Сергей Михалков, Уинстон Черчиль, Мерилин Монро, Брюс Уиллис, король Георг VI… Что объединяет этих людей? Все они были заиками, однако это совсем не помешало им добиться успеха в жизни. А вот многочисленные исследования причин возникновения заикания успехом не увенчались. Исследователи выявили только предрасполагающие факторы в области генетики, нейрофизиологии, развития ребенка, семейной динамики. При сочетании определенных факторов, разных у различных людей может возникнуть заикание.
– Заикание – это расстройство общения, при котором речь прерывается повторами, растягиваниями звуков, слогов, слов либо отсутствием звука на месте слогов и слов. При попытке говорить могут возникать необычные мимика и жесты. Почвой для появления заикания может стать невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы, а также особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, – говорит заведующая детским садиком №32, в котором детей старается избавить от дефектов речи Лариса Маликова.
По ее словам, заикается приблизительно 0,5-10% населения. Среди заикающихся в три-четыре раза больше мужчин, чем женщин.
– Обычно заикание появляется у ребенка младше двух-трех лет. И это не означает, что какое-то сегодняшнее событие вызвало этот дефект. Причина может крыться в ребенке от нескольких дней до нескольких лет. Само заикание со временем может усиливаться или ослабевать. У нас был случай, когда ребенка мы избавили от этого деффекта, а через два года, понервничав в школе на экзамене, он снова стал заикаться,-рассказывает учитель-логопед Ольга Корнилова. Еще причинами появления заикания могут быть большие эмоциональные нагрузки. Также на детей влияет громкий голос родителей или постоянная ругань в семье.
По словам Ларисы Маликовой, в случае возникновения заикания родители должны немедленно обратиться к специалисту.
– Это будет лучший способ предотвратить заболевание. Если вы заметили первые признаки заикания (это повторы звуков, слогов, растягивание гласных), необходимо обратиться к логопеду, невропатологу и, возможно, к психиатру,- говорит Лариса Маликова.
Самые интересные программы выработки плавности речи помогут заикающемуся почувствовать себя более уверенно и говорить плавно. К сожалению, после окончания терапии заикающиеся часто прекращают занятия техниками, вырабатывающими плавную речь. Только комплексное лечение родителей, логопеда и невропатолога может привести к желаемому результату. Еще в детсаду № 32 детям, которые заикаются, рекомендуют заниматься плаванием, посещать хор или плавать с дельфинами.
Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:
1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.
2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу-Ягу, лешего, черта и т.п.
3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.
6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.
9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.
11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.