Командование пошло «Телеграфу» навстречу и согласилось принять новичка в ряды украинской армии. В военной части мне оказали теплый и радушный прием. Хваленая галантность офицеров оправдала себя на все сто. Обмундировали по полной программе: вся болотно-пятнистая, в новой камуфлированной форме, рано утром в понедельник я красовалась возле военного штаба. Спотыкаясь и топая тяжеленными берцами (это в армии обувь такая), я гордо направилась в казарму. Солдатский день начинается рано – в шесть утра. В постели особо не понежишься. Страшная история о том, что одеться нужно успеть пока горит спичка, оказалась мифом из прошлого. На это отводится 10 минут (я за это время кое-как успела намотать только одни портянки). Появление с утра пораньше в казарме непонятного субъекта женского рода (то есть меня) солдат, конечно, удивило, но из колеи не выбило. После подъема сонный, еще не проснувшийся народ, дружным строем гонят на утреннюю пробежку и на спортплощадку. После 50-минутного физкультпривета отводится время для того, чтобы привести себя в порядок.
Наверное, самое приятное в армии – это время завтрака обеда и ужина. В том, что в нашей части кормят хорошо, убеждаюсь на собственном опыте. То же самое в один голос твердят и солдаты, и офицеры. Солдатский рацион рассчитывается по калориям. Мне досталась пшеничная каша, несколько больших кусков отварного мяса. Оказалось сытно и вкусно. Соль, перец – по вкусу. Помидоры, огурцы, перец – все из местной теплицы. Свежие овощи здесь круглый год. За 40 минут должны успеть поесть около ста человек. Получается что-то вроде конвейера – подождал, подошел, получил порцию, поел – уступи место следующему. Офицеры говорят, что это лучше, чем бочковая система. Это когда из бочек, стоящих на столе, каждый накладывает сам. Кто-то может остаться с носом.
Разводом в армии называют построение на плацу. Утром там выстраиваются все – срочники, контрактники, офицеры, начальство. От развода освобождены только те, кто несет наряд.
Стать в строй я не рискнула – не хотелось позорить украинскую армию. Построение смотрится красиво и зрелищно. На плацу по команде 'смирно' выстраиваются все взводы. Командиры выходят из строя и рапортуют перед командиром части. Взвод, получив от начальства задание на день, отдает честь и уходит на выполнение задания. Когда начальство проходило мимо меня, я тоже попыталась отдать честь. С первого раза не получилось – подняла не ту руку (еще с детства были проблемы с 'право-лево').
После развода я отправилась учиться военным премудростям. Мне повезло. Именно в эти выходные военная часть получила новую технику и мы, сев в «шишарик» (так в армии обозвали ГАЗ-66), поехали ее смотреть. Установка, полученная военными, называется «УРАГАН». Несмотря на то, что я сама под два метра ростом, машинка оказалась выше меня раза в полтора. Залезть в кабину непросто, особенно в уже натерших ноги берцах. Зато сидеть удобно, чувствуешь себя комфортно и уверенно. Такой техники в кременчугской части раньше не было. Чтобы этот 'Ураган' проехал на место дислокации, пришлось поставить регулировщиков возле 'пивзаводского' моста. Технику разгружали несколько дней, иногда работали до десяти вечера. Теперь солдатам предстоит привести ее в порядок – покрасить, наладить работу.
Возвратившись в часть, опять попадаю на развод. Потом в армии «тихий час». У офицеров и солдат – обед. У меня появляется время, чтобы зайти в местный клуб, библиотеку и «чипак» - так называют солдатскую столовую. В три часа оживление – солдат кормят. После обеда, в четыре, приходят офицеры и опять «разводятся», правда, уже сами, без солдат.
Вечером у солдат есть час свободного времени. Отбой – в десять. Спать с солдатами я решила не ложиться.
C вопросом о том, как реформируют украинские войска под европейские стандарты “ТелеграфЪ” обратился к командиру 107-го реактивно-артиллерийского полка Сергею Шкуратову.
«Основных реформ мы ждем после нового года, - говорит Сергей Григорьевич. – 30 августа ракетную часть переформировали в реактивно-артиллерийский полк. Из-за этого, многие должности стали не нужны, зато появились новые. Нам пришлось менять штат и сократить 40 человек. На новые должности прибыло 37 офицеров из других регионов. В связи с реформированием Министерство обороны больше средств выделяет на вооружение, раньше эти деньги, в основном, шли на обеспечение служащих. Вот, например, прошлыми выходными мы получили новую технику – установки «Ураган» и «Смерч». Сейчас переходим на контрактную службу'. Кстати, контрактником может стать любой человек, прошедший военную службу. У новичков есть возможность подписать контракт, отслужив семь месяцев. По словам п…. Шкуратова, среди желающих поработать в армии по контракту - много женщин. 'На должности мы объявляем конкурс. С нового года зарплата контрактников увеличится», - говорит он.
Солдаты-срочники за свою службу получают 51 гривну в месяц. Отличившийся солдат получает больше – 69 гривень.
В основном, офицеры смотрят на реформирование армии в положительно: профессионалов сейчас не хватает. Ведь, если раньше срочники служили полтора-два года, то теперь только год. Офицеры говорят, что научить солдата за это время военным премудростям невозможно. А от контрактников можно ждать большего профессионализма.
Контрактники, в зависимости от их должности и выслуги, получают от 400 гривень. Майор с выслугой – 1500 гривень. С начала следующего года оклады обещают повысить на 250 гривень (за боевые должности).
По большому счету в армии сейчас остались одни дембеля. Получилось так, что часть солдат прослужила полтора года, а часть – один год. Увольняться из армии и те, и другие будут одновременно, осенью, потому что пока первые служили пришел приказ об уменьшении срока. Кременчугская часть потеряет больше ста срочников. Из «учебки» - учреждения, в котором учат азам призывников, - недавно прибыло 60 человек. Остальные новички должны подтянуться к концу осени. Но может получиться так, что казармы украинской армии на какое-то время останутся полупустыми.
Краткий армейский словарь:
«Чипак» - солдатская чайная.
«Развод» - построение на плацу.
«Шишарик» – машина ГАЗ-66.
«Стодневка» – когда остается сто дней до приказа о увольнении.
«Карантин» – месяц, во время которого призывников изолируют от общества и обучают в казарме уму-разуму.
Армейские обычаи:
Новичков, которые находятся на «карантине», называют «запахи». После месяца учения и присяги их переводят в «духи». После этого они обрывают на погонах строчку и по-другому носят кепку. Через полгода солдаты становятся «слонами», затем – «дедами». Потом – 'стодневка'. В это время не едят масла. Зато в день приказа им просто объедаются.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.