Официант на один день

4.05.2006, 19:05 Переглядів: 2 770
Репортер „Телеграфа” первое мая проработала официантом в летнем кафе. За испорченный праздник, потраченные нервы, и замерзшие ноги новоиспеченному «гарсону» дали только 7 гривен 20 копеек чаевых.

Меню в зубы и вперед!
На работу пришла в четыре вечера. С собой принесла температуру 37,5 и пачку аспирина.  Форма одежды – как на школьной линейке: белый верх, черный низ. Радует, что морозиться в юбке не обязательно, брюки тоже „прокатят”. Чтоб не опозориться перед клиентами, минут двадцать внимательно изучаю меню. Выучить его в  совершенстве  за первый день – из области научной фантастики. От разнообразия блюд у меня в голове каша, приправленная ценами. К тому же, фразой «сок в ассортименте» от клиентов не отделаться -  приходится уточнять, что есть, чего нет...  Потом мне втолковывают азы официантского ремесла: широко улыбаясь, протягиваешь клиенту меню, усаживаешь и принимаешь заказ. Затем распределяешь, что находится в ведомстве кухни, а что выдадут на баре. Забираешь заказ и относишь посетителю. Чтобы рассчитать клиента подходишь к администратору, отдаешь листик с заказом,  и он подбивает итог. Деньгами и сдачей тоже ведает админ. Если небо послало щедрого клиента, сдача твоя. Это и будут „чаевые». Вообще, в теории все просто.

В «банкетке» денег не дадут
Поминальный праздник, плавно перетекал в день трудящихся.  То ли наш народ с поминок никак не мог отойти, то ли в летнем баре слишком холодно, но клиент идти определенно не хотел. Из посетителей были только гости заведения. Меня чуть не кинули под горящие танки - предложили обслуживать vip-персон. А вот и первая заявка. Шампанское...И пришло же в голову такое заказать! Бармен говорит, что бутылку, нужно открывать при клиенте. Если ее открою я, то либо устрою гостье душ из шампанского, либо долго буду выплачивать заведению неустойку за испорченный интерьер. Мое счастье, бармен сжалился  и открыл ее вместо меня. Из бутылки вышел легкий дымок. Вроде пронесло... Но тут «главный» рассказал, что нужно накрыть банкет, разделить стол на четыре части, расставить все симметрично, выставить бокалы «по росту», куда-то перетащить стулья...Вобщем, по моим округлившимся глазам один из официантов понял, что от этой идеи я не в восторге. Он по-дружески посоветовал идти зарабатывать деньги и обслуживать народ попроще -  в банкетке чаевых не дадут.

Борьба за чистую посуду
Клиентов пока нет, но мне придумали занятие. Полотенце в руки и вперед, в борьбу за чистую посуду. Протирать пивные бокалы не так уж просто: до дна достать тяжело, поэтому хорошо вытерта только верхняя половина. У вафельного полотенца есть противное свойство намокать и оставлять на стекле ворсинки. Чтобы более-менее привести в чувство один такой бокал мне понадобилось минуты 3-4. Следом за стеклянной посудой пошли ложечки и блюдечки. На одной чайной ложечке даже после мытья остались следы десерта. Посудомойщица говорит, что все нормально. Так и надо. На выручку приходит полумокрое вафельное полотенце. С блюдечком еще проще. Остатки посудомоечной воды, по цвету напоминающие разбавленное пиво, можно слить. Вафельное полотенце опять молодец. Теперь в бар буду ходить со своей посудой. Хоть не эстетично, зато дешево, надежно и практично.
Поработав полчасика посудным феном, смекаю, что до вечера это не закончится. А вытертый пивной бокал на чай мне не даст. Поэтому смываюсь со своего посудного поста и пытаюсь «подцепить» клиента.

