Экскурсии на кладбища проводятся во всем мире. Это неотъемлемая часть ностальгического туризма. К тому же надгробия на могилах известных личностей представляют интерес для увлекающихся историей туристов и зачастую являются настоящими художественными памятниками. В Кременчуге самым старым считается Крюковское кладбище, которое раскинулось возле Успенской церкви.
Там сохранились надгробия и конца позапрошлого века, и начала прошлого. Работница кладбища Лариса Масенко по просьбе журналистов согласилась показать нам самые старые могилы, а также могилы известных некогда в городе людей.
На Крюковском кладбище последнее время не зарастает тропа к обыкновенному деревянному кресту, установленному на небольшой могилке усаженной цветочками. Тут покоится Наталия Некрасова, имевшая в городе прозвище «Босая». Она почти всю жизнь ходила босой во все времена года.
– Раньше могила была заброшена, но уже года три как к ней ходят верующие. Они за могилой и ухаживают. Говорят, она была провидецей и целительницей,- рассказывает Лариса Масенко.
Кременчугский Архимандрит Аввакум в одной из своих статей пишет, что родиной Наталии был город Вятка. Воспитана она была в христианском благочестии, как принято было в то время. Несколько раз убегала она от мужа, дебошира и пьяницы, постоянно посещала скиты и монастыри, а позже стала книгоношей, с котомкой книг странствовала по Святой Руси, неся людям Евангелие, молитвослов, творения святых отцов. Наталья очень любила посещать Почаевскую Лавру.
Именно здесь Наталия получила от Господа призвание на предстоящий ей подвиг ходить босою зимой и летом. Это совершилось следующим образом. Прикладываясь к большому кресту, (который в народе еще называется Голгофой), она услышала таинственный голос, повелевающий ей снять обувь. Наталья не сразу исполнила повеленное, но задумалась. В следующий раз, когда она целовала этот же крест, то снова услышала голос, но сомнения ее еще длились. И тогда в третий раз голос строго повелел ей разуться и ходить босой. Наталья так и сделала.
С 1925 по 1942 годы Церковь в России фактически пребывала вне закона. Тогда – то Наталья Босая и попала в лагерь, где повела себя здесь, говоря простым языком, очень буйно. В казарме то и дело раздавались ее выкрики: «Спасайтесь верой», «Господь близко с нами», «Стойте в вере Христовой!», «Господи, спаси нас от губителей - мучителей!». В лагере Некрасова не отступила от своего подвига, на который раз и навсегда призвал ее Господь: выданную обувь она бросала от себя и ходила босая. Начальник барака, чтобы сломить ее волю и заставить обуться, приказал поставить ее босую на снег в 25-градусный мороз.
К ней был приставлен часовой, -конечно, в валенках, шубе и шапке-ушанке. Простояв на морозе час, а потом и другой, часовой начал замерзать; Наталья, как ни в чем не бывало, только молится да поклоны поясные отсчитывает. Красные маленькие ножки так и горели на снегу, а он под ними таял, превращался в водянистое месиво. Всё пришлось ей испытать в лагере: и побои, и унижения, и оскорбления. Так прошло 10 лет. Выйдя из заключения, «босоножка» Наталья, как прозвали ее кременчугские и глобинские верующие, осталась без средств к жизни и вела нищенское существование.Ее внешность и манеры производили на людей сильное впечатление.
Это не могло не вызывать недовольства у властей. Ее не раз арестовывали, сажали в «холодную». Рассказывают, что глобинская милиция, чтобы проверить ее «морозоустойчивость», как-то закрыла ее на сутки в холодильник - рефрижератор. Кто-то надеялся, что там «неугомонной бабке» настанет конец, но ничего подобного: как только через сутки открыли дверь, Наталья выпрыгнула и убежала. Когда после верующие спрашивали ее: что же ты делала в холодильнике? она умильно-радостно отвечала: «А как же, дорогие мои, поклоны била».
Особенно не любила Наталья праздничных шествий, парадов, которые организовываются на 1 мая и 7 ноября. Но хоть и не любила, но не убегала от них, а наоборот, стремилась быть в гуще людей: здесь ее ревность о Господе распалялась, и она кричала: «Люди, возвращайтесь, вы идете в бездну!», «Бога нет здесь, вы обречены!», «Идите в Церковь, кайтесь!»
И так кричала до тех пор, пока ее не забирала милиция. Такое явление повторялось каждый год. В последние годы жизни Наталья Босая часто ездила в Почаев и всех наставляла совершать туда паломничество. Она возила туда многих молодых женщин, впоследствии ставших активными прихожанками Крюковского храма.
Доживала она век с одной из своих духовных сестер в Кременчуге впереулке Тупом, возле нынешней электростанции. До наших дней он не сохранился, на его месте сейчас высятся многоэтажные жилые дома. Умирала Наталья в окружении своих сестер-последовательниц праведного Иоанна Кронштадтского, а также в окружении многих верующих Кременчуга. Умерла она 28 июля 1969 года, на 87-м году жизни.
