Стада оленей, дача Хрущёва и безлюдные пляжи: и все это – под боком у Кирилловки, куда многие приезжают за ленивым отдыхом «пузом кверху».
Кременчужане пачками едут в Кирилловку, но редко кто заглянет на «хвост» Федотовой косы. А зря. В каких-то 20 км – заповедная зона с километрами безлюдных песчаных пляжей, которые проведывают только олени и их парнокопытные родственники. И пляжи, где кроме птиц – никого.
Есть такое место, которое называют остров Бирючий – на самом деле это коса, которая в самом узком месте достигает нескольких десятков метров, но постепенно расширяется до 5 км. Эти 24 км песчаных дюн, зажатых между Азовским морем и Утлюкским лиманом, с «большой землей» соединяет только перешеек, который в сезон штормов полностью скрывается под водой. К Бирючему острову были неравнодушны многие высокопоставленные лица. Началось с Никиты Хрущёва, который превратил этот заповедник в «заповедно-охотничье» хозяйство. Специально для генсека на Бирючем построили дачу, но приехал на остров он всего лишь один раз. Но более роскошная постройка, соседствующая с хрущевской – президентская резиденция, построенная во времена Павла Лазаренко. Именно здесь проходила историческая встреча двух президентов, Леонида Кучмы и того самого.
Рядом с Бирючим граничит поселок. Это территория базы «Золотой берег», прописавшейся тут еще со времен СССР. Часть базы теперь оккупировали шикарные дорогущие коттеджи – они заняли первую береговую линию. В одном даже стоит телескоп – любоваться звездами. В высокий сезон пожить тут – около 1 тыс гривень с человека в сутки. Но стоит зайти в глубинку и тут нас ждет совковая ностальгия. Плакаты в стиле «с каждым днем все радостнее жить», убитые деревянные домики и удобства м/ж, которые лучше обходить берегом моря.
Стоимость – от 110 грн/чел в сутки, но есть и скромные домики с кондиционером от 200 грн/чел. Вся инфраструктура – столовая, где кормят за 150 грн в день, магазин с довольно высокими ценами и местный бар, где можно пропустить бокальчик пива. Но самое важное – красивый, просторный пляж. Он намного комфортнее, чем в Кирилловке или Степке. Хотя водорослей было столько же, сколько и везде. Минус – никаких тебе креветок, чебуреков и минералки, разносимых по пляжу: нужно идти в магазин минут пять.
Это за 110 грн/чел в сутки.
А это – за 1 тыс грн.
Территория заповедника – огромная. На ней живут стада оленей, муфлонов, куланов, ланей, – только ланей более двух тысяч.
А еще здесь множество зайцев, лис, фазанов, енотовидных собак. Их можно запросто повстречать во время прогулки. Из последнего поселка сюда устраивают экскурсии для автомобилистов. Каждый день в 18.00 целая колонна собирается в поселке и отправляется на «сафари» – смотреть зверушек в заповеднике. Вечер – оптимальный вариант, ведь звери выходят на водопой. Такая прогулка длится около 1,5 часа, заезжают вглубь острова на 18 км. Стоимость – 70 грн для взрослых и 40 грн для детей.
Забор, заграждающий вход в заповедник. Ну, такое – сбоку его нет вообще.
Но мы же пешеходы из Кирилловки. Внаглую берегом моря переступаем через забор – он здесь условен и давно повален, и идем в степь. Охраны нет. Выгуливают собак, стоит пара палаток – из заповедной зоны никто не выселяет. Ну, и, наконец-то, пройти еще дальше и – просторные безлюдные пляжи! По одну сторону – шумит море, по другую – тихий-тихий лиман с какими-то кусючими гадами. Тени – ноль. Днем – адское пекло. Из растительности – одни камыши с комарами, которые тебя готовы сожрать даже днем. Но мы не сдавались. О том, что парнокопытных здесь действительно больше чем людей, говорило все. Нужно смотреть под ноги, чтобы не вступить в следы животных. Отпечатков копыт тоже навалом. На вылазку в степь отправились около 17.00, переждав солнцепек у моря. Встретили табличку «Гнилые озера». Минут 10 ходу – и целое стадо перебегает тебе дорогу. Мы насчитали около 15 самцов и еще несколько самочек, замыкавших колонну. Они даже остановились, рассмотреть, кто там ползет к ним в степи. Еще минут 20 – другое стадо бежит на водопой. От места, где обитают животные, до поселка – около 1,5 ч ходу. Если останавливаться на границе с заповедником, то можно устраивать «в мире животных» каждый вечер.
Каждый вечер колонна авто отправляется смотреть зверушек в заповеднике.
Наш пеший вариант, конечно, интересен, только так не увидишь очень многих любопытных вещей. Например, Бирючий маяк или дачу Хрущева: они находятся далековато от базы «Золотой берег». Есть вариант выбраться на Бирючий катером из Геническа, тогда попадаешь на другую часть косы. Когда-то здесь была очень развита рыболовная промышленность: работали сразу два рыбзавода. Еще 70-е годы прошлого века на Бирючем был рыбацкий поселок со своей школой и магазином. Но во время наводнения его затопило, а восстанавливать не стали. Сейчас на Бирючем есть отдельные постройки, живут на заповедном острове егеря. На остров завезли коров, есть пасеки. Туристов тоже пускают – можно договариваться с руководством парка, которое базируется в Геническе, и отправляться туда пожить. Есть даже организованные экскурсии на 3–4 дня, например, из Киева. Тогда будет возможность прогуляться по местному лесу, повстречать больше животных и пообедать в столовой Хрущева – туристы пишут, что она до сих пор украшена большим количеством оленьих рогов, из них сделаны даже люстры.
Честно, из Кирилловки сюда ехать на день – бессмысленное предприятие. Это нужно доехать до Степка (минут 15), дальше ловить попутку до базы «Золотой берег» – до нее еще 10 км, или тащиться по солнцепеку 2 часа берегом моря. А когда окажешься в заповеднике, то днем – ты единственный олень, который скачет по Бирючему. Остальные звери выходят часам к 17-ти на водопой, но ты уже быстро скачешь обратно, чтобы успеть на последнюю маршрутку около 21.30. Но если заночевать с палаткой на берегу моря – будет просто огонь. Многие так и делают: вся коса, ведущая к Бирючему – сплошные палаточные городки. Или остановиться на территории «Золотого берега» – в унынии совка, или в модных апартаментах. За 150 грн прямо на эту базу можно уехать из Запорожья.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.