Акция «День Победы! Я помню! Я горжусь!» проводится уже в пятый раз. Как и раньше, накануне 9 Мая участники акции поздравили ветеранов с Днем Победы. «ТелеграфЪ» благодарен всем организациям, предприятиям, кременчужанам, которые помогли собрать для тридцати ветеранов – людей, которые прошли войну – подарки к празднику. Несмотря на сложности, в этом году пакеты намного увесистее, чем в предыдущие годы.
Для ветеранов собрали тушенку, сгущенку, фронтовые «сто грамм», крупы, выпечку и многое другое. Отметим, небезразличные люди принесли в редакцию «Телеграфа» продукты и деньги, чтобы поздравить ветеранов. В общем, удалось собрать полный набор продуктов к праздничному столу. Это малая толика благодарности за то, что они сделали и пережили в годы войны. В ответ ветераны делились с нами удивительными историями своего спасения, рассказывали, как выжили в тяжелые военные годы, уцелели на фронтах и прошли путь от Кременчуга до Берлина.
93-летний Константин Подыгрушный сразу же предложил показать свои награды и медали. Их у него полно!
– Я покажу вам сейчас сталинские благодарности. Могу и фотографии достать – вот мой портрет, я тут буденновец, – демонстрирует он старый снимок на серванте, а затем протягивает грамоту, в которой значится целый список полученных наград.
В армию Константина Мусиевича призвали еще в 39-м году, после окончания школы. В Уфе, окончив сержантскую школу, он стал командиром отделения радиосвязи. И в 41-м году отправился в Белоруссию.
– Моя первая боевая награда была получена в 43-м году, на Курской дуге. Потом я был на первом украинском фронте. От Киева шел пешком, всю Украину отвоевывал. А закончили мы в Праге – у меня медаль за ее освобождение есть. И за оборону Москвы тоже наградили. А дальше – орден «Красной звезды»… Всего у меня три ордена и одна медаль.
В Кременчуг эвакуировались родители Константина Мусиевича, поэтому он перебрался в этот город в 46-м году. Но его опять послали на службу, на этот раз на Дальний Восток. Причем его супруга уже родила первенца, пришлось расставаться с семьей. Вернуться в Кременчуг он смог уже после смерти Сталина. Работал директором школы №27.
Прасковья Дмитриевна Попенко в военные годы была переводчицей с немецкого. В свои 15 лет она захотела пойти на войну. Для этого даже «приписала» себе лишние два года, чтобы наверняка взяли.
– Тогда многие так делали, – вспоминает она. – Это была война, никто и не узнал. Мы жили в Максимовке Кременчугского района. Отец мой пошел в армию, мать с младшим братом остались дома. Несмотря на бомбежку, эвакуироваться семья не стала. А я пошла в военкомат. Меня направили в Москву, на курсы немецкого языка. Я жила там до 43-го года. А затем была в Днепровской военной флотилии, вместе с ней сперва отправилась в Белоруссию, затем в Германию. До 46-го года была в Оттенберге. А потом флотилия возвратилась в СССР, а меня направили в Берлин. И я работала там в военной администрации до 48-го года. А затем вернулась в СССР.
Прасковья Дмитриевна говорит, в Германии после войны люди жили лучше, чем в Союзе. В большинстве своем к иностранцам они относились хорошо, конечно, если не были приверженцами Гитлера.
А Мария Петровна Ситник подарила нам целый костюм, связанный своими руками!
Сделала это в знак благодарности за ежегодные поздравления. Рукодельничать она любила смолоду. И была знатной модницей! Во время войны ее отправили в секретную часть работать с шифровками. До этого она занималась тем, что собирала продукты у населения, но не выдержала – не смогла забирать последние крохи у семей. И отправилась воевать.
– Я видела все документы, принимала шифровки. Допустим, пишут, что пришлют столько-то килограмм огурцов – значит, к нам приедет столько наших солдат. И я всех поднимала на ноги – у нас была баня, столовая, кожевенная мастерская…Мы готовили обмундирование, кормили их, а потом отправляли. Однажды, в 43-м году, меня ранило в живот.
Пришел эшелон, и на нас нападала банда – видимо, кто-то докладывал об этом. Началась стрельба. Мы все были научены стрелять, принимали присягу. И когда была перестрелка, меня ранило. Потом полтора месяца пролежала в больнице.
В мирное время Мария Петровна была учительницей русского языка и литературы, а когда вышла на пенсию, занялась рукоделием.
Анастасия Самсоновна Тригуба во время войны была ранена в спину. С пулей в позвоночнике ей пришлось прожить всю жизнь. И только три года назад, когда она случайно упала, пуля вышла. Сейчас Анастасии Самсоновне – 88 лет!
Командир пулеметной роты Ефим Белявский имеет много наград – их демонстрирует нам его супруга. Он был участником сражения на Курской дуге, дошел во время войны и до Германии. Был ранен, попал в госпиталь, после чего его признали уже не годным для службы в армии.
P.S. За время проведения акции ушло из жизни много ветеранов. Большинство из тех, к кому мы приходим с поздравлениями – инвалиды первой или второй групп, многие уже не поднимаются. Помните, что мы – последнее поколение, которое запомнит их живыми.
Сеть магазинов «Оптовичок» предоставила по 33 упаковки риса, гречки, макарон, чая, тушенки, растительного масла и бутылок водки
ТМ «Гармония» – по 30 упаковок сметаны и творога
ТМ «Королівський смак» – 30 упаковок майонеза
ЧП «Мудрый» – по 10 упаковок макарон, гречки, 10 пачек муки и 10 банок сгущенки
Магазин «Бордо» – 30 бутылок водки (ящик)
Кафе-бар «Cross-road» испек для ветеранов 30 пирожных
Кременчужане принесли в редакцию:
5 пачек муки
5 бутылок растительного масла
300 грн (закуплены 20 банок сгущенки и 30 шоколадных батончиков)
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.