Они не могут делать работу плохо, они привыкли выкладываться всегда, начиная со школьной скамьи. Они – люди с комплексом отличника, который достался им от заботливых родителей. Но школьные пятерки не всем помогают во взрослой жизни. Часто отличники оказываются в подчинении у более успешных двоечников.
Комплекс отличницы
– Я не могу работу делать плохо. Любую. Если за что-то берусь, то выкладываюсь по полной, – рассказывает о своей жизни 39-летняя Галина, занимающая должность замдиректора на частном предприятии. – Сколько у меня уйдет на это времени, буду ли я делать работу в свое личное время, оплата – это все второстепенное. Да, конечно, казню себя, когда мне платят деньги, несоизмеримые с трудом, который я вложила. Но сделать лишь бы как я не могу.
Такое отношение к работе у Галины с детства. В школе она старалась учиться на «отлично» и жутко расстраивалась, если получала плохую оценку – до слез.
– Если человек хочет делать все идеально, быть лучше всех, воспринимает свои провалы как катастрофу, не умеет падать – это комплекс отличника, – комментирует психолог Лилия Бакирова. – Он есть далеко не у всех бывших отличников. Если пятерки добывают ради своей какой-то пользы – это одно. Но если хорошая оценка – самоцель, нужна чья-то похвала, и все что не пятерка – трагедия, то это проблема.
Комплекс отличницы или отличника обычно зарождается в первом классе и оставляет отпечаток в будущем во всех сферах жизни. В первую очередь это завышенные требования к себе и окружающим – они должны быть идеальными... Комплексы по этому поводу возникают чаще всего у женщин – они больше склонны к самокопанию, болезненнее реагируют на критику, тогда как мальчики по сути бунтари. Если родители слишком давят на сына, он может, наоборот, стать двоечником, чтобы не быть таким, как одноклассник – «зубрилка» Петя.
– Отличники часто устраиваются в жизни хуже, чем двоечники, – считает бывший педагог Татьяна. – У меня самой красный диплом. Помню, как вызвали в школу одного «крутого» папу – его сын набедокурил. Он нагло перед нами развалился и прямо сказал: «Мой сын – двоечник, и я был двоечником. А вы были отличниками – и чего добились? Сейчас не вы управляете мной, а я вами – даю деньги школе».
Получив не очень хороший аттестат, школьные лентяи думают о том, что нужно сделать в жизни, чтобы устроиться, ищут варианты. А отличники идут по накатанной колее – выучу, поступлю в вуз, найду работу... В итоге, как правило, они становятся идеальными исполнителями, хорошими заместителями, помощниками.
– Отличники нередко работают под началом бывших двоечников, у которых более творческий подход, – говорит психолог, – они умеют выкручиваться в разных ситуациях, находить альтернативные варианты.
Комплексы взращивают родители
Именно мамы и папы, требующие от своего ребенка высоких оценок и прилежного поведения, «сеют» комплекс, который в будущем осложнит жизнь их чаду. Часто это делают родители, которые сами когда-то были отличниками.
– Мама любила рассказывать, что она была лучшей в классе. Училась на «отлично», занималась танцами, гимнастикой, волейболом, самбо, играла в шахматы, – вспоминает 27-летняя Ирина, потомственная отличница. – Папа тоже медалист. Поэтому я не могу опозорить семью и учиться плохо.
Часто родители считают, что их дети обязательно должны быть отличниками, медалистами – мол, это им поможет в жизни. Ругают за оценки, бьют, рвут тетради, морально давят.
– Ребенок начинает думать, что он плохой, что родители его не любят, – объясняет психолог Лилия Бакирова. – Ведь он не понимает разницы между тем, что родители считают его знания недостаточными, и тем, что они считают его недостаточно хорошим.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Жизнь – это не экзамен, который нужно сдать на «отлично»
– Как реагировать, если ребенок приносит плохие отметки?
– Важно, чтобы он не боялся идти домой, получив плохую оценку, – рассказывает психолог Лилия Бакирова. – Поговорите с ним, спокойно выясните причину, по которой он ее заработал. Может, ему неинтересно, может, просто не тянет учебу, а может, преподаватель – мегера. Наберитесь терпения и спокойно объясните ребенку, что вы не будете любить его меньше, если он принесет плохую оценку. Но когда это 12 балов, то вам приятно.
– Как избавиться от комплекса, если он есть?
– Самое главное – это осознать, что он есть и что он мешает жить. Не нужно воспринимать жизнь, как один большой экзамен, который нужно сдать на «отлично». Осознайте, что, независимо от результатов в работе, которой вы занимаетесь, вы нужны, вас любят окружающие. И если вы где-то провалились, от вас не отвернутся. Нужно заставлять себя отдыхать, не корпеть постоянно над проблемами. Попробуйте делать что-то в полсилы. Не на «отлично», а просто хорошо. Помните, что избавиться от комплекса отличницы нелегко, это большая и длительная работа, которая может занять годы.
Знаменитые двоечники
Анджелина Джоли, училась плохо и была изгоем. Ее дразнили за худобу, кривые зубы и несуразную внешность.
Билл Гейтс, основатель империи Microsoft. Не отличался выдающимися знаниями в школе, а из Гарвардского института его отчислили.
Франсуа Пино – один из богатейших людей в мире, владелец брендов Gucci, Yves Saint Laurent. Бросил школу в 16 лет.
Квентин Тарантино в раннем возрасте был вынужден бросить школу и пойти работать.
Альберт Эйнштейн – ключевая фигура современной физики и лауреат Нобелевской премии, в детстве считался отстающим в развитии.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.