Возможно ли заставить старшеклассника полтора часа слушать лекцию о вреде чего бы то ни было? И главное, «переваривать» услышанное? Оказывается, возможно, если говорить с подростками о сложных вещах на их языке.
В актовом зале школы №17 собрались учащиеся 8-11 классов. Публика, не очень-то любящая всякого рода лекции – это ж не дискотека. На сцену выходит худощавая женщина лет за сорок, в джинсах, спортивных ботах и красном свитере и начинает шутить с подростками. Это Марина Грибанова, председатель общественной организации «Нарконон». На сцене словно разыгрывается спектакль одного актера. Публике предлагается сделать нехитрые упражнения. Мол, «ваш друг, подруга, не дай Бог, родственник, не дай Бог, преподаватель напился и упал. Вы делаете ему это упражнение, и он своими ногами идет домой… Посмотрите на потолок, посмотрите на доску, дотроньтесь правой рукой до головы, левой рукой до своего носа». В зале хохот. Контакт с аудиторией установлен. И тут звучит несколько неожиданный вопрос:
– Кто скажет, что удовольствия – это плохо?.. А разве не приходилось вам слышать от взрослых: «Ты только удовольствия хочешь получать… Жизнь сложна… Еще хлебнешь с мое».
Зал заинтригован.
– Мы живем для того, чтобы получать удовольствие… Если человек способен получать удовольствие – он живой… А если человек выпьет утром пару граммов мышьяка, у него будет удовольствие? – Марина, начинает говорить о влиянии ядов (в том числе алкоголя и наркотиков) на организм человека. Обращаясь к залу, ставит вопрос: почему люди употребляют алкоголь. Смысл ответов: получать удовольствие. И тогда она вскрывает подмену понятий:
– Любой наркотик, любой алкоголь люди принимают для того, чтобы стало лучше и сразу. А теперь скажем по-другому: люди принимают яды, чтобы стало лучше и сразу… Люди травятся для того, чтобы быть счастливыми.
«Ты шо, лошара?»
Причины, толкающие на употребление «ядов», Марина разбирает с помощью ситуаций и шкалы эмоциональных тонов (разработана американским психологом Роном Хаббардом). Лектор дает понять: человеку в состоянии энтузиазма («когда и так прет бесплатно»), веселья, сильного интереса в голову «не придет свежая мысль начать принимать наркотики». В группе риска те, кто в состоянии скуки, скрытой враждебности, страха. Каждое из состояний Марина изображает мимикой, жестами, что вызывает смех аудитории, но при этом «железно» держит внимание.
Пример. В тоне «скрытой враждебности» (лектор делает упор на то, как важно вовремя отличить этот тон), мальчик Петя предлагает скучающему мальчику Васе траву.
«Знаете, когда вы у него возьмете траву? Когда он опустит вас ниже себя…
– Хочешь попробовать?
– Не хочу, – отвечает Вася.
– Успокойся! Не очкуй! Ты шо, лошара? (Использование диалогов из «Нашей Раши)
И тут этот дурак (Вася) начинает ошибаться…»
Марина подводит к мысли: важно называть вещи своими именами и сказать «нет» человеку, предлагающему яд под видом удовольствия. Лекция длилась даже более полутора часов. Мы не заметили ни одного скучающего лица в зале. «Клевая тетка» и «было весело» – это первые отзывы, которые мы «подслушали».
«Работает» ли лекция?
– Марина, почему вы считаете, что все то, о чем вы говорите, повлияет на жизнь подростков?
– Дети писали отзывы после лекций, их у меня 19 тысяч. «Не будем принимать наркотики» – это обычный вариант. Очень часто бывает «хотел попробовать – не попробую никогда». Процентов 50 пишут «расскажу своим товарищам» – я не думаю, что человек будет рассказывать, если ему было неинтересно. Был специальный опрос для детей, которые видели разные программы по борьбе с наркотиками, о том, какую из них они выберут. 90% выбирали «Нарконон». Этой международной программе уже 40 лет. Не я ее сочиняла. Программа составлялась в городе Бостон и строилась не на том, что хотим сказать мы (взрослые), а на том, что дети хотят узнать о наркотиках. Для этого были опрошены 20 тысяч детей, все это собрано, и собраны эффективные вещи, которые доносят эту мысль. Плюс технологии обучения, общения Рона Хаббарда. Я обучалась этому в Москве. В Украине я проводила курсы для социальной службы по делам семьи и молодежи – обучила где-то 80 лекторов.