Главное - распознать клиента!
Наконец-то я вышла «порулить» в зале. Первыми клиентами оказались  «свои». Пришли полюбоваться на меня в роли официанта. Их здесь любят – один из официантов ринулся к новым посетителям, но я его опередила. Мы загадочно поулыбались друг другу, мол, извини, но сегодня мой праздник жизни. Гости тоже молодцы – уселись в самом конце. Я, конечно, понимаю, что там теплее...Ну раз так, извините за немножко разлитый на блюдца чай, и не вовремя поданный к нему лимон…Шесть гривен чаевых. Неплохо для начала. Теперь я поняла, почему к ним на обслуживание стояла очередь.
Существует негласное правило: взял себе клиента, следующего – не тронь, отдай другому. Долго скучать возле барной стойки не пришлось – нарвалась на замечания от начальства: спиной к клиентам не стой, иди, что-то делай. Пришлось создавать видимость работы. Мол, вот, стараюсь, скатерти чищу, поправляю, стульчики задвигаю...Вообще у официантов, как и у солдат: чем дальше от начальства, ближе к кухне – тем лучше
Тут господа «водовары» объявились. Давай буйствовать, что чай долго делают. Бармен им популярно объяснил закон физики: вода имеет свойство закипать. Вроде успокоились. А на память о себе оставили оплеванную скатерть. Вот что называется, «кушать подано, садитесь жрать»…С еще одного столика загадочно исчезла одна мороженица, зато появилась гривна. Прямо скатерть-самобранка из «Чародеев»...

Не «рыбный» день
Часам к десяти – одиннадцати сходится народ, но день выдался холодным, и посетителей было мало. Я облюбовала себе приличную с виду четверку. И тут начинаются вопросы на засыпку. «А какое пиво «Пилс» по вкусу?». Понятия не имею, поэтому широко улыбаюсь. Идти к бармену с таким глупым вопросом не хочется. Пришлось отделываться какой-то обтекаемой фразой про светлое пиво. Потом моя четверка интересуется коктейлями, которых в меню нет. Возникает желание стукнуть чем-то тяжелым: тебе что, того, что в меню, мало?! Вопрос «какие у вас фисташки» убил меня наповал. В глаза не видела, какие здесь продаются фисташки. Но «вкусные и соленые» вроде их устроили.
Тут на мою официантскую голову сваливается еще две «мадамы». Судя по заказанной водочке с лимончиком, у них сегодня долгий душевный разговор. В это время народ уже подтянулся на танцплощадку. Грянула музыка: «а любовь, как сон, стороной прошла». У моих клиенток – тоска в глазах, в груди истома. Первая мысль: того гляди, с тоски напьются, не заплатят. Надо контролировать процесс. И еще парочка пришла по мою душу. И того у меня три столика. Началась беготня: бармен, администратор, стойка с подносами и пепельницами, мусорка, клиенты…Людей на танцплощадке воспринимаешь, как врагов народа: мне бегать туда сюда с бокалами, а они – рука влево, рука вправо! Дети перестают быть цветами жизни: становятся репейниками, которые путаются под ногами.

Официант-актер в одном лице
Четверка, которую я собиралась рассчитать, давай дозаказывать. И нет, чтоб сразу сообразить, чего надо, а то еще раз восемь заказали по бокалу пива да чашке кофе. А потом стали мне сигнализировать. Я обрадовалась, думала, счет хотят. Оказывается, когда  я им в пятнадцатый раз пепельницу поменяла, новую не поставила. Мигом исправляю ошибку: пожалуйста, курите, гости дорогие! Только про чаевые не забудьте, - проносится в голове. Я извиняюсь, вежливо расшаркиваюсь, расстилаюсь и удаляюсь в надежде заработать «на чай». Со своими одинокими «мадамами» мы становимся,  как свои: шутим, улыбаемся, иногда они начинают подмигивать. Но мысль во время этих прелюдий одна: закажи подороже, уйди побыстрее, оставь на чай побольше. Да, любой официант, наверное, сможет работать актером. 
Парочка, сидящая за одним из моих столиков, запрашивает чипсы с грибами. А нету. Чтоб не загружать мой мозг тем, какие чипсы в баре есть, каких нет, бармен кладет весь ассортимент  на поднос. Я даю клиентам возможность выбрать из предложенного, мило улыбаюсь, а глаза говорят одно: не забудь дать мне на чай.

