Где в Кременчуге людей расстреливали тысячами

19.11.2017, 09:09 Переглядів: 7 012

Люди, которые сами копали себе могилы, дети, спасавшие заживо погребенных, и дома, район, который возводили на месте огромного кладбища: трагическая история Песчаной горы. Памятный знак жертвам Холокоста. Он появился здесь совсем недавно – в 2014 году.
- Раньше на этом месте был гранитный камень. И многие спрашивали, почему он там стоит, - рассказывает Евгения Бакк. – Это одно из тех мест, где проходили массовые расстрелы. Когда в советское время началось строительство домов, стали рыть экскаватором землю. И ковшом черпали человеческие кости. По сути, этот район – массовое кладбище.

В прошедшее воскресенье кременчужане вновь отправились на историческую экскурсию по городу, организованную краеведом Евгением Бергером. В этот раз открывали для себя трагические страницы истории Песчаной горы. Именно здесь во время немецкой оккупации проходили массовые расстрелы. За это время выбили почти все еврейское население города…


До Второй мировой войны 40% населения города составляли евреи. До прихода немцев в город часть еврейского населения Кременчуга успела эвакуироваться. Но были и те, кто остался: «немцы – цивилизованная нация, их нечего бояться», - полагала оставшаяся семья Бейгусов, которую впоследствии расстреляли.


В первые же дни оккупации нацисты издали приказ, согласно которому евреи должны были регистрироваться и носить желтую звезду-нашивку – «Маген Давид», чтобы отличаться от другого населения города.


- Немцы сразу стали выявлять евреев, - рассказывает Евгений Бергер. – Везде были развешаны объявления подобного содержания: кто будет содействовать евреям, и он, и его семья будут расстреляны. И многие люди боялись, хотя были и те, кто, несмотря на эту угрозу, помогал. Затем нацисты собрали евреев в бараки поселка Ново-Ивановка. Сначала людям сказали, что их якобы вывезут в Палестину. Но вместо этого у них забрали все ценности, золото. Положение пленных было ужасающим. В день давали по 200 граммов хлеба и миску баланды. Умирали по 70-100 человек. А потом людей заставили рыть рвы глубиной 5-6 метров.


– Им объясняли, что это будут противотанковые рвы, - говорит Евгения Бакк, председатель Благотворительного фонда «Марш Життя», основавшего в городе музей Холокоста. – А когда они их вырыли, начались массовые расстрелы – они проходили осенью 41 года. 28 октября в один день расстреляли 3 тысячи человек. Одновременно расстреливали по 20-25 человек и сбрасывали в эти ямы. Пересыпали тела землей, а затем сбрасывали туда следующих.


«Из-под земли раздавались стоны»

- Когда в 43-м году проводили вскрытие этих ям, обнаружили людей без травматического поражения: то есть их сбросили туда живыми. Очевидцы говорят, что земля просто шевелилась и по нескольку дней из этих могил доносились стоны. Но немцы их охраняли и подойти, чтобы спасти людей, было невозможно. Хотя в районе водоканала были такие могилы, из которых все таки удалось спасти людей. Взрослое население туда не подпускали, но на маленьких детей не обращали внимания. И именно они ночью своими детскими пальчиками вырывали могилы. И часть людей так удалось спасти – в Кременчуг даже приезжала выжившая женщина.


К лету 42 года было уничтожено практически все еврейское население города. Как говорит Евгений Бергер, кроме евреев, на этой горе расстреляли подпольщиков и попавших в плен матросов Днепровской флотилии. Другая история, которую рассказывают о Песчаной горе – ее население в большинстве во время оккупации было полицаями, участвующими в массовых расстрелах. После войны многие отбывали наказание.

 

Праведники Мира

Так теперь называют тех, кто, несмотря на угрозу смерти, во время немецкой оккупации помогали евреям спастись. Официально в этот список вошли 14 человек, помогавшие евреям Кременчуга. Так, Анна Кириченко поддерживала военнопленного-еврея едой и зимней одеждой, а в апреле 1942-го помогла ему бежать из лагеря, спрятала у себя дома, а потом связала с подпольной группой, действовавшей в Кременчуге. 

 

 

Кременчугский «Филатов»

В Кременчуге жил врач-офтальмолог Мексон, который по своему мастерству не уступал известному окулисту Филатову: мог делать уникальные операции по пересадке роговицы глаза.


– Если к светиле приезжал кто-то из Кременчуга, он говорил: «Почему ко мне приехали? У вас есть Мексон, он мне ничем не уступает», - рассказывает Евгений Бергер. Немцы не стали трогать еврейского доктора во время массовых расстрелов. Но его все равно постигла трагическая участь в марте 42 года при смене немецкого руководства.

 

Кременчуг во время немецкой оккупации

 

 

Массовое захоронение на горе

 

Языком цифр

  • 100 тыс. человек проживало в Кременчуге до 1941 года
  • 18 тыс. человек находилось в нем после освобождения, в 43-м году
  • 30 тыс. человек захоронено в районе стадиона «Политехник», возле территории бывшего шталага 346 А. Там были обнаружены 11 ям-могил.
  • 20 тыс. человек из них 5 тыс – ( военнопленные, остальные – гражданские) захоронено на территории Песчаной горы, за мясокомбинатом. Обнаружено 36 ям-могил.
  • 12 тысяч человек захоронено на территории нынешнего кременчугского артиллерийского полка, где раньше был шталаг 346 Б. Обнаружено 5 ям-могил.
  • 6 тыс человек захоронено на месте расположения еврейского гетто – район ул. Киевской.

 

в тему

Еврейские истории

(из материалов Бориса Бабилуа «Евреи в истории Кременчуга»)

Назначенный немцами бургомистром Кременчуга Синица-Верховский пытался спасти евреев от уничтожения. В отчетах немецкой полевой комендатуры указывалось, что он выдавал евреям фиктивные справки об «арийском происхождении» и «заставлял протоиерея Романовского крестить указанных им евреев и давать им христианские имена». Вскоре после ареста в ноябре 1941-го он был казнен.


Сергей Нагач:

– Когда немцы вошли в город, наша семья жила на ул. Переяславской,113. В конце сентября и в начале октября 1941 года по направлению Песчаной горы, в поселок Ново-Ивановку шли толпы еврейских женщин с детьми и пожилых людей. В один из тех дней к нам в дом зашла знакомая нашей семьи еврейка Люся с 13-летним сыном Изей и грудным младенцем на руках. Она сказала, что пришла попрощаться с нами. Всех евреев немцы собирают в Ново-Ивановке. Наверное, нас скоро расстреляют. Попрощавшись, она ушла на Песчаную гору, где и погибла вместе с детьми.


Елена Брандербург:

– 27 сентября 1941 года по городу был оглашен приказ о том, что все евреи должны покинуть свои жилища и явиться в специально отведенные бараки в пос. Ново-Ивановка. У них там отбирали вещи, документы. Прежние их квартиры полицаи разграбили. В бараках, где разместили евреев, не было окон, готовить пищу не разрешалось, бараки не отапливались.

 

Валентина Страх:
– После того как евреи были собраны в худые бараки поселка Ново-Ивановка, ко мне оттуда пришел знакомый еврей по фамилии Каневский, бывший рабочий махорочной фабрики. Он убежал оттуда из-под охраны полиции, там охраняли их, чтобы они не разбежались. Каневский рассказал мне обо всех ужасах, о том, как немцы содержали евреев в бараках. Им приходится жить в холоде и грязи, немцы под конвоем ежедневно гоняют евреев на тяжелые физические работы, питания не дают и постоянно избивают. Он стал просить меня дать ему несколько картофелин. Я ему дала картошки и хлеба, а когда он стал уходить, то во дворе встретил немца, который сильно ударил его кулаком в лицо и строго крикнул: «Иди туда, куда тебя направили, а то расстреляю!»

Автор: Виктория МУДРАЯ
Якщо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити про це редакцію.

Інформація

Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.
Будь-ласка, ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ.
Ознайомтесь із правилами коментування.


Свіжий випуск (№ 32 від 8 серпня 2024)

Для дому і сім'ї

Читати номер

Для дому і сім'ї - програма телепередач

Читати номер

Приватна газета

Читати номер
Попередні випуски
Вверх