У нас стремятся стать юристом или программистом, для них инженер - самая престижная профессия. У нас учиться по-прежнему не модно, у них многие дети боятся остаться без хороших баллов. У нас попасть на бюджет сейчас не так и сложно, у них - нужно быть первым в рейтингах. Они не отвечают у доски и на них не кричат учителя, но заниматься могут в ... трейлерах. «ТелеграфЪ» сравнивал, как учатся школьники в Кременчуге и заграницей.
Кременчужанка Алина жалуется на то, что у ее сына из-за большой нагрузки в школе совсем не остается свободного времени. Но при этом мама считает, что образование, отнимающее много времени, малоэффективно: к тестированию дети все равно готовятся с репетиторами:
- Мой ребенок учится в 8 классе. Но у него рабочий день длится дольше, чем у взрослого! Уроки начинаются с 8.30 и заканчиваются в 2-3 дня. Чтобы нормально выучить задание на следующий день, нужно 3-4 часа. Не всегда хватает времени на тренировки: раньше занимался спортом, но теперь просто не успевает. То есть кроме школы ничего для развития мы себе позволить не можем. При том, что у них такая нагрузка, она еще и бессмысленна.
Старшеклассники поголовно ходят к репетиторам, чтобы сдать ВНО. Тогда встает вопрос об эффективности получаемого в школе образования. Если там ребенок не может подготовиться к тестированию, зачем тогда отнимать у него столько времени впустую? Ведь он же осваивает школьную программу на занятиях с репетитором в более короткие сроки. А они в школе каждый год учат украинский, и все равно пишут безграмотно. Я считаю, что такая система образования себя изжила. К тому же детям дают много лишнего материала. Моему сыну не понадобится глубокое знание всех этих химических реакций. Его больше тянет к языкам. Думаю, что профильное образование должно быть уже в 6-7 классе. Опять хотят вернуть 12-летку. Но я считаю, что и 11 лет – это много с нашим подходом.
Алина говорит: на Западе все совсем по-другому. У них другие принципы и подходы к школьному образованию. Чтобы сравнить их и узнать, какие же нагрузки у нас и заграницей, мы поговорили с выпускником кременчугской школы и американской старшеклассницей. Оба - отличники учебы. Чем отличается их школьное образование и что они сами о нем думают?
Украина: учеба не в моде
Максим Процько, выпускник лицея №4, призер и победитель многих областных олимпиад
- Модно ли у нас учиться?
- Среди большинства – нет. К сожалению, учеба сейчас не так популярна, как, например, компьютерные игры. Но диплом о высшем образовании хотят иметь практически все. Хотя есть те, кто увлекается наукой. Некоторые могли бы хорошо учиться, но им лень. У кого-то действительно нет способностей. Но на ВНО получить хорошие баллы хотят все, даже те, кто к нему не готовился.
- Сейчас в вузы поступают по результатам ВНО. Как оцениваешь эту систему?
- Положительно: это дает возможность объективно оценить знания учащихся, исключает субъективный фактор, сводит определенные коррупционные схемы на нет. И дает ребятам из небольших городов возможность поступить в лучшие вузы страны. Но, в то же время, тесты – это неоднозначный способ проверить знания. Можно и угадать. А ученик, который правильно решил задачу, но случайно допустил ошибку во время вычислений, не получит балл. Например, на тестировании по физике не разрешается пользоваться калькуляторами. Но ведь мои знания нужно оценивать по физике, а не по математике. На мой взгляд, сама процедура ВНО еще требует усовершенствования.
- Что хотел бы изменить в системе школьного образования?
- Я бы добавил больше практических занятий, особенно это касается естественных наук, таких как физика, химия, биология. Хочется больше экспериментов, но для этого нужна другая материальная база и финансирование. И еще сейчас многие готовятся к ВНО с репетитором. Потому что подготовиться к нему самостоятельно, как я, могут единицы. Но такого не должно быть. Ты занимаешься в школе, где и должны готовить к сдаче тестов. Почему еще нужно тратить деньги на репетитора?
- Хотят ввести 12-летнее образование – как к этому относишься?
