
– Как вы определили, что это была установка «Град»?
– Так минометы громко взрываются, а эти потише и побыстрее – ту-ту-ту-ту.
– Вы служили в армии?
– Ну конечно.
– Как вы оцениваете возобновление активной фазы АТО в регионе?
– Ну как, конечно, надо было и не начинать, они этим ничего не добьются.
– А чем, по-вашему, добьются?
– Если люди все восстали, надо им отойти вообще из Луганской и Донецкой области, и никто тогда не будет стрелять, оно само как-то все образуется.
– Вы кого больше боитесь – украинской армии или российских террористов?
– Да я не знаю, если «Правый сектор» сюда зайдет, он же всех тут положит.
– Так ведь нет «Правого сектора» в Краматорске? Может, вас обманывают с этим «Правым сектором», запугивают?
– Даже не знаю... Я вот вторую ночь спать не могу совсем. Вчера к сестре в поселок уехал, у нее подвал есть, пока стреляли, мы там час просидели. После трех ночи уже не стреляли. Легли мы спать, а я лежу и не могу заснуть – все думаю, что сейчас, в эту секунду, мина прилетит... Вот так...
В этом доме снарядом пробита стена
«Они сказали, что расстреливать нас не будут пока...»
По стечению обстоятельств, в редакции «Телеграфа» в настоящий момент работает журналист из Краматорска, которому пришлось уехать из города. Мы спросили Алексея, как он воспринял возобновление АТО на Донбассе.
– Леша, когда ты узнал, что возобновлена активная фаза АТО, какая была первая мысль?
– Подумал: слава Богу, что начали, надо же со всем этим заканчивать. Тут политики говорят, что там народ восстал. Какой народ? Кто там восстал? Чеченцы, осетины и русские? И бомжи местные? Кто восстал? Те, кто деньги себе не зарабатывал, жили на детское пособие своих же детей, вот они и восстали. Есть, правда, и нормальные вроде люди, риэлторы, предприниматели, но эти просто по идеологической линии двинулись – говорят, что строят русский мир.
– У тебя же в Краматорске квартира осталась, страшно же ее потерять?
– Страшно, а что делать?
– Кто-то из родственников в городе остался?
– Нет, моя семья вся выехала. Мама уехала к сестре.
– А ты почему уехал из Краматорска?
– Я не хотел жить в Донецкой республике (ДНР). Это когда ты уезжаешь из ДНР, то тебе кажется, что украинские военные, если им дадут приказ, за два дня всех там уничтожат. А когда ты внутри Донецкой республики живешь, ты каждый день видишь только террористов, ополченцев, казаков. Оттуда, изнутри, кажется, что украинцы ничего не смогут сделать, что это будет очень долгая, бесконечная война. Кроме того, там, в ДНР, начали похищать всех моих друзей, знакомых, которые в Евромайдане участвовали. Я к Евромайдану тоже был причастен, и они в принципе, знали мои проукраинские взгляды, и за мной тоже могли прийти. Я работал в газете в 50 шагах от исполкома. Они, ополченцы ДНР, каждый день к нам приходили с пистолетами, автоматами, в «балаклавах». Первый раз пришли, сказали, что не будут нас расстреливать пока, сказали, чтобы мы дали все страницы, которые готовим в печать. Мы отказать им не могли. Откажешь ты таким – и что дальше? Они потом начали приходить каждый день. Мы вроде и поговорили, договорились, что не будем друг другу нервы мотать. Но работать все равно стало невозможно. В печать мы газету возили в Донецк, ночью. Там знаете сколько блокпостов стоит? И машины они все любят. Так что водители часто отказывались ехать. По моему ощущению, журналистикой там теперь заниматься нельзя. Поэтому я уехал.
СОЦСЕТИ
Доброе утро #АТО!
Самый лучший способ узнать о том, что происходит в зоне АТО, это заглянуть в соцсеть Твиттер. Люди из Славянска, Краматорска, Луганска и других городов, где идет война, пишут о том, что видят собственными глазами. Краматорск @kramatorsk_ukr: Сирена в #Краматорск’е. Лупит очень сильно. У меня дом ходуном
Краматорск @kramatorsk_ukr: Над домом летят снаряды. Бьют куда-то в центр, в сторону исполкома. #Краматорск
Краматорск @kramatorsk_ukr: После обстрела центра #Краматорск’а есть раненые. О погибших пока что ничего не слышно
Sergey Gall @SergeyGall: #Славянск закидали крупным калибром. В одном из зданий района Артем разворотило подъезд дома. Есть убитые и раненые.
СЛАВЯНСК @Sloviansk: С меловых гор со стороны #Краматорск’а танки обстреливали #Карачун. После этого упала телевышка. #Славянск
Vitality @compplusplus: Разбудили взрывы в #Луганск’е и сирены скорых. Доброе утро #АТО!
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.У цьому сюжеті «Кременчуцький ТелеграфЪ» зібрав інтерв'ю з кременчуцькими бійцями і волонтерами, які своїми очима бачили жахи подій на Сході. Це розповіді про війну, на якій гинули наші захисники, щоб не допустити просування агресора.
Низький уклін всім бійцям. Слава героям! Герої не вмирають!