Кременчужане побывали на ретроконцерте – в нашем городе выступили солисты легендарных «Верасов», семейная пара Ядвига Поплавская и Александр Тиханович. С собой привезли знаменитую «Малиновку» и ту самую песню, которая в Советском Союзе вызвала демографический взрыв…
«У меня сестренки нет, у меня братишки нет» – припев, хорошо знакомый многим с пеленок или юношеских лет, в прошлую пятницу вдруг зазвучал в стенах кременчугского ГДК. Исполняли его Ядвига Поплавская и Александр Тиханович – солисты тех самых белорусских «Верасов», которых знал каждый житель СССР. Песня «Я у бабушки живу» в свое время вызвала демографический взрыв. Это отметили даже в Минздраве СССР: в благодарственном письме выразили признательность всем причастным к ее созданию, ведь песня «сделала гораздо больше, чем все лекции о проблеме деторождения в нашей стране».
– Прошло 2–3 года. Возле сцены появлялись мальчики, девочки, папы, мамы с цветочками. Они подходили и благодарили. Говорили, что после этой песни их ребенок появился на свет, – вспоминал на кременчугской сцене Александр Тиханович. – И я стою на сцене, такой гордый, с гитарой, и думаю: «Вот спел я песню и сразу все появились на свет». А потом и взрослые люди стали иногда подходить, говорить, что живут на прекрасной земле именно благодаря ей, этой песне.
Зрителей собрался полный зал – частично заняли даже балкон. На ретроконцерт пришли в основном те, кто полюбил песни «Верасов» еще с молодости. Все было так же мило, как в те уже далекие годы. Даже имидж артистов с годами не изменился. Только бородач-гитарист в рваных джинсах и красной бейсболке напоминал, что это не «Голубой огонек» 80-х.
Самую известную свою песню – песню «Малиновка», артисты приготовили кременчужанам «на закуску». Пели ее в тот вечер два раза: первый раз Александр и Ядвига, а второй раз кременчужанам пришлось справляться самим – артисты им лишь немного помогали. И, конечно, не обошлось без знаменитой свистульки, выдающей «коронные» трели.
– А вот она, кормилица наша, – показывает нам ее поближе после концерта Александр. – Раньше-то у них была совсем другая «трель» – детская игрушка, которая выдавала звуки, лишь когда в нее заливали воду. От того брызги разлетались в разные стороны и портили макияж. – А вот диск, на котором наша «Малиновка» записана в совместном исполнении с американцами. Они сами вышли на нас, попросили отослать фонограмму. И сделали свой вариант. В третьем куплете услышите – изумительно!
– Сегодня были и новые песни – у вас их много накопилось?
Александр: Да полно! «Морской прибой», «Счастливый случай» – это же не «верасовские» песни, а наши с Ядей. Вот, в этом году диск выпустили – в нем семь новых песен.
Ядвига: Но на концертах, конечно, исполняем и новый репертуар, и старый. Люди хотят слышать знакомые им с молодости песни, которые они так полюбили.
Усы – только для «Песняров» и грузин
– Если вспомнить о том уже далеком советском времени, ваш коллектив часто сталкивался с цензурой?
Александр: Пожалуй, столкнулись только один раз. В газете «Правда» было объявлено, что 31 декабря в «Голубом огоньке» вы встретитесь с любимыми артистами – и напечатаны наше фото и Софии Ротару. Ждем, а нас в передаче нет. Утром первого числа звоним музыкальному редактору – в чем дело? А она говорит, что на последнем просмотре перед выходом в эфир запись смотрел сам Лапин – председатель гостелерадио СССР. И позади нас бликнул свет, образовав шестиконечную звезду. Из-за этого взяли и вырезали все выступление. Еще как-то снимались в «Голубом огоньке», посвященном 8 Марта. Мы исполняли «Мы вам честно сказать хотим» и я пел соло. И мне велели сбрить усы, потому что Лапин сказал, что их могут носить только «Песняры» и грузины. И я сбрил. Но сказал себе, что больше никогда сбривать не буду – да никто потом и не заставлял.
