Глава совета директоров Дельта Банка Елена Попова (на фото) в интервью «Forbes Украина» рассказала, почему у банка возникли проблемы с платежеспособностью, изменится ли структура собственности банка, какие сценарии выхода из сложившейся ситуации рассматривает банк.
– У Дельта Банка острые проблемы с платежеспособностью. Почему они возникли?
– Вся страна сейчас переживает тяжелый переломный момент. На украинскую экономику, и без того не самую сильную, оказывают давление действия, связанные со сменой политического режима внутри страны, обострившиеся отношения с Россией, военные действия на востоке, а также аннексия части территории. Как следствие – мы имеем падение производства, снижение выручки и поступления валюты от экспорта продукции, девальвацию национальной валюты, высокую инфляцию. По прогнозам НБУ, падение ВВП по итогам года составит 7,5%. Инфляция, согласно оценкам ряда экспертов, к концу года достигнет 25%. Все предприятия, все банки, все субъекты экономической деятельности страны, а также физические лица чувствуют на себе влияние этих факторов.
Соответственно, и Дельта Банк как один из крупнейших не может не ощущать на себе эти негативные тенденции. Восток плюс Крым – это порядка 27% в объеме промышленного производства за 2013 год, это практически треть валютных поступлений страны и порядка 9 млн человек, или 20% населения страны.
Общее падение экономики привело к тому, что практически все предприятия просят пересмотреть график платежей из-за падения продаж, остановки бизнеса и других проблем.
Они просто не могут обслуживать свои обязательства по старым графикам, из-за чего значительно снижается входящий поток денег в банк. Параллельно этому процессу вкладчики массово забирают свои средства из банков (с начала года отток по банковской системе средств физических лиц составил порядка 125 млрд гривен без учета валютной переоценки), что усиливает давление на позицию ликвидности банка.
– Другие крупнейшие банки (ПриватБанк, UniCredit Bank) в таких же условиях работают, но у них нет столь острых проблем с платежеспособностью. Почему?
– Мы рыночный украинский банк, который отражает все проблемы в экономике и банковском секторе. Сравнивать нас с банком, который полностью принадлежит международной группе, нельзя. Также мы не являемся частью никакого украинского холдинга. И плюс – вы видели такую информационную атаку против названных вами банков? Нет.
Я вас могу уверить, что сегодня нет ни одного банка, ни государственного, ни частного, ни иностранного, ни национального, которому сейчас комфортно.
– Как вы решаете проблему платежеспособности?
– Мы используем наши резервы вторичной ликвидности. Также мы активно общаемся с вкладчиками, чтобы снять панические настроения и убедить не забирать депозиты досрочно. Параллельно активно работаем с заемщиками, которые могут погасить кредиты досрочно или по сроку. Кроме того, банк реализовывает собственное имущество. В этой ситуации мы понимаем, что если нет возможности в нужном объеме привлечь деньги с рынка – надо активно работать с заемщиками. Еще одним источником мы видим привлечение средств акционеров и докапитализацию банка. Это наш базовый сценарий, который утвержден Нацбанком, и мы идем по этому плану капитализации.
Хотела бы отметить, что банк намерен выполнить все обязательства перед своими клиентами. Мы нацелены преодолеть все вызовы, которые сегодня стоят перед нами.
– Вы рассматриваете национализацию банка?
– Акционеры борются за банк, за то, чтобы мы остались в том формате и в той структуре собственности, в которой существуем на сегодня. В данном случае мы как банк – не сторона процесса обсуждения этого.
– Как вы сейчас работаете с проблемными заемщиками?
– Для физлиц у нас разработаны десятки акций по реструктуризации кредитов. По корпоративным клиентам решения принимаются в индивидуальном порядке, поскольку все очень сильно зависит от каждого конкретного кредита. Например, мы принимаем на баланс залоги с целью дальнейшей передачи в аренду клиенту, договариваемся о досудебной реализации залога и т.д.
Но, как правило, чем крупнее заемщик и чем успешнее у него бизнес, тем сложнее диалог в нашей стране. Если же бенефициары вывели все деньги из бизнеса, переписали свое имущество на третьих лиц или выехали за границу, а нам отдают пустующие цеха, то такие залоги нам неинтересны. От таких заемщиков мы добиваемся возврата средств. Есть другая ситуация, когда предприятие убыточное, но продолжает функционировать, или имеет временные трудности, но заемщик идет на контакт. С такими заемщиками мы пересматриваем условия кредитования, обсуждаем дисконтные программы, ищем новых инвесторов.
– Вы стали агрессивнее в вопросе возврата кредитов?
– Дельта Банк и раньше был достаточно активным в этом вопросе, но сейчас мы действительно стали агрессивными, поскольку для нас погашения – один из основных источников ликвидности. При этом только часть заемщиков не может возвращать кредиты в силу объективных причин. Есть ряд заемщиков, которые не хотят вернуть. С решением этого вопроса в стране и до нынешних событий было тяжело, а в сложившихся условиях ситуация стала катастрофической. Заемщики, которые платили, находят любые предлоги, чтобы уходить в банкротство, затягивать судебные процессы, несмотря на то что они могут обслуживать кредиты.
– Вы сейчас не кредитуете?
– Нет, не кредитуем. С начала весны мы в значительной степени пересмотрели наши кредитные политики, снизив риск-аппетит. С лета ощутимо снизили объемы кредитования, а в начале осени свернули вообще. Для нас сейчас главный приоритет – стабилизация и восстановление нормальной работы. Мы работаем с тем кредитным портфелем, который был сформирован.
– С весны у банка проблемы с выплатами по депозитам. Но в то же время вы говорите, что продолжали кредитовать до средины лета, а только осенью свернули кредитование. Почему вы кредитовали в то время, когда были трудности с выплатой вкладчикам?
– Я уже отмечала, что, начиная с февраля – марта 2014 года, мы кардинально изменили нашу
кредитную политику в сторону сворачивания риск-аппетита. Также хотела бы акцентировать внимание на том, что это непростой механизм: банк не может одномоментно прекратить выдачи кредитов и обслуживание уже выданных линий. Ведь существуют обязательства перед клиентами и партнерами, договоры с которыми были заключены ранее, условия которых предусматривают согласованное принятие решений.
Таким образом, мы значительно сократили и объемы, и количество кредитных операций. В результате этих изменений размер кредитного портфеля банка в номиналах валют остался практически в тех же объемах, что и на начало года, то есть фактического роста портфеля не было.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.