– А вы не привносили в лекции что-то свое?
– Если что-то и привносится в мои лекции, то привносится детьми. Все примеры – это то, что говорят дети. Они сказали – я запомнила и вернула следующей аудитории. Но основа – шкала тонов, как реагирует человек, это описано в книге «Наука выживания» Рона Хаббарда.
– К Хаббарду отношение в обществе очень разное. Главный аргумент критики его программ – то, что это манипуляция людьми. Что вы на это можете сказать?
– Люди не понимают, что такое манипуляция. Может быть, вы были на лекции, и вам не понравилось…
– Мы сейчас не говорим о том, понравилось или не понравилось.
– Но ведь вы видели, разве дети вышли зомбированные, в плохом состоянии? А если ребенок смотрит программу «Наша Раша», разве это полезнее? Почему никто не возмущается этим? Почему никто не возмущаются тем, что метадон в Украине губит людей?
– Метадоновыми программами как раз возмущаются.
– Возмущаются, но тихо! А этим (технологиями Рона Хаббарда – ред.) возмущаются громко. Я объясню почему. Если люди будут умными, этичными, не будут принимать наркотики, не будут болеть, не будут давать взятки, государство в нашем состоянии рухнет. Потому технологии Рона Хаббарда действительно опасны... А те, кто критикует учение Рона Хаббарда, зачастую не читали ни одной его брошюры.
– Но наше издание как раз сталкивалось с примерами, когда бизнесмены, прочитав труды Хаббарда, ощутили на себе негативное влияние его технологий.
– Я уже 15 лет этим занимаюсь, у меня много знакомых, которые и бизнес построили, и у них все хорошо. Я просто не видела других. Может быть, они есть, но я не видела…
СПРАВКА |
Марина Грибанова по образованию учитель биологии и психолог. Выступать с лекциями по программе «Нарконон» начала в Харькове, там же основала одноименную общественную организацию. В Кременчуге лекции прошли при поддержке благотворительного фонда «Джерело Дніпра» (Почетный Президент Владимир Матыцин). Лекции по программе «Нарконон» рекомендованы Министерством образования. (Фотокопии подтверждающих документов есть на сайте лектора http://marinagribanova.com) Программа «Нарконон» разработана Роном Хаббардом, основателем Церкви саентологии и учения дианетики. Дианетика позиционирует себя как «современная наука о душевном здоровье», целью которой является развитие интеллекта и способностей личности. Однако критики говорят о способах манипуляции личностью с помощью учения Хаббарда и о возможном негативном влиянии на психику. Массу информации об этом можно почерпнуть в Интернете. (Мы не могли не упомянуть об этих факторах, хотя, в основном, критика направлена на Церковь саентологии, а не на программу «Нарконон», не являющуюся религиозной). |
Впечатления из зала
Юля, 15 лет:
– Я побывала на этой лекции «в гостях». Хотелось бы, чтоб и в нашей школе провели такую же лекцию. Сразу же рассказала о ней друзьям. Насколько я не люблю подобные мероприятия, но это мне очень понравилось. Марина Грибанова все рассказывает в шутливой манере, что заставляет не отвлекаться, а так же за счет этого очень много запоминается. Меня и до лекции отвращало то, что связано с наркоманией, но думаю, людям, которые спокойно к этому относились, тоже стало противно. Очень понравилась шкала настроения. Теперь я иногда задумываюсь: «На какой отметке шкалы, я в данный момент нахожусь?» Пример о мальчике Васе был очень убедительным: пробуя курить коноплю, он стремился избавиться от скуки, повысить свой эмоциональный тон, но вскоре вернулся на отметку скуки, в которой пребывал в тот день, когда начал принимать наркотики.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.