«На первый-второй!»
26 450. Именно столько юношей в ближайшие полтора месяца будут осматривать врачи, военные комиссары и офицеры из Военно-морских сил, Сил быстрого реагирования и разведки. Последние будут высматривать ребят, у которых в медицинской карте будет стоять гриф «без ограничений». Это означает – полностью здоровые. Последний призывник в этом году должен будет покинуть дом 17 ноября.
– Принцип распределения солдат у нас из советских времен экстерриториальный, –рассказывает заместитель начальника управления призыва и комплектования главного управления личного состава Генерального Штаба Геннадий Златников. – Из 100% юношей, призванных в определенной области, 60% остаются в родном регионе, другие едут за границы области. Но бывает, что пропорцию выдержать не удается. В Луганской области, например, нет воинских частей, но есть призывники. Поэтому оттуда все 100% отправляются в другие регионы.
Ребята, которых отберут в оперативные и специальные войска, уже 6 октября отправятся в «учебки» – будут готовиться к службе в армии почти два месяца. Тех, кого призовут в армию, чтобы охранять склады с оружием или водить авто, отправят уже в ноябре. Особых умений им развивать не надо. Их научат вышагивать за несколько дней. Служба в Вооруженных Силах, которую военные называют учебным годом, начинается 1 декабря. Тогда же новоиспеченные солдаты будут принимать присягу.
Этот призыв не просто не отменили. Он увеличился. Этой осенью в Вооруженные Силы мобилизуют на тысячу юношей больше, чем прошлой. Почему? Потому что сорвался план перехода на контрактную армию.
Что случилось с контрактной армией?
Не выделив деньги на строительство жилья для контрактников, не говоря уже о создании солдатских клубов, назначив зарплату рядовому в тысячу гривен, государство не смогло привлечь на военную службу профессионалов. Вербовщики, которых специально тренировало Министерство обороны, жаловались, что «да» говорят преимущественно безработные из села или уволенные с московских строительств «заробитчаны». Да и тех не хватало! В конце прошлого года Украину должны были защищать 60 тысяч профессиональных солдат и сержантов. На деле же контракты были подписаны с 52 тысячами.
Что происходит сейчас? Министерство обороны прекратило рапортовать, как идет комплектование армии контрактниками. Точнее, на сайте министерства появляются сообщения вроде: «центром комплектования заключено контракты со 100 военнослужащими». Но при этом не сообщается, сколько контрактников разорвали договора и как в целом по стране выполняется план создания контрактной армии. Собственно, о самом плане вообще перестали упоминать.
После принятия Виктором Ющенко в 2005 году программы «Контрактная армия до 2010 года» Министерством обороны были оглашены ежегодные планы набора. Мы подняли документ, где эти цифры в первый и в последний раз появились: «Белая книга 2005 года». Так вот, в конце 2009 года в Вооруженных Силах должно было быть 80 тысяч солдат и сержантов. На этом комплектование профессиональной армии должно было завершиться. Дальше солдаты должны были улучшать мастерство, а Минобороны – сокращать офицерский корпус.
Мы запросили у Минобороны данные – сколько контрактников в Вооруженных Силах сегодня? По состоянию на 28 сентября – 50 217 солдат и сержантов. Т. е. на тысячу восемьсот меньше, чем было в начале года! Создание контрактной армии не просто затормозилось – она исчезает.
Что делает власть?
В январе Виктор Ющенко признал: переход на контрактную армию до 2010 года (его обещание на выборах-2004) – не удался. И подписал Указ – разработать новый план, чтобы армия стала профессиональной до 2015 года. Тимошенко на заседании Совета национальной безопасности и обороны, разрабатывавшей это решение, во время голосования воздержалась. При этом надо заметить: именно ее правительство резко сократило расходы на оборону. И предлагает оставить их такими и в 2010 году.
В своем указе Ющенко также записал, чтобы численность армии в ближайшие три года была увеличена – до 212 тысяч человек. Сейчас Вооруженные Силы насчитывают 200 тысяч. Какая логика в том, чтобы после провала перехода к контрактной армии увеличивать призыв? Вот как эту логику объяснил исполняющий обязанности министра обороны Валерий Иващенко.
– Так как мы не можем перейти на цифровую связь, мы вынуждены держать телефонисток, – рассказывает господин Иващенко. – Технику надо утилизировать, на это нужны деньги. У нас их нет. Поэтому необходимо ее охранять – на это нужны люди.
Т. е. отсутствие денег на контрактников, уничтожение ненужных боеприпасов, новые вооружения компенсируют... численностью призывников.
Как долго это будет длиться? В апреле, посетив полигон полка специального назначения, Президент заметил: если все будет происходить нынешними темпами, Украина получит контрактную армию через 30 лет.