На Крюковском кладбище есть фамильный склеп купцов Чуркиных. Они жили в нашем городе в конце XIX столетия и были настоящими меценатами. Купцы Чуркины активно занимались благотворительностью. На их средства содержался детский приют в Крюкове и был построен приют для мальчиков в Кременчуге. Здание приюта сохранилось до наших дней - теперь это СПТУ № 26. Также купцы вносили деньги на пожертвование Христовоздвиженской церкви, завещали 35 тысяч рублей на строительство дамбы в Крюкове.
Здесь же на улице Ивана Приходько сохранился их дом. Ранее там располагалась техническая библиотека, а потом отделение банка «Аваль». Дом был построен в 1902 году.Самому Григорию Чуркину не довелось пожить в своём новом доме. Он «скончался 20 июля 1900 года на 69 году от рождества своего». На Крюковском кладбище сохранилась его могила.
Памятник Г. Чуркину из чёрного камня поставила жена Елена Петровна Чуркина, урождённая Поддерегиной, о чём и говорит надпись на одной из сторон памятника. Рядом похоронены его брат, купец 2-й гильдии Василий Чуркин (скончался 8 февраля 1893 года на 59 году от рождества своего) и Ирина Фёдоровна Чуркина, урождённая Николаевой, (скончалась 23 февраля 1883 года на 49 году от рождества своего).
Сегодня их склеп представляет собой три надгробных камня из черного и белого мрамора. Сейчас памятники в полуразрушенном состоянии, надписи на них частично утеряны. К тому же прямо в склепе уже «примостились» могилы простых смертных.– Когда я пришла сюда работать, то эти захоронения в ограде Чуркиных уже были. Я считаю, что такого делать было нельзя. Но уже ничего не изменить.
Теперь необходимо поддерживать памятники Чуркиных в надлежащем состоянии и об этом должны проявить заботу горожане и городские власти, так как купцов уже давно никто не посещает,- считает Лариса Масенко.
На кладбище уцелела и могила«инженера-технолога Карлъ Карловича Шенниха, родившегося 1 января 1844 года и скончавшегося 6 августа 1897г». Он участвовал в строительстве Крюковских вагоноремонтных мастерских, ставших теперь вагоностроительным заводом. Сохранилась могила Евдокии Саниной, на деньги которой было построено училище при Успенской церкви.
Уцелел мраморный памятник, поставленный поручиком Анастасьевым своей жене Афанасьевой. Есть тут и памятник участнику революции 1905 года рабочему вагоноремонтных мастерских - М.М. Криворотченко.Однако, пожалуй, самым старым является памятник весьма необычный, «генерал-майору и кавалеру Степану Афанасьевичу Холодову Преставившемуся 1813-го Года Декабря 11», как повествует надпись.
Около 15 лет назад Лариса Масенко стала работником Крюковского кладбища. За это время она тысячи раз прошла его вдоль и поперек, выучив кто и где похоронен. Однако назвать точное количество могил до сих пор не может.
– Их тут столько, что посчитать невозможно…
– А много у вас могил является заброшенными?
– Есть такие. Не 50 и не 30%. Меньше. Многие люди поуезжали и за ними не следят, но мы эти могилы не трогаем. Они остаются…
– А что вас привело на кладбище?
– Я тут начала работать временно. Но нет ничего постояннее, чем временное. Я начинала в конторе нашей работать, а оказалась тут…
– Работа на кладбище вас как-то изменила?
– Алкоголиком я тут не стала. Хотя после похорон часто приглашали. Но я отвечаю, что кушаю дома, а пью в праздник.
– Как вы относитесь к тому, что на кладбищах сидят, поминают и пьют?
– Мое мнение – это не правильно. Я считаю, что это горе. Нужно положить цветы, постоять у памятника. помолиться, а не сидеть с утра до вечера пить и даже смеяться… Это можно дома делать. А не гулять на кладбище.
– А воруют у вас часто здесь?
– Бывает. Воруют мелочь: то калитку, то там лавочку. Вот потом милицию вызываю. Недавно суд был и вору такому дали три года. Тот вор, в основном, крал швеллера из под памятников. Так он около 20 памятников повредил.
– Как могила характеризует умершего?
– По памятникам видно кто был умерший. На некоторых видно, что он был летчиком или доктором. А так мало, что можно еще сказать.
– А говорят, на кладбищах бродят привидения?
– Историй с привидениями у нашего кладбища нет. Я человек стойкий и в это не верю. Хотя и говорят, что когда хоронишь, крест надо ставить в ногах, тогда он встанет за крест возьмется… Но я такого не видела. А вот на экскурсиях по другим кладбищам ходила. Посещая Санкт-Петербург, Львов и Москву, заглядывала и на кладбища, где ходила c экскурсоводом.
Лариса Масенко говорит, что, выучив историю захоронений в Крюкове, и приведя некоторые памятники в надлежащий вид, подобную экскурсию можно было бы сделать и там. Вот только будет ли на нее спрос, и кто должен этим заниматься, она не знает.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.