Чем обернется новый Уголовно-процессуальный кодекс

5.05.2012, 08:30 Переглядів: 5 290

Чем обернется новый Уголовно-процессуальный кодекс
По новому Уголовно-процессуальному кодексу милиции нет смысла выбивать признание у подозреваемого. Теперь судья должен засчитывать только те показания, которые были сказаны непосредственно в суде

Фото с сайта rovenkiplice.org.ua

 

Другая невиданная новация – арест в большинстве случаев должен заменяться залогом или домашним арестом. И еще одна сенсация для нашего правосудия: конец практики отправлять дела на дополнительное расследование. Однако, не все так хорошо...


Если бы Виктор Янукович провел новый Уголовно-процессуальный кодекс сразу после получения власти, столичный УБОПовец Дмитрий Гнап сейчас был бы с красавицей женой Анной. Вместо этого Дмитрий ждет этапа в черновицком СИЗО.


Дмитрий был нетипичным УБОПовцом. Сын советского милиционера. Сначала работал участковым. Попав в орган, который призван бороться с мафией, но зачастую ее в лучшем случае крышует, за три года работы (и это в Киеве) Дмитрий не купил ни квартиры, ни машины. Только мотоцикл. Зато вышел на цепь нелегального ввоза в Украину дорогих авто.


Это и решило судьбу нормального (или ненормального?) УБОПовца. Его прямо в Киеве «приняла» черновицкая прокуратура. Вывезла в СИЗО в Черновцах. Там у Дмитрия выбили признание в краже ... машины: «Смотри, тебя никто не защищает. Подумай о жене. Мы же ее тоже можем вывезти». Дмитрий подписал показания, что угнал в Черновцах BMW. (Странный способ обогащаться как для столичного УБОПовца, Вам не кажется?). Затем он больше года пытался объяснить суду, что оболгал себя. Но суд не слышал рассказа о пытках, одновременно продлевая срок содержания милиционера в Черновицком СИЗО. Официальный дилер BMW дал справку, что машина, которую Дмитрий якобы украл, вообще не выпускалась с таким номером. Где «украденная» машина, ни следствие, ни суд так и не установили. «Потерпевший владелец», вроде бы гражданин Румынии, во время суда фигурировал под двумя разными фамилиями, и появился на заседании лишь раз, причем без документов. Но «правосудие» это не остановило. Под Пасху Дмитрий Гнап получил пять с половиной лет тюрьмы.


Команда Виктора Януковича утверждает, что она это остановит.


Как теперь не имеют права сажать


По новому Уголовно-процессуальному кодексу из Дмитрия нет смысла выбивать признание. Теперь судья должен засчитывать только те показания, которые были сказаны непосредственно в суде. Причем именно сказаны – «устно», как написано в кодексе.


Это революционная норма. Выбивание признания – основная причина пыток во время «следствия». Более того, во многих случаях в течение такого «следствия» следователи «рисуют» и «показания» «свидетелей». Потом просто зачитывают бумаги в суде. Так были сформированы обвинения против «нежинских робингудов». Показания против этих ребят, разоблачивших крышевание милицией наркоторговли в их городке на Черниговщине, были записаны следователем со слов самих наркоторговцев. И в письменном виде переданы в суд. Все просьбы «робингудов» и их адвокатов вызвать и опросить этих «свидетелей» судья Андрей Стеблина уже второй год отклоняет. Один наркоторговец все же оказался в суде, но все вопросы адвокатов проигнорировал. Два часа перед Фемидой он в буквальном смысле промолчал. Теперь такое должно прекратиться.
Другая невиданная новация – арест в большинстве случаев должен заменяться залогом или домашним арестом. Ранее не судимого человека, теперь должны арестовывать лишь по подозрению в тяжком или особо тяжком преступлении. Причем даже в таком случае арестованный может в ожидании суда провести за решеткой максимум год. После того как суд начался – максимум полгода. Если за это время ему не вынесли приговор – человека должны отпускать. Крестный отец кодекса Андрей Портнов – главный президентский спец по правосудию – прогнозирует, что украинские СИЗО выпустят треть арестованных. Эта новость должна порадовать мелкого предпринимателя Сергея Костакова. В следственном изоляторе Сергей провел годы. Когда его вновь посадили туда за участие в Налоговом Майдане, он после освобождения решил не испытывать далее украинскую Фемиду и бежал за границу. Притом, что в Украине теперь даже домашний арест может длиться максимум полгода.


И еще одна сенсация для нашего правосудия: конец практики отправлять дела на дополнительное расследование. Теперь судья не имеет права вынести такое решение. Он должен либо назначить наказание, либо оправдать обвиняемого. «Новый Кодекс существенно усиливает защиту прав гражданина. Теперь мы вводим в законодательном поле Украины равные права для сторон обвинения и защиты», – приветствовал утверждение документа президент.


Хотя на самом деле этот вопрос – чем обернется правовая революция? Родители Игоря Индило – студента, кадры смерти которого в киевском отделении милиции поразили всю страну, – в действительности были благодарны судье Маргарите Васильевой, когда она отправила это дело на доследование. Милиция и прокуратура убеждали ее, что студент упал то ли со скамейки, то ли с высоты собственного роста. И убился. Васильева не могла сама узнать, что с погибшим сделали милиционеры, поэтому и требовала дополнительно расследовать историю. Теперь это будет невозможно.
Большинство положений этого Уголовно-процессуального кодекса были написаны еще при Викторе Ющенко. Но, как и множество других крайне необходимых решений, в оранжевые времена КПК просто покрывался пылью в созданный президентом комиссии по верховенству права. Нынешний глава государства это пыль стряхнул, подав документ в Раду. Там подконтрольное Виктору Януковичу большинство за три месяца проголосовало шестьсот статей кодекса.


Но так уже было! В свое время эта самая комиссия по верховенству права подготовила для Ющенко не менее прогрессивный закон о судьях. У Ющенко он также пылился. Янукович так же сбил с него пыль и прошлым летом провел через парламент. Создало ли это правосудие – вопрос сегодня риторический.


Потому законы надо не только писать, но и исполнять.


Как законы попирают


По этому самому новому закону о судьях, их теперь якобы набирают через открытый конкурс. Да еще и распределяют в зависимости от набранных баллов. Первый конкурс провели минувшим летом. «Свідомо» тогда писало о подозрительной передаче решающего этапа Одесской юридической академии Сергея Кивалова. В результате высокие баллы получили десятков «мажоров» – юношей и девушек, чьи родители – высокопоставленные судьи. В этом году история получила символическое продолжение.


Четырех таких победителей, которые даже присягу еще не приняли, неожиданно перевели из провинциальных судов, куда их распределили после конкурса, в саму столицу. Хотя здесь должны работать лучшие из лучших. На протесты одной девушки-эксперта в правосудии никто не обратил внимания.


После прочтения нового УПК Валентин Степюк, практикующий в уголовных делах адвокат, вообще забил тревогу. Его неприятно поразил раздел о том, как теперь могут проводиться негласные следственные действия. Тайные съемки, прослушка, контроль электронной почты, проникновение в жилье. Адвокат обратил внимание, что сейчас такие операции получают статус государственной тайны. И проводят их только специализированные подразделения. Новый кодекс дает возможности делать все это всем следователям.

 

«У следователя и прокурора появится большое количество инструментов, которыми они ранее не обладали ... Добро пожаловать в полицейское государство», – написал адвокат.


Президент тем временем уже передал в парламент новый закон – об адвокатуре. Согласно первым отзывам, там тоже прописано немало прогрессивных идей. Правда, вряд ли вдохновит Степюка, которого при этой власти во дворе суда в буквальном смысле побила и «повязала» милиция. При том, по действующему закону, милиция даже дела против адвоката не имеет права возбуждать.

 

Как принимали, так и работать будет?


Пока депутаты принимали КПК, за ними велось негласное наблюдение. Его осуществляли трое журналистов, в том числе знаменитые расследователи «Украинской правды» Мустафа Найем и Сергей Лещенко. Идея была в том, чтобы снять и сфотографировать «пианистов» – депутатов, голосующих чужими карточками. Операция зафиксировала, что в решающий момент в Раде было в разы меньше депутатов, чем якобы «отдано» голосов за УПК.

 

Егор Соболев, бюро журналистских расследований «Свідомо», для «Кременчугского Телеграфа»

Автор: editor
Теги:
Якщо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити про це редакцію.

Інформація

Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.
Будь-ласка, ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ.
Ознайомтесь із правилами коментування.
Читайте також:
  • Kiaparts
  • НОВИНИ ПАРТНЕРІВ:


Свіжий випуск (№ 25 від 20 червня 2024)

Для дому і сім'ї

Читати номер

Для дому і сім'ї - програма телепередач

Читати номер

Приватна газета

Читати номер
Попередні випуски
Вверх