Он прав, так как нынешняя власть с ним вместе даже на бумаге не двигается вперед. Минобороны до сих пор не разработало новый план создания контрактной армии до 2015 года. Хотя указ Ющенко требовал сделать это к марту. С июня в стране вообще нет министра обороны. Из-за противостояния Президента и Премьера был уволен Юрий Ехануров, а назначение его преемника невозможно. А ведь по закону исключительно министр имеет право определять стратегию развития армии и обороны в целом. Мы спросили у исполняющего обязанности, почему нет нового плана создания профессиональной армии.
– Мы готовили предложения относительно внесения изменений, но пока что они не реализуются, – говорит и.о. министра обороны Валерий Иващенко. – Тем более, они должны пройти согласование с нашими коллегами из других министерств. Кризис сильно повлиял, и мы не можем рассчитывать на запланированные средства.
А ребят будут призывать все больше. Чтобы довести численность Вооруженных Сил до 212 тысяч в 2011 году, каждый призыв должен увеличиваться на три тысячи юношей. Это если предположить, что контрактники не будут бросать такую армию. Если будут – призыв увеличится еще больше.
Что такие Вооруженные Силы означают для нас?
Грамотность
– У нас был мальчик, который не умеет писать, – рассказывает «Свідомо» подполковник Виталий Карпенко из учебного центра «Десна», что на Черниговщине. Этот учебный центр считается лучшим. Сюда направляют только самых-самых...
Без тренировок
Две недели назад состоялись крупнейшие в этом году учения. По легенде, выдуманной Генштабом, воображаемый враг имел территориальные претензии к Крыму, и военные из нескольких точек Украины отправились спасать государственные границы. Но «крупнейшие учения» – это в сравнении с другими в этом году. На самом деле в учениях участвовало на треть меньше людей, чем в 2008-ом. Солдаты тренировались транспортировать танки на поездах, но эти танки никто не прикрывал. В воздух вообще не поднялся ни один самолет. Хотя авиация – решающая сила в современных войнах.
– По программе, у нас только стрельбы, – объяснил глава пресс-службы Генштаба Сергей Кузьмин. – Хотели привлечь авиацию, но нет денег. Не имея денег, приходится представлять, что у врага тоже не летают истребители и бомбардировщики.
Деградация вооружений
В этом году был торжественно презентован новый украинский танк «Оплот». Решили закупить десять машин для Вооруженных Сил. Государство пообещало выделить на это 150 млн гривен. 29 сентября офицер Харьковского регионального медиа-центра Минобороны Дмитрий Горбунов заявил, что государство до сих пор не рассчиталось даже за этот первый, гордо разрекламированный «Оплот». О других девяти вообще речи нет.
Крылья Родины
Какой профессионал задержится в структуре, где не только платят маленькие деньги, но и делом не дают заниматься? Например, история с Миргородским аэродромом. Это крупнейшая база истребителей в Украине. Летчики – элита авиации, без которых невозможна эффективная защита страны, там скидываются с зарплаты, чтобы заправлять самолеты и тренироваться. Есть определенное количество часов, которое должен налетать летчик, чтобы оставаться профессионалом. Правительство не дает им шансов. Но летчики все равно остаются.
Анна Бабинец, Егор Соболев, бюро журналистских расследований «Свідомо»
В Полтаве – бум желающих служить
Впервые за годы независимости количество желающих служить в армии значительно больше количества необходимых призывников. Их уже более 200, притом, что мест – 178. Вице-мэр Полтавы Виталий Никипелов объясняет это «осознанием значения воинской службы для дальнейшей карьеры: возможности получить специальность и, в дальнейшем, хорошо трудоустроиться».
Посетители сайта www.telegraf.in.ua другого мнения – они считают, что юноши идут в армию от того, что родители просто не могут их прокормить во время кризиса.
Часть кременчугских призывников вернётся домой
Начальник отделения комплектования Кременчугского объединённого военкомата майор Сергей Девятченко:
– У нас никогда в городе не было недостатка призывников. Этой осенью набор 175 человек, но уже зачислено 187. То, кто будет из них служить, зависит не от желания, а от физических, морально-деловых качеств, состояния здоровья. С каждым из призывников будут беседовать в Полтаве. Из отобранных у нас людей уже будут выбирать наиболее подходящих. Остальные вернутся домой. Всех подряд давно уже не берут. С девятью классами, например, проблематично попасть в армию – необходимо среднее образование.
Начальник кременчугского отделения 154-го территориального Центра комплектования военнослужащими по контракту Вадим Билорус:
– Через кременчугское отделение в этом году уже пошли служить по контракту 36 человек. В сравнении с прошлым годом, активность возросла.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.