«Это заколдованное место!». В начале сентября издательский дом «Приватная газета», в который входит и «ТелеграфЪ», традиционно всей «бандой» выезжает на пару деньков в Крым - поваляться на морском берегу.
Излюбленным местом отдыха «телеграфистов» стала бухта Ласпи - каждый год мы останавливаемся в лагере российских моряков, где за 60 грн в сутки можно насладиться удивительным горным пейзажем и чистым морем. Но так как в этом году нам исполнилось 13 лет - дата, сами понимаете, интересная - отметить захотелось как-нибудь нестандартно. Поэтому, вместо того, чтобы понежиться на берегу на солнышке, нас «понесло» по горам. Взялись покорять гору Ильяс-Кая, высотой около 700 метров, где находится загадочный крымский «стоунхендж».
А это «ТелеграфЪ» на её вершине – 681 метр над уровнем моря
Тропа, по которой можно подняться на гору Ильяс-Кая, начинается прямо от остановки «Ласпи» – мимо не пройдешь. Груды мусора говорят, что «руссо туристо» ни один раз был здесь. Идти по тропе совсем не сложно – лес как лес, временами приходится пыхтеть на подъемах. Минут через 10-15 встречаем бетонный резервуар, из него торчит ржавая, на вид канализационная, труба. Боялись, что оттуда капают какие-то стоки, попробовали на свой страх и риск – отличная родниковая вода. Туристы частенько «затариваются» ею перед подъемом.
Так выглядит гора Ильяс-Кая с берега
Пока мы продирались лесом, на дежурном телефоне «Телеграфа» раздался звонок. Уважаемая Татьяна Ивановна с ул. Чкалова! Да, вы позвонили именно тогда, когда «телеграфисты», и в частности журналист Татьяна Донченко, которая разговаривала с вами по телефону, карабкались по тропинке в гору. Но, кстати сказать, это не помешало дать исчерпывающую консультацию по поводу бордюров на вашей улице. Так что от работы не убежишь – достанет даже на высокой крымской горе.
В лесу мы оказались не одиноки – мимо нас сновали товарищи с походными рюкзаками. И все обязательно здоровались и улыбались, такой уж порядок в горах. Причем улыбались искренне и открыто, хотя видели друг друга в первый и в последний раз.
Крымский «стоунхендж». Вид сверху.
Эта «мусорка» – «сердце» крымского «стоунхенджа», самый главный камень. Считается, что раньше здесь устраивали жертвоприношения. Сейчас в дар «стоунхенджу» туристы оставляют всякую всячину: тут вам и чеснок, и золотая цепочка.
У края тропинки нашли потерянные кем-то солнечные очки. Мы их примерили «по кругу» и прихватили с собой – прихватили, а не «прихватизировали», с мыслью, а вдруг по дороге встретим их хозяина. И он нашелся уже за поворотом – молодая пара была так увлечена фотосессией на деревьях, что и не заметила пропажи.
Идти пришлось часа полтора – почти у самой вершины «встретили» двух деревянных идолов, а от них уже рукой подать до самих скал. По какой тропе карабкаться, чтобы выползти наверх, было непонятно, пришлось затормозить. На помощь пришла пара, стоявшая неподалеку. Оказалось, что Андрей и Ирина, так звали наших новых знакомых, частные экскурсоводы. Они изучают новые, малоизвестные тропы и показывают их туристам. Еще они снимают фильмы – Андрей как раз стоял с видеокамерой. А на Ильяс-Кая есть что снимать – когда мы вышли из лесу, перед нами открылся обалденный вид: море, горы, зеленые долины, озеро и странный ряд огромных камней, стоящих по кругу:
– Их называют «крымский стоунхендж». Говорят, что это мистическое место, – поделился с нами Андрей. – По легенде, тут древние тавры, у которых было поселение на горе Ильяс-Кая, устраивали жертвоприношения. Они были ужасные варвары – ловили людей, которые терпели кораблекрушение, приводили их сюда, отрубали головы и скидывали тела с горы.
Несмотря на жуткие легенды, это место все же считают положительным. Андрей говорит, что этим «стоунхенджем» заинтересовались ученые, обнаружили даже его связь с космосом. Есть версия о том, что сами горы в этих местах полые.
– Перед горой был храм Хаспиа, и там мы видели огромный срез, метров 20. Заглядываешь внутрь, а там будто глубокий колодец. Сфотографировали в прошлом году Ирину на его фоне. А в этом году я точно нашел это место, но самой шахты уже нет, земля ровная. Короче, странные вещи у нас тут происходят. Если ночью увидите космические сны, будете знать, что место заколдованное! – говорит экскурсовод.
Когда-то на горе и под горой были различные древние поселения. А само название - Ильяс-Кая - связано с храмом Святого Ильи, остатки которого можно найти в лесу.
Пока наши экскурсоводы были заняты съёмками, у нас объявился еще один попутчик, который вызвался провести нас на вершину коротким путем – в горах люди завязывают знакомства легко и быстро. Короткая дорога Валерия, мастера спорта по легкой атлетике, оказалась почти вертикальным подъёмом. Честно – было жутковато, карабкаться пришлось на своих четырех. Неверно поставишь ногу – «улетишь» в обрыв метров так на десять. В последствии оказалось, что Валера пощадил наши нервы – уже на обратной дороге, когда мы спустились с горы, он рассказал, что в прошлом году с подъема сорвался и погиб инструктор... Нам повезло, что «короткая дорога» мастера спорта длилась не долго и мы наконец оказались на самой вершине – 681 м над уровнем моря. Карабкаться к краю тоже пришлось «на четырех» – на вершине такой ветер, что кажется, словно тебя вот-вот и снесет. Зато красотищу пером уж точно не описать – увидеть ее можно и на фото, но лучше съездить и посмотреть собственными глазами.
Позагорать можно не только на бережку – горы для этого
тоже подходят
Вершина отмечена альпинистами – там вбиты колышки. Неподалеку возвышаются каменные пирамидки – творение человеческих рук.
Спустившись с гор, отправились к «крымскому стоунхенджу». Наш попутчик пообещал нам, что там мы сможем пообедать. Когда вскарабкались к «стоунхенджу», поняли, что это была шутка – тут туристы «устраивают жертвоприношения». Каждый оставляет то, что есть: шишки, кольца, цепочки, иконки, чеснок... Мы тоже внесли свою лепту в виде нескольких кусочков шоколада.
Дальше можно забраться еще на одну вершину, чуть пониже главного пика. Побывав там, мы убедились, что в горах не одиноки – об этом красноречиво говорили козьи «шарики». Как пошутил знакомый таксист, один дед не кормил своих коз, они обиделись и ушли жить в горы:)
С вершины Ильяс-Кая просматриваются и соседние горы, и местное озеро, и даже правительственная дача. Люди говорят, что попасть туда можно только по спецпропускам, даже для некоторых шишек вход закрыт. А еще сетуют, что из-за олигархов и так труднодоступные берега стали совсем не доступными – все перекрыто. Кстати, отсюда открывается вид и на самую южную точку Крыма – мыс Сарыч.
Редакция газеты «ТелеграфЪ»