Сегодня в Кременчуг приезжал кандидат в президенты Сергей Тарута. Он – народный депутат, промышленник. Один из богатейших украинцев, регулярно фигурирует в списках богатейших украинцев по версии Форбс/Украина. В 2014-м очень недолго служил губернатором Донецкой области, был снят с поста президентом.
Война на Донбассе создала серьезные проблемы для бизнеса Таруты. После этого он пошел в политику – в 2014-м прошел в парламент как самовыдвиженец. Кандидатом в президенты Таруту выдвинула партия «Основа», которую он же создал.
Тарута приезжал в Кременчуг осенью 2018-го, встречался с промышленниками. На сегодняшней встрече этих промышленников (Приходько, Яворский, Матицын, Лукацкий) не было.
Но в зале присутствовало руководство «Кременчуггаза».
Глава правления ЧАО "Кременчуггаз" Оксененко (справа)
Главный инженер "Кременчуггаз" Грабовский (в центре)
Встреча состоялась в актовом зале Кременчугского педагогического колледжа. Зал был полон. «ТелеграфЪ» походил, поспрашивал: «Вы из «Кременчуггаза»?». И в разных углах зала разные люди ответили нам: да, из «Кременчуггаза». Это дает основания полагать, что руководство предприятия, особо не заморачиваясь, привезло и загрузило в зал работников.
Кандидат общался с залом легко, отвечал на вопросы, часто пил воду и с удовольствием рассказывал, что свою трудовую карьеру начал в 7 лет на родительском огороде в 20 соток.
Рука кандидата уверенно держит стакан с водой
– Осенью 2018-го вы встречались с крупными кременчугскими промышленниками – Приходько, Яворским, Матицыным, Лукацким. Они поддерживают вас в этой президентской компании?
– Да, осенью мы с ними говорили о промышленности, о политике и о том, что у нас не осталось времени на эксперименты. Они меня знают по работе, знают историю успеха, и я им говорил: давайте, присоединяйтесь, будем работать, чтобы поменять страну. Как они сейчас, с кем будут работать, не знаю, хотелось, чтобы с «Основой», но они не входят в команду «Основы».
– Вы будете с ними сегодня встречаться в Кременчуге?
– Нет, мы не успеваем, едем в Полтаву.
– Став президентом, кого бы вы выдвинули на посты премьера и главы Нацбанка?
– В отношении главы Нацбанка, я бы просил утвердить Шлапака – он один из самых грамотных специалистов, думаю, он бы справился с сегодняшним кризисом. В отношении премьера – тут кандидатур немало, 4-5, возможно, вы их не знаете, но это уникальные директора, которые доказали свою способность работать в кризисных условиях. Это и Попов (председатель правления ПАО «ФЕД», ред), и Гриневецкий (экс-губернатор Одесской области, ред.). Я могу назвать и других, но ведь сейчас же власть начнет их рвать на клочки.
– Вы критикуете президента Порошенко за то, что он возглавил коррупцию. Но благодаря тому, что Порошенко возглавил коррупцию, в Украине действует беспрецедентная по наглости формула «Роттердам+», благодаря которой компания вашего партнера Ахметова ДТЕК получает огромные деньги, а мы получаем огромные платежки...
– Ахметов мне не партнер, он конкурент! У меня не было сырья, а у него сырье было, но мне приходилось привозить сырье из Бразилии, чтобы снизить стоимость продукции. Потому что тогда был сговор между украинскими и российскими корпорациями, они завышали цену на сырье, и цена на продукцию в результате была неконкурентной. Поэтому Ахметов мне конкурент. Что же касается «Роттердам+», то формулу формирует не какая-то компания, например, ДТЕК, а президент – потому что в НКРЭКУ, которая эту формулу утвердила, сидит команда президента, там его квоты.
– Что вы сделаете с «Роттердам+» в случае победы? Она будет работать и дальше или возможны варианты?
– Конечно же её нужно менять! Должен появиться рынок, на нем должны работать десятки тысяч компаний, а не только ДТЕК, и это задача государства сделать так, чтобы на этом рынке не было монополии одного производителя. Рынок должен быть, тогда не получится навязать формулу «Роттердам+».