Облом подкрался незаметно...
Настало время собирать жниву. Первой ушла влюбленная парочка. Чаевых не оставили. Разве не ясно в меню написано: процент не предусмотрен, чаевые приветствуются?! Ну ничего, я вас запомнила, в следующий дождетесь вы свои чипсы. Вслед за ними ушла моя четверка. Я сразу кинулась смотреть, что же они там для меня оставили. Одна гривна двадцать копеек. Просто отлично. И из-за этого я целый вечер летала как ненормальная, «пепельнички» им меняла! Ничего. Не злопамятная, но память хорошая.  Придете еще раз – обслужу «по полной программе». С обидой в душе, чищу стол после их трапезы. Две одинокие «мадамы», как я и ожидала, под конец вечера были «хорошие». Но про расплату вспомнили. Про чаевые забыли. После этого я им уже не улыбалась.
Зато за чашку кофе коллеге три гривны дали. Никогда не знаешь, на какого клиента попадешь.
Бар опустел. От холода зуб на зуб не попадает. Мальчики-официанты сделали кофе - счастье, когда нормальный коллектив, и кто-то о тебе позаботится. Чтобы согреться они начинают танцевать. Ребята работают уже третьи сутки подряд. Оставаться с ними на ночь я не могу – завтра у меня своя работа. Час ночи. Ноги за день беготни устали и болят. До остановки идти пару кварталов. Как официант, даже на такси домой я не заработала – 7,20 чаевых и где-то 7 гривен пойдет в зарплату. И единственная надежда на то, что завтра будет более «рыбный  день» и тебе попадутся щедрые клиенты, которые оставят больше чаевых, и не будут за эти гроши доводить до нервного срыва.


Совет
- ВСЕГДА просите счет. Даже если вы заказали в детском кафе чашку чая и пирожное. Если его не принесли, а просто сказали сумму, это уже 50-ти процентная уверенность в том, что вас обсчитали. Счет желательно проверить - все может быть, и все быть может.  Если официант и бармен деньгами не ведают, а все счета сходятся к администратору, риск быть обсчитанным, как правило, становится меньше. Но это не означает, что бармен не заинтересован в том, чтобы недолить или налить левое спиртное. По итогам пересменки в баре подсчитывают, сколько осталось «лишнего» товара. Этот излишек, как правило, потом делят между собой.
- Не заказывайте водку или коньяк на разлив. Вероятность того, что вам дадут самое дешевое, из того, что есть в баре, стремится к бесконечности. Если вы заказали бутылку, пусть ее откроют при вас.
- Если заказываете смесь из спиртного, проконтролируйте, что и в каком количестве вам наливают. Бармен должен выставить стакан и мерник на барную стойку и отмерять так, чтобы вы видели. Если вы заказываете коктейль с несколькими дорогостоящими ингредиентами, скорее всего, истинного его вкуса не узнаете - правильных пропорций вы все равно не знаете.
- Если вы пьете сами, то вас легче обдурить. В компании может найтись трезвомыслящий человек, который скажет, что этого он не заказывал
- Обращайте внимание на трубочки - иногда в кафе могут экономить даже на таких пустяках. Гармошка должна быть плотной. Если трубочка стоит ровно,  а гармошка вытянутая, ею уже пользовались.
- Если заказываете в небольшом баре горячие бутерброды, постарайтесь проконтролировать процесс приготовления. Посмотрите на сыр и ветчину. Они могут быть далеко не первой свежести
- Не надейтесь, что за три–четыре гривны вам принесут супер - мороженое. Как правило, в ход идет самое дешевое вафельное в стаканчиках. В лучшем случае – пломбир в пачках
- Чашка кофе без ущерба вашему карману в денежном эквиваленте может «перекочевать» бармену. В кофеварке можно выставить режим «большая чашка». Если вы заказываете две чашки кофе, то «одной большой» хватит, чтобы их наполнить. Автомат при этом регистрирует только одну чашку. А при сверке начальство проверяет количество отпущенных чашек. Деньги за вторую чашку кофе бармен может забрать себе



 
Автор: mudraya
Теги:
Якщо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити про це редакцію.

Інформація

Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.
Будь-ласка, ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ.
Ознайомтесь із правилами коментування.
Читайте також:
  • Kiaparts
  • НОВИНИ ПАРТНЕРІВ:


Свіжий випуск (№ 45 від 7 листопада 2024)

Для дому і сім'ї

Читати номер

Для дому і сім'ї - програма телепередач

Читати номер

Приватна газета

Читати номер
Попередні випуски
Вверх