Ядвига: Да, были перегибы, но с высоты нынешнего времени понимаешь, что многое было абсолютно верно. Сейчас такие тексты пошли, что их даже нельзя детям слушать. Как-то были с внуком в детском лагере, а там малыши утром перед завтраком зарядку делали под песню «Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже»… Ну угореть! Зачем это нужно?
Александр: Раньше артисты проходили через всесоюзные конкурсы, а все программы принимались художественными советами, куда входили профессионалы. А если нужно было сделать запись для пластинки, то мы привозили свои произведения на суд корифеев.
Ядвига: А во время записи всегда присутствовал музредактор, он давал подсказки. Был уровень, и все старались к нему тянуться.
Александр: Как-то мы записывались в студии в тот же день, что и Анна Герман с «Эхом любви», и София Ротару. И видели, что им тоже делали замечания. И какими бы они ни были звездами, они их принимали.
Ядвига: Да какие у нас в советское время были звезды. У нас такого понятия не было. Это были популярные артисты.
– И сколько зарабатывал популярный артист? Явно меньше, чем нынешние звезды…
Ядвига: Больше двух окладов получать было нельзя. У нас были двойные ставки и мы зарабатывали около 320 рублей – это утверждалось на уровне Министерства культуры СССР. Все остальное шло филармонии. Дело в том, что тогда эстрада практически кормила камерные, симфонические оркестры и хоры.
Александр и Ядвига вместе уже 40 лет. Их семейная пара родилась именно благодаря «Верасам». В начале 70-х годов при Белорусской государственной филармонии был создан ансамбль «Верасы». Причем поначалу это был исключительно девичий коллектив. Все участницы – студентки консерватории. А через пару лет решили привлечь в коллектив и парней. Среди них был и Александр Тиханович. Вскоре Александр и Ядвига стали парой. Их дочь, Настя, тоже в шоу-бизнесе – она и известная белорусская певица, и музыкальный продюсер. А ее сын, Иван, увлекся хоровым пением и хоккеем.
В тему
Куда делись «Верасы»?
Сейчас в Беларуси тоже есть свои «Верасы». С совершенно новым составом – молодые ребята перепевают известные песни. А что сталось с прежним коллективом «Верасов»?
– В 86-м году мы ушли из этой команды, – говорит Александр. Попали в оркестр под управлением Михаила Финберга, затем возникла наша группа «Счастливый случай». А в «Верасах» еще какое-то время ребята оставались, работали, но одни уходили, другие приходили… А в 2007 году появился коллектив «Верасы‑2007», затем 2007 куда-то пропали. Молодые ребята перепевают старые песни. С бывшими «Верасами» мы собирались два раза. Пели попурри, что вызвало восторг у зрителей. Но прошло время – гитарист умер, трубач умер, не стало еще одного барабанщика… Люди уходят из жизни… У нас был отличный, сплоченный коллектив – мы все дружили. И мы счастливы, что у нас когда-то была такая возможность проявить себя в «Верасах».
Тиханович – экс-«начальник» белорусского Евровидения
Александр и Ядвига в 1988-м году создали Театр песни, который со временем стал продюсерским центром. Через руки семейной пары прошли многие молодые белорусские музыканты. Например, «Ляпис» делал свою первую запись при их участи. А еще долгие годы Александр Тиханович был «двигателем» Евровидения в Беларуси. Сперва занимался отбором участников, а затем возглавил жюри «Еврофеста». В 2015 году в сети даже появился нашумевший ролик с Тихановичем в смирительной рубашке, призывающий подавать анкеты на конкурсный отбор. Правда, его быстро удалили, объяснив, что это такой пиар-ход. На Евровидении Тиханович, например, помогал Колдуну. И сдружился с Киркоровым, о котором отзывается как о большом профессионале. Филипп иногда гостит у семейной пары в Минске.
Крупными музыкальными проектами занимается и дочь семейной четы:
– Наша дочь создала телепроект, подобный «Фабрике звезд» – «Звездный дилижанс», который шел у нас 8 месяцев, – рассказывает Александр Тиханович. – За это время многие артисты смогли дать молодым исполнителям мастер-классы. И из 15 участников семеро стали профессиональными артистами. Я думаю, что это огромный успех.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.