– Я правильно поняла: с вашей точки зрения, Кабмин или НКРЭКУ не могут устанавливать цену и называть её потом рыночной?
– Конечно нет! Цену должен диктовать рынок, а не Кабмин!
– Сергей Алексеевич, а давайте решим практическую задачку по Кременчугу? Ваше доверенное лицо в нашем городе – Оксененко, глава правления «Кременчуггаз». К этой компании у кременчугских потребителей немало претензий, среди них – газовые долги Яценюка, которые «Кременчуггаз» заставил выплачивать потребителей. «ТелеграфЪ» тогда спросил Оксененко, почему компания не судится с Кабмином, по вине которого возникли эти долги? Оксененко ответил: вы знаете, в какой стране вы живете?
– Горгазы сегодня заложники абсолютно дикой экономической ситуации в стране! Если они не будут выполнять предписания, по ним откроют уголовные дела! Нужно, чтобы горгазы брали только за услугу, поставщиков газа должно быть очень много, чтобы потребитель мог выбирать. У человека должен быть выбор!
– А давайте вернемся к кременчугской задачке. Так в вашей стране горгазы снова будут выставлять потребителям счета за долги Яценюка или теперь уже Гройсмана, или пойдут судиться с Кабмином?
– В моей стране никогда не будет глупых решений правительства, которые приводят к ухудшению жизни людей, понимаете?! Что касается судов, так я в свое время судился – это при Ющенко было.
– Вы декларируете борьбу с коррупцией. Но в Украине и политику, и политиков делают олигархи. Как вы отделите правительство и политику от олигархов?
– Смотрите, первое – это изменить избирательный закон, убрать мажоритарку, как источник подкупа и влияния и начнется очищение власти.
– Даже если вы уберете мажоритарку, останутся партии, а они на содержании у олигархов, разве нет?
– Ну не все же, основные да, на содержании, но с этим нужно бороться.
– Как?
– Я же сказал, изменить избирательное законодательство, запретить политическую рекламу. Олигархи ведь работают через телевизор – им принадлежат телеканалы, оттуда они и вещают, а народ верит в чудо. Верит, что из телевизора выскочит такое чудо и сделает страну счастливой! Или второе чудо наколет всех на вилы и всем сразу полегчает! В Германии политическая реклама запрещена, только дебаты – пожалуйста, выходите, боритесь интеллектом!
– Вы готовы предоставить Донбассу статус автономии?
– Нет, ни при каких условиях! Я предлагаю сейчас, и предлагал это в 2014-м ещё Яценюку, передать как можно больше полномочий на места. Действовать по принципу Польши, как они сделали, у них очень много полномочий имеют местные громады. И наши бы имели в таком случае намного больше полномочий, чем федеративные субъекты в России.
– По вашей версии местные громады могут получить право на проведение местных референдумов по поводу изменения формы государственного устройства или государственных границ?
– Нет! Мы – унитарное государство, и никто на местном уровне не может решать, что они вдруг захотели перелететь со своей громадой в Америку или ещё куда. Для этого должен работать институт префектов, которые обязаны следить, чтобы местная власть не заплывала за буйки.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.31 березня 2019 року відбудеться голосування на чергових виборах Президента України. Центральна виборча комісія зареєструвала рекордну кількість кандидатів – 44. Кожен з них вніс грошову заставу у розмірі 2,5 млн грн, котра повернеться лише тому, хто переможе на виборах, чи вийде до другого туру.
Офіційні результати першого туру мають оголосити до 10 квітня. Якщо жоден з кандидатів не набере абсолютну більшість голосів громадян, які взяли участь у голосуванні (50% + 1 голос), буде оголошений другий тур, який відбудеться 21 квітня. Публікація його результатів – до 4 травня.
До 3 червня 2019 року новообраний президент має вступити у повноваження із складенням присяги на урочистому засіданні Верховної Ради України.
Важливі матеріали: