«Почему на залитой кровью земле стоит ночной клуб?» – спрашивает кременчужанка

18.05.2018, 13:09 Переглядів: 8 511

 

В пятницу, 18-го мая, на Соборной, у памятника жертвам сталинских репрессий, собралась небольшая группа людей – они пришли почтить память жертв тоталитарных режимов. 



 


В мемориальном мероприятии приняли участие: мэр Кременчуга Виталий Малецкий, секретарь горсовета Юрий Гриценко, а также вице-мэры. Ни одного депутата горсовета «ТелеграфЪ» на этом мероприятии не увидел. Не было также представителей общественных организаций, участников АТО. Мы искали членов «Товариства української мови» – тоже не нашли.


 


Перед собравшимися выступила Лидия Гришко – автор монографии «Хотілося б усіх поіменно назвати...». Это книга-справочник о более, чем 3000 репрессированных кременчужанах. Их фамилии идут в книге в алфавитном порядке, и эти списки заняли 607 страниц.


Рассказывая о репрессиях в Кременчуге и об отношении к ним общества, Лидия Гришко сказала:


– Дуже важко було читати міські газети, заводські, там висловлювали радість про те, що когось розстріляли, якихось ворогів народу...


 


 


«ТелеграфЪ» нашел в книге Гришко информацию, которую мы давно искали. Это сведения об отце Кости Емельяненко – парня, который в 1943 под Кременчугом закрыл собой амбразуру фашистского дзота и погиб. Костя – кременчужанин, его мемориальная доска пока ещё остается на здании бывшей 13-й школы, что с ней будет дальше неизвестно.


Отца Кости, учителя Виктора Емельяненко, особая тройка при НКВД Полтавской области 8 октября 1938 года приговорила к расстрелу. 13 октября 1938 года Виктора Емельяненко расстреляли. Реабилитирован 24 сентября 1957 года, посмертно.

После расстрела отца Костя Емельяненко жил со статусом «сын врага народа». Когда фашисты оккупировали Кременчуг, этот «сын врага народа» пошел в подпольную организацию Ромашкина-Лисненко, а после освобождения Кременчуга ушел добровольцем в Красную армию. Погиб. Вот такая история отца и сына кременчужан.


 


 


 


После торжеств, «ТелеграфЪ» подошел к ещё одной известной кременчужанке – главному редактору ТВ «Визит» Анне Плаксий. Её дедушка – кременчужанин Павел Фридрихович Кохаль – был репрессирован и приговорен к расстрелу в 1938. Реабилитирован в 1958. Павел Кохаль служил инженером-механиком на махорочной фабрике. Его жена – бабушка Анны – была на третьем месяце беременности, когда мужа забрали в НКВД.



Вот что рассказала Анна:


 

– Моего деда арестовали 19 декабря 1937-го. 12-го января приговорили к расстрелу. 26-го января расстреляли. Я своими глазами читала его дело, ездила в Полтаву, в архивы СБУ. Для меня это всё не пафосные слова, а личная история нашей семьи. И поэтому я хочу вот что сказать – как так может быть, что на земле, залитой кровью, стоит ночной клуб? Вот здесь говорят пафосные слова, собираются на торжественные митинги, цветы приносят, но там, где мучили людей, стоит ночной клуб – там пьют, танцуют, смеются. Как это?! Мы же все знаем, что здесь, в этих двух зданиях, была пыточная, тут земля пропитана кровью! Моему деду было 37 лет, когда его схватили, вы можете представить, что здесь делали с 37-летним мужчиной? Можно что угодно говорить про дань уважения и вечную память, но здесь стоит ночной клуб, здесь танцуют каждый день.


Это ночной клуб. В здании за ним в период сталинских респрессий находилось управление городской милиции, а в доме справа от клуба (здание горздрава) располагалось управление НКВД, в подвале которого  по ночам расстреливали врагов народа.

Якщо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити про це редакцію.

Інформація

Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.
Будь-ласка, ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ.
Ознайомтесь із правилами коментування.
Читайте також:
  • Kiaparts
  • НОВИНИ ПАРТНЕРІВ:


Свіжий випуск (№ 50 від 12 грудня 2024)

Для дому і сім'ї

Читати номер

Для дому і сім'ї - програма телепередач

Читати номер

Приватна газета

Читати номер
Попередні випуски
Вверх