- Это две стороны одной медали. С одной стороны, это хорошо, что будет возможность дольше побыть в знакомой среде: чем старше, тем легче встать на пусть взрослой, самостоятельной жизни. С другой – неизвестно, какой будет школьная нагрузка и программа, не окажется ли она излишне растянутой.
- Создают ли условия учебы для одаренных детей?
- Безусловно. Мои преподаватели вложили в меня много своего труда. Постоянно готовили к олимпиадам в свое личное, внеурочное время. К тому же у нас есть возможность выбрать профиль, который больше по душе: то ли это естественные науки, то ли гуманитарные. А при педагогическом колледже есть лагерь «Эрудит», где ежегодно занимаются с детьми, показавшими на олимпиадах хорошие результаты. 10 дней с нами бесплатно работают лучшие преподаватели со всей области, и можно углубленно изучать интересующий предмет. Я могу сказать, что государство создает все условия. Было бы желание ученика.
- Считаешь ли ты, что в школе нагрузка высокая?
- Лично у меня остается время на внешкольные занятия. Я считаю, что в школе нет каких-то супернагрузок.
- Сложно ли сейчас в Украине поступить в вуз на бюджет?
- С этим, по-моему, сейчас проблем нет. В ряде вузов недобор, особенно на технические специальности. Поэтому, если ты набрал пороговый бал – считай, уже студент. Например, условия приема в Полтавский педагогический университет. Чтобы поступить на специальность «физика», достаточно преодолеть порог, набрав 100 баллов по профильному предмету и двум непрофильным. То есть ты ответил на пару вопросов теста, и ты уже студент. А потом эти люди выйдут с дипломами преподавателей и будут учить детей. Мне кажется, что раньше было больше ребят, которые разбирались в точных науках. Мой научный руководитель рассказывал мне, что физика была очень перспективной специальностью, и конкурс был просто сумасшедший. Сейчас физики все вообще сторонятся. В прошлом году ее сдавала 51 тыс абитуриентов, в этом – 36 тысяч. В то же время на ВНО по английскому записалось все 90 тысяч, хотя я не думаю, что это будет легкий тест.
- Куда сейчас модно поступать?
- Юрист, экономист, журналист. Многие стараются поступить на программиста, считая эту профессию наиболее прибыльной. В престижные вузы страны на программную инженерию очень высокие конкурсы.
Американская школьница Александра (слева) с учительницей. Саша очень удивлена, что в Украине вузы борятся за студентов. У них все наоборот.
США: «Мы боимся выучиться и не найти работу»
Александра – ученица 11-го класса в американской школе. Уже много лет она первая в школьном рейтинге среди своих сверстников, а это больше чем полтысячи человек. Учится в классе среди таких же ребят, которые стремятся грызть «гранит науки»
- У вас учиться модно?
– Я бы сказала, что да. Мы все очень боимся выйти и просто не найти работу. Потому что часто бывает, что люди, даже получив образование, не могут ее найти – никто не хочет их брать. Мы не хотим умереть безденежно где-нибудь на дороге. Мы хотим получить больше знаний, чтобы попасть в хороший колледж, чтобы потом найти высокооплачиваемую работу и выжить в этом мире. Но это я так думаю. Я общаюсь в основном со своими одноклассниками, а это дети, которые учатся очень хорошо. Что думают об учебе те, кто плохо учится, я не знаю – мы практически не пересекаемся.
- Среди твоих одноклассников-отличников есть ребята из богатых семей?
- Да, есть из семей с хорошим достатком. Они знают, что с деньгами жить проще, и боятся в будущем их потерять. Поэтому хорошо учатся.
- Какая у вас система оценивания знаний?
- У нас действует 100-балльная рейтинговая система. Исходя из того, как ты сдаешь тесты, получаешь соответствующие баллы. Если ты берешь самый сложный, колледжный класс (частично включена программа колледжа), то это еще +10 баллов. Так выводят рейтинг среди учащихся. Например, в этом году я была первой среди всех 10-классников – это немногим более 550 человек.
- Что дают эти высокие баллы?
- Это возможность получить помощь на дальнейшее обучение. Ведь дальше нам нужно будет поступать в колледж. Он обычно находится далеко, поэтому нужно уезжать из дома и жить самостоятельно. Частные колледжи считаются более престижными, чем государственные. Финансовую помощь дают тем, кто хорошо учится и из небогатой семьи, так что нет возможности платить за образование. Чтобы у меня были более высокие баллы, я специально взяла по некоторым предметам более сложные, колледжные классы: это даст хороший проходной балл. Но мне приходится еще доказывать, что я действительно в школе освоила часть программы колледжа. Для этого по каждому предмету нужно сдать дорогой тест: он стоит 92 доллара. То есть, чтобы подтвердить 6 своих колледжных классов, мне нужно 600 долларов. Это много. Но в прошлом году я сдавала два и получила самые высокие оценки: деньги были потрачены не зря.
Кроме того, еще есть различные программы, которые позволят получить финансовую помощь на обучение. Некоторые дети выигрывают scholarship – это вроде конкурса, на который можно подаваться, если ты подходишь под их критерии. Например, scholarship для физически ограниченных детей или для девушек, которые пошли обучаться мужским профессиям. Так она студентка недавно выиграла на обучение 50 тыс долларов.
- Какие профессии сейчас считаются престижными?
- Инженер. Это очень модно. Независимо, в какой сфере: будь то производство колы или электроника. Среди моих одноклассников многие хотят выбрать такую профессию. Еще одна моя подруга хочет в будущем работать с животными, другая – планировать свадьбы. Есть те, кто собирается стать врачом. Я в их числе. Врачи и юристы всегда в моде, потому что это высокооплачиваемые профессии. А вот учителем быть не очень престижно: им мало платят. И еще я не слышала, чтобы кто-то очень хотел стать экономистом.
Вот такие они, американские учителя в младшей школе. Их любят всем классом.
Школа: 13 лет обучения
- Впервые мы идем в школу в 5 лет, в младшую школу, где один класс ведет один преподаватель. С 5-го класса все меняется. Тебя определяют в класс в зависимости от твоих успехов в обучении. Если ты отличник, то занимаешься в более сложных классах с такими же детьми. Каждый год в зависимости от твоего рейтинга тебя определяют в тот или иной класс. Средняя школа начинается с 6-го класса, высшая – с 9-го. Это все разные школы, разные здания.Со школы мы выходим в 18 лет. В старших классах можно совмещать работу и учебу: сдавать задания вечером, а не днем.
- Не мешает, что классы постоянно меняются?
- Мне это очень нравится, потому что таким образом детей разделяют по способностям. Иначе бы получилось, что отличникам скучно на уроке, потому что они уже все знают. А более слабым детям малопонятен материал.
- Сколько человек у вас в классе?
- Тридцать. Конечно, хотелось бы, чтобы было меньше. Но школа просто ужасно переполнена. В прошлом году зашло так много детей, что на всех не хватило учителей, пришлось набирать новых. И еще наша школа - это большое одноэтажное плоское здание. Места на всех не хватает. Чтобы было где заниматься, на территории школы поставили большие трейлеры. Там может поместиться два класса, но трейлер очень неудобный. Зимой в нем холодно и мы сидим в одежде, а летом очень жарко. Есть кондиционер и обогреватель, но они не очень хорошо работают. И еще трейлер, в котором у нас урок, может находиться далеко от трейлера, в котором у нас следующее занятие. А 5-ти минутной перемены не хватает, чтобы дойти: приходится бежать! Особенно это неудобно в дождь.
- Высокая ли у вас нагрузка?
- Я считаю, что да. Иногда у меня очень много стрессов. Но я занимаюсь в сложных классах. Можно выбрать класс с более легкой программой, где нагрузки практически нет. Да и в младшей и средней школе нагрузка была невысокая. Мой младший брат почти не делает домашних заданий. Я думаю, украинские школьники освоили бы программу быстрее. Но здесь другой менталитет. Поэтому мы учимся дольше.
- Какой у тебя распорядок дня?
- Я встаю в 6, потому что мне нужно разбудить своего брата. За нами заезжает школьный автобус. Брат учится в младшей школе, а я в старшей, поэтому мы занимаемся в разных школах. Они находятся друг от друга недалеко: минут 10 на автобусе. Занятия начинаются в 8.30. Уроков у нас 7, заканчиваются они в 15.30. У нас есть ланч, который длится час. В это время я успеваю сделать часть домашнего задания. Около 16-ти я дома. Нужно снова садиться делать уроки или готовиться к тестам: на это уходит несколько часов.
- Есть ли время на хобби?
- Раньше я занималась флейтой, но сейчас перестала: среди недели времени особо нет. Одна моя одноклассница занималась плаванием, сейчас тоже бросила. У моей подруги получается один час в неделю заниматься фигурным катанием. И еще во время ланча в школе она играет на контрабасе. Сейчас я на каникулах: они длятся 2 месяца, до августа. Еще у нас по одной неделе в сентябре, ноябре, феврале и марте. И две в декабре. Пока что я еще не придумала, чем заняться этим летом, но я бы хотела, чтобы каникулы длились дольше. Рядом со мной живет одна моя подруга, но с остальными одноклассниками мы почти не видимся. Мы живем далеко, доехать можно только машинами, а никто из нас не водит.
«Если мой ребенок пришел из школы расстроенный, я тут же звоню и спрашиваю, почему он в плохом настроении», - говорит Ирина, мама двух американских школьников.
Зачем так долго учиться в школе? Их опыт
- Они учатся 13 лет, но у них другие принципы обучения, - рассказывает мама Александры, Ирина. - Это все делают мягко и нежно, чтобы не травмировать психику ребенка. У них нельзя кричать на детей, прессовать их. Если мой ребенок пришел из школы расстроенный, я тут же звоню и спрашиваю, почему он в плохом настроении. Дети не отвечают у доски, потому что это слишком большой стресс. Я не видела, чтобы мои дети учили что-то наизусть, чтобы сдавать учителю. В младших классах у них домашних заданий почти нет – сын успевает сделать их в автобусе и при этом отлично учится. В старших – да, они много пишут. Знаю, дети нередко занимаются с репетиторами. И подход к получаемым баллам тут гораздо серьезнее, чем было раньше у нас, потому что от этого зависит, попадешь ты в колледж или нет. Если баллы низкие, то даже на платное не возьмут. В школе он проводят с 5 лет до 18-ти. Но это нужно в первую очередь для родителей. Здесь все работают. Домохозяйка, которая сидит дома – это возможно только в очень обеспеченной семье. Если ты родил ребенка, как правило, оба родителя должны работать, чтобы его обеспечить. И пока мама и папа на работе, нужно чтобы детьми кто-то занимался.
«Заметят, что списываешь – выкинут из «высшего» класса»
- У нас такой принцип, что дети всегда при себе носят айфоны. У моего брата еще лучше: им айфоны выдают на занятиях в школе. В классах – компьютеры, еще мы используем smartboard – это «умная доска», на которой есть Интернет, можно делать вычисления, рисовать и многое другое. В школе нам выдали учебники, но их можно возить домой или оставлять в школе: у каждого есть свой закрывающийся шкафчик. Если нужно делать уроки, берешь то, что понадобится на следующий день. На занятиях у нас много опытов, экспериментов. Особенно по физике.
- У вас можно списывать?
- Если заметят – просто выкинут из класса, где занимаются способные дети. А когда ты идешь в колледж, то тебе нужны хорошие рекомендации от преподавателя. Если станет известно, что ты списывал, ни один учитель тебе ничего не напишет. Но все равно списывают. Но ооочень осторожно.
- А друг другу помогаете? Списывать даете?
- Когда как. Если я в рейтинге первая, а у меня что-то просит девочка, которая в рейтинге 6-я, то мне все равно. Она до меня не «достанет». Но если эта девочка в рейтинге вторая, то ей помогать я буду очень аккуратно. Иначе она меня обгонит. Но при этом мы дружим и не ставим друг другу подножек.
- Можно договориться с учителем за вознаграждение за деньги?
- Нет, не получится. Это нелегально, нельзя платить учителю. Ему государство